Найти тему
Инженерные чудеса!

История оппозитных двигателей Alfa Romeo или откуда в Alfa Romeo Константина "AcademeG" оппозит?

Недавно Константин «AcademeG» в очередной серии «дешёвок» показал интересный автомобиль Alfa Romeo 33 с оппозитным мотором (https://www.youtube.com/watch?v=-NbNqyxsIEM). С одной стороны – ничего необычного. Оппозитные моторы широко известны многим по автомобилям Porsche и Subaru, а мотоциклисты знают его по BMW и Уралам.

С другой же стороны – очень странный выбор силового агрегата для компании, традиционно выпускавшей автомобили с рядными и V-образными двигателями.

Сегодня я расскажу вам историю оппозитов Alfa Romeo – откуда они пришли, почему появились в гражданских машинах, и почему исчезли.

Но сначала вспомним, что за автомобили выпускала эта итальянская компания. Основанная в 1910 г. Уго Стелла компания изначально называлась A.L.F.A (Anonima Lombardi Fabbrica Automobili - Акционерное общество "Автомобильный завод в Ломбардии"). Для производства легковых автомобилей был нанят опытный инженер Джузеппе Мерози, бывший работник FIAT. Первым автомобилем компании был A.L.F.A 24 HP.

A.L.F.A 24 HP
A.L.F.A 24 HP

В 1915 году компания переходит под управление Николы Ромео и встаёт на военные рельсы, выпуская военное оборудование для Италии и их союзников в Первой Мировой войне. В 1920 г. компания меняет своё название на Alfa Romeo, а слово Milano на эмблеме появилось, когда компания построила в Милане новый завод.

Основную славу марке принесли гоночные победы. За всю историю марки гоночные команды Alfa Romeo выиграли 5 чемпионских титулов в гонках Формула-1, 9 кубков конструкторов. Также огромную славу и культовый статус марке на родине принесли 11 побед на гонках Миле Милья и 10 побед на гонках Тарга Флорио, а также 4 победы в гонках 24 часа Ле-Мана.

Спортивные победы двигали продажи гражданских автомобилей, которые представляли собой в основной массе мощные купе.

Alfa Romeo 6c
Alfa Romeo 6c
Alfa Romeo 8c
Alfa Romeo 8c

Однако в 1967 г. правительство Италии даёт компании «зелёный свет» на разработку проекта недорогого компактного семейного автомобиля. Производство этого автомобиля было запланировано на заводе в Помильяно-д’Арко в Неаполе, который начали строить в апреле 1968 г. за счёт государственных инвестиций для создания рабочих мест в бедном южном регионе Италии.

Разработку проекта нового автомобиля поручили Австрийскому инженеру Рудольфу Хрушке (Rudolf Hruska). Дизайн автомобиля был нарисован знаменитым Джорджетто Джуджаро. Именно этот проект и породил оппозитные двигатели Alfa-Romeo, причём стоит отметить, что это были двигатели собственной разработки, а не заимствованные у других производителей.

Причиной выбора именно оппозитного двигателя для автомобиля, обладавшего исключительно передним приводом, была необходимость максимально опустить линию капота, дабы получить требуемый дизайн, а также улучшить аэродинамику (она была лучшей в классе для своего времени). Ещё одним преимуществом оппозитного двигателя была возможность опустить центр тяжести автомобиля, улучшив тем самым управляемость, что важно для горных дорог Италии. В итоге, как вы видите, даже создавая семейный хэтчбек, итальянцы оставались верны себе и хотели сделать красивую машину с характером.

В результате на свет родился автомобиль Alfa Romeo Alfasud и серия двигателей Alfa Romeo Flat-4.

Alfa Romeo Alfasud 1,3 мт
Alfa Romeo Alfasud 1,3 мт
1,7 16V
1,7 16V

Итак, что же собой представлял оппозит от Alfa Romeo?

Это был 4-х цилиндровый оппозитный двигатель с водяным охлаждением, чугунным блоком цилиндров, алюминиевыми головками цилиндров, которые содержали в себе по одному распред. валу (2 для версии 1700cc 16V) и 2 клапана на цилиндр (4 для версии 1700cc 16V). В качестве системы питания использовались 1 или 2 карбюратора, либо инжекторами Bosch LE 3.1 Jetronic, Bosch ML 4.1 Motronic.

1,2 литра
1,2 литра

Особенностью двигателя являлся выполненный из цельного куска чугуна блок цилиндров, имевший разъём в нижней части для установки коленчатого вала.

Цельный блок двигателя с разъёмом в нижней части
Цельный блок двигателя с разъёмом в нижней части

Такое решение позволяло получить жёсткий блок цилиндров, способный выдерживать большие нагрузки, что, в свою очередь, открывало простор для доработок с целью увеличения отдачи данного двигателя, чем активно пользовались. Например, кит от компании Autodelta превращал обычный Alfasud в Alfasud TI Trofeo, что означало увеличение мощности со стандартных 79 л.с. до 130 л.с. на штатном блоке.

Также характерной чертой этого двигателя явился привод каждого из расперд. валов отдельным ремнём.

По характеристикам линейка двигателей в течение выпуска с 1971 по 1997 г.г. выглядела следующим образом:

-8
Alfa Rpmeo 33
Alfa Rpmeo 33
Alfa Romeo 145
Alfa Romeo 145
Alfa Romeo Sprint
Alfa Romeo Sprint

По сути своей имелось 3 группы двигателей. Так 1,2, 1,3 и 1,4 имели одинаковый диаметр поршня 80 мм, но разный ход (от 59 мм до 67,2). При этом двигатель 1,4 использовал колен. вал уже от модели 1,5.

1,5 и 1,6 имели уже диаметр поршня 84 мм и ход 67,2 и 72 мм соответственно.

Отдельно стояли двигатели 1,7, имевшие диаметр поршня 87 мм, однако ход был 72 мм, как у двигателя 1,6. Между собой 1,7 и 1,7 16V различались головками блока цилиндров. 16V имел 2 распред. вала в головке блока и 4 клапан на цилиндр, в отличие от 1-го распред. вала и 2-х клапанов на цилиндр у версии 1,7.

Стоит отметить, что мощностные характеристики были очень достойные. Для примера, спортивный автомобиль Porsche 914 1973 г. выпуска, имевший оппозитный четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1,7 литра, имел мощность 80 л.с. В то время как на семейном хэтчбэке Alfa Romeo двигатель объёмом 1,2 литра имел до 73 л.с.

История линейки Alfa Romeo Flat-4 закончилась в 1997 г., когда ей на смену пришли рядные четвёрки, устанавливавшиеся поперечно.

Что интересно – двигатели Flat-4 должны были снять с производства ещё в 1994 г. в целях экономии и унификации, а также по причине устаревания конструкции. Однако у концерна FIAT, который на тот момент владел Alfa Romeo, не оказалось в достаточном количестве рядных моторов, чтобы можно было оснастить все новые модели, а потому оппозит продержался на конвейере ещё три года. Ни до, ни после этого компания больше не выпускала оппозитных двигателей для гражданских автомобилей.

Спасибо, что прочитали эту статью, надеюсь, мне удалось познакомить вас с чем-то новым и интересным. В мире ещё много инженерных шедевров, и я постараюсь рассказать вам о них как можно больше!

А если вы подпишитесь на канал и поддержите меня лайком, я буду знать, что моя работа не прошла даром и мой материал кому то интересен. До новых открытий, друзья!