Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Почему чуваши чтят Ивана Яковлевича Яковлева, просветителя, православного миссионера, педагога?

В истории каждого народа бывают личности, в которых воплощаются лучшие его качества. Среди чувашей таким человеком является Иван Яковлевич Яковлев – просветитель, православный миссионер, педагог. Несколько дней назад исполнилось 175 лет со дня его рождения. Малоизвестные подробности о жизни чувашского просветителя рассказала методист музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Нина Литвинова.

Секрет уважения и перевод Библии

Чуваши очень чтят Ивана Яковлевича Яковлева. Можно сказать, он национальный герой – создатель чувашского алфавита, положивший начало народному образованию. Именно он открыл Симбирскую чувашскую учительскую школу, которая готовила педагогов для начальных училищ. Она стала национальным культурным центром и главным поставщиком кадров. Яковлев также активно занимался переводческой деятельностью, собирал пословицы и поговорки на родном языке, сочинял детские рассказы и сказки. Одно из важнейших дел его жизни, которому он посвятил 39 лет, – перевод Библии на чувашский язык. Ему помогала команда единомышленников, состоявшая из учителей, священников и его учеников. Это был сложный кропотливый процесс: нужно было передать смысл Священного Писания, не исказив его. В итоге Иваном Яковлевичем Яковлевым был полностью переведен Новый Завет.

-2

В экспозиции музея «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» хранится подлинный экземпляр Нового Завета на чувашском языке, впервые изданного в Симбирске в 1911 году. Такой же экземпляр был преподнесен в подарок императору Николаю II. В переводе религиозной литературы Яковлеву помогало Британское и иностранное библейское общество: оно спонсировало издание такой литературы.

Взятка не состоялась

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля (по новому стилю) 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево, которая раньше входила в состав Симбирской губернии – ныне это Тетюшский район Татарстана. На второй день после родов его мать умерла, и мальчика усыновила семья дальних родственников. О том, что он приемный, Иван узнал лишь при поступлении в Симбирскую гимназию, когда пришлось поднять метрику о рождении.

В те годы родители нерусских детей неохотно отдавали их учиться. Когда приходило время поступать в начальное русское училище, они нередко откупались. Дело в том, что зачастую дети из таких семей, не понимая русского языка, только теряли четыре года. За Ивана тоже сначала давали взятку директору училища в виде фунта цветочного чая, по тем временам очень дорогого, но по каким-то причинам тот не принял взятку. И этот факт непринятия взятки сыграл судьбоносную роль в жизни Яковлева – положил начало его образованию. Затем юноша учился в Симбирске на землемера и даже работал по профессии. Но у него в голове стали появляться неясные мысли о том, что нужно что-то делать для своего народа, спасти чувашский язык. Яковлев понял, что для этого ему самому, прежде всего, необходимо хорошее образование. Окончив Симбирскую классическую гимназию с золотой медалью, он без экзаменов поступил в Казанский университет на филологическое отделение.

Единомышленники и не только

Первым и главным помощником Ивана Яковлевича стала его жена. Она возглавила женское отделение при чувашской школе, работала в нем преподавателем и воспитателем. Также миссионера поддерживал Николай Ильминский – известный ученый, можно сказать, отец «инородческого образования», который открыл в Казани крещено-татарскую школу. По примеру этой школы была открыта и чувашская школа в Симбирске. Со временем люди, которые прошли обучение в чувашской школе, стали соратниками и союзниками своего учителя.

-3

Иван Яковлев жил во времена правления трех разных царей, он пережил революцию. Во все периоды его деятельности находились люди, которые как помогали, так и вредили ему. В школу приезжали ревизоры, чтобы найти какой-нибудь компромат на него, писали доносы. Его предавали даже бывшие ученики. Ивану Яковлевичу приходилось выступать в судах, защищая себя и свою школу.

Из школы в музей

В 1917 году школа Яковлева в Симбирске функционировала, но меняла названия и программы обучения. После революции ее пытались закрыть и сделать на ее месте русский институт, но Иван Яковлевич обращался к высшим властям, чтобы этого не произошло.

В 1956 году школу расформировали. В то время власти по всей стране открывали школы-интернаты для детей, чтобы приобщать их к культуре, искусству. Территория чувашской школы с многочисленными зданиями подходила для этого как нельзя лучше.

В 80-е годы прошлого века музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» взял строения бывшей школы под свою охрану, и началась массовая реставрация зданий. В здании, где находилась квартира семьи Яковлевых, было решено открыть музей. В 1991 году открыли для посещения три из шести комнат квартиры. Сейчас посетители могут увидеть ту самую служебную квартиру Ивана Яковлева при школе уже полностью восстановленной.

На первом этаже – приемная зона, сувенирный киоск, на втором этаже в 2015 году была открыта экспозиция, посвященная истории чувашской школы, а в 2018 году – познавательно-игровое пространство «Сказочное Зазеркалье», которое рассказывает о народной и авторской сказке. Часть третьего этажа, кроме мемориальной квартиры семьи Яковлева, занимает восстановленный класс Симбирской чувашской школы. Там можно увидеть, за какими партами сидели ученики, какие были учебные пособия, книги. Этнографическая экспозиция, посвященная чувашам Симбирской губернии конца XIX – начала XX века, знакомит посетителей с интерьером чувашской избы, предметами быта чувашей, а также с их занятиями – пчеловодством, возделыванием хмеля, хлебопашеством и другими.
На первом этаже – приемная зона, сувенирный киоск, на втором этаже в 2015 году была открыта экспозиция, посвященная истории чувашской школы, а в 2018 году – познавательно-игровое пространство «Сказочное Зазеркалье», которое рассказывает о народной и авторской сказке. Часть третьего этажа, кроме мемориальной квартиры семьи Яковлева, занимает восстановленный класс Симбирской чувашской школы. Там можно увидеть, за какими партами сидели ученики, какие были учебные пособия, книги. Этнографическая экспозиция, посвященная чувашам Симбирской губернии конца XIX – начала XX века, знакомит посетителей с интерьером чувашской избы, предметами быта чувашей, а также с их занятиями – пчеловодством, возделыванием хмеля, хлебопашеством и другими.

Духовное завещание чувашскому народу

Скончался Иван Яковлевич в Москве в 1930 году. В 1921 он составил текст «Духовного завещания» своему народу. Обращаясь к чувашам, Яковлев подчеркивает необходимость веры в Бога, любви к Родине, честного труда. Он заповедует любить Россию, верить в нее и беречь семью, потому что «в семье опора народа и государства». В завещании звучит просьба закончить перевод Библии, который он не успел завершить при жизни (Ветхий Завет).

Музей и церковь

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов на улице Воробьева в Ульяновске входит в состав музейного комплекса Симбирской чувашской школы. Она была построена при школе Яковлевым, считавшим, что образование должно быть неразрывно связано с верой. В храме совершаются богослужения на церковнославянском и чувашском языках. Настоятеля храма иерея Владимира Манякова приглашают на музейные мероприятия, он неоднократно собирал прихожан на экскурсии в музей.

-5

В конце прошлого года по инициативе музея-заповедника начали возрождать пришкольный фруктовый сад на территории комплекса Симбирской чувашской школы, он был создан ее учениками и преподавателями. А еще к этому юбилейному дню рождения был разработан экскурсионный маршрут по местам Симбирска-Ульяновска, связанным с именем Ивана Яковлевича Яковлева.

Записала Екатерина БАРИНОВА

Публикация газеты «Православный Симбирск»