Найти тему
Сапфировая Скрижаль

Изменённые состояния сознания. Кто я?

Суть всевозможных духовных практик (таких как медитация, концентрация, начитывание мантр и молитв, аскеза, дыхательные упражнения, йога, осознанные сновидения, остановка внутреннего монолога, неделание и многих других) в конечном итоге сводится к работе с сознанием. Основная цель - обретение и закрепление определённых состояний сознания. Обратите внимание: цель аскез не самоистязание, цель остановки внутреннего монолога - не отключние мозга, а обретение определённых состояний сознания. Таким образом вы не становитесь продвинутым практиком только потому, что перестали думать. Так же как не становитесь святым только потому что поститесь.

Состояние сознания - это режим, в котором наше сознание функционирует. Чтобы было понятнее, приведу краткое описание и приблизительную классификацию состояний сознания, относящихся к человеческому спектру. Она может отличаться от классификаций других авторов.

1. Обычные состояния сознания. В них пребывает большинство людей в бодрствующем состоянии. Могут иметь разный охват внимания, различную степень концентрации внимания и осознанности.

2. Дополненные состояния сознания. Это состояния сознания, в которых в бодрствующем состоянии могут пребывать творческие люди, гении и изобретатели, маги и люди, наделённые какими-либо сверхспособностями.

3. Угнетённые состояния сознания. В них находятся душевно больные люди, люди в состоянии гипноза, морока, в состоянии алкогольного или другого опьянения.

4. Обычные состояния сна. В этих состояниях сознания мы видим сны. Однако эти сны неосознанны.

5. Осознанные сновидения. Они происходят когда мы во сне осознаём что спим, осознанно воспринимаем происходящее и даже влияем на события в сновидении и на собственное сознание.

6. Изменённые состояния сознания. Эти состояния сознания достигаются специальными йогическими практиками и практиками осознанных сновидений. Войти в такое состояние сознания можно из бодрствующего состояния и из состояния сновидения. Главное отличие таких состояний - изменяется сам осознающий. Именно поэтому я называю их изменёнными состояниями.

Остановлюсь на этих состояниях сознания чуть подробнее. В изменённом состоянии сознания можно например смотреть на физический мир глазами ворона или волка. Можно видеть мир как течение энергоинформационных потоков, и много чего ещё можно. Но чтобы что-то там «делать», необходимо уметь управлять своим вниманием и намерением (волей) и находиться на приличном уровне осознанности.

Чтобы обрести способность достигать подобных состояний сознания, например в шаманских практиках, шаманам приходится проходить через инициацию, то есть через осознание собственной смерти. При этом духи  шамана (невоплощённые существа-союзники) буквально разбирают сознание шамана на части, а затем собирают его вновь в новом качестве. Таким образом речь не идёт о философских рассуждениях о собственной бренности. Шаман реально видит свою смерть как говорится «в прямом эфире». Вообще практики изменённых состояний сознания весьма опасны, как в момент непосредственного нахождения в этих состояниях, так и после выхода из них в обычной жизни. Избавить человека от этой опасности не сможет даже заблаговременное принятие своей смерти как свершившегося факта. Ибо обретение свободы в управлении вниманием - это лишь первый шаг, лишь первое прикосновение к Силе. В прошлом не все ученики шаманов доживали до состояния настоящего шамана. Некоторые из них сходили с ума и даже гибли. И это ещё при том, что не любого человека шаман брал в ученики.

-2

Более обобщённая и весьма размытая классификация состояний сознания есть у Карлоса Кастанеды. Все возможные состояния сознания он разделил на три группы, которые назвал первым, вторым и третьим вниманием. Под «вниманием» Кастанеда подразумевает область концентрации человеческого сознания.  Первое внимание самое небольшое по объёму. Это внимание обычного физического мира. Второе внимание - магическое. Это внимание нашего энерго-информационного существа. Третье внимание - не совсем наше. Третье внимание - это внимание той бессмертной и бесконечной сущности, небольшой частью которой являемся мы вместе со своим энерго-информационным существом. К её вниманию мы можем лишь прикоснуться. Чтобы это стало возможным, должно произойти разотождествление нашего «я» с нашей личностью. Для этого не обязательно умирать. Но на время полностью потерять себя придётся. Не просто абстрагироваться от собственной личности, а реально не помнить, что у тебя вообще есть какая-то личность. И только в этом состоянии сознания становится очевидным ответ на вопрос «кто я?».

Третье внимание - это не внимание Бога. Внимание Бога намного больше. Большинство людей, уяснив, что при ответе на вопрос «кто я?» нельзя ассоциировать своё «я» ни со своим телом, ни со своим статусом, ни даже с личностью, логически каким-то образом приходят к выводу, что их истинное «я» это и есть Бог. Ну кто же ещё? Конечно Бог !))) Это в иллюзорной матрице реального мира ты Вася Пупкин, а на самом деле - Бог.)) Такое духовное развитие очень нравится людям. Делов-то: останови внутренний монолог, ощути себя единым с мирозданием, ощути себя Богом, и вот ты уже «проснувшийся». Если ещё пишешь в социальных сетях многозначительные туманные высказывания по мотивам прочитанных книжек, то не только Бог, но ещё и "гуру".))

Действительно, воплощённое человеческое существо является одновременно частью Творца и частью творения. То есть часть меня является частью Бога. Бог во мне и я в Боге. Но это не полный ответ на вопрос «кто я?». Вторая часть ответа становится видна только из состояния третьего внимания. Итак кто я? Аз есмь универсальная единица Глобального Сознания. Здесь ключевое слово - универсальная. Универсальная потому, что могу находиться в самых разных состояниях. В момент осознания «аз есмь» сознание не привязано ни к какой конкретной личности. Это вообще безличностное сознание, и тем не менее индивидуальное, нераздельное и не слитое с Глобальным Сознанием, способное воспринимать, осознавать, влиять на воспринимаемое.

Способность влиять на воспринимаемое позволяет мне в своём сознании создавать миры. Это внутренние миры, которые существуют лишь в моём восприятии. Кроме внутренних миров есть и внешние. Внешние миры - это миры, в создании которых задействовано всё Единое Глобальное Сознание. Некоторые мистики мечтают создавать свои индивидуальные миры. Однако мир, созданный небольшой группой сознаний убог и тесен. Наш глобальный мир намного интереснее и богаче.

Сознание практика в третьем внимании находится вне обычного человеческого сознания, как бы над ним. При этом на самом деле никакого места «над» не существует. Ибо из третьего внимания ясно видно, что все вокруг - это такие же универсальные единицы Глобального Сознания, которые находятся в процессе постоянного изменения состояний. Человеческие сознания могут находиться в самых разных состояниях.

Но откуда возникла идея верха и низа? Не от злого умысла так много путаницы в концепциях наших духовных школ. Мой учитель, когда говорил мне, что я должна что-либо «увидеть» мистическим зрением, никогда не описывал как то, что нужно «увидеть», должно выглядеть. Конечно же я его просила описать, ведь чувствовала себя очень неуверенно, когда должна была увидеть то, о чём не имею ни малейшего представления. Однако учитель на это отвечал, что, если он опишет своё видение, то очень велика вероятность того, что я увижу не то, что есть на самом деле, а то, что захочу увидеть. А захочу я увидеть естественно то, что себе напредставляла, слушая его описание. Сейчас в интернете можно найти описание чего угодно вперемежку с фантазиями. Таким образом собственное сознание практика расставляет у него на пути ловушки самообмана. Как часто мы свои внутренние миры воспринимаем за внешние! Как много «проснувшихся» продолжают спать и видеть прекрасные сны о своём пробуждении...

-3

Но вернёмся к «аз есмь». Аз есмь - чистое универсальное сознание, не привязанное к конкретному человеческому «я», способное находиться в различных состояниях и являться основой для разных ипостасей, растущих из одного корня и потому взаимосвязанных, но не слитых. Аз есмь не имеет пола. В прошлой жизни я могла родиться мужчиной. В этой - женщина. Не бывает такого, чтобы женскому духу досталось мужское тело, или наоборот. Дух - это универсальное сознание. Он не имеет пола. Пол - это физика, гормоны и воспитание. Универсальный дух в женском теле - должна быть женщина. Универсальный дух в мужском теле - должен быть мужчина. Всё остальное «от лукавого»).

Переключение между первым, вторым и третьим вниманием происходит скачкообразно. Между ними есть «зазор» забытия. Хотя в некотором смысле промежуточные состояния существуют. Они бывают в моменты фокусировки сознания на одном из вниманий. Второе внимание Кастанеда называет вниманием дубля, подчёркивая этим его отличие и автономность от обычного первого внимания. Однако Кастанеда был далеко не первым, кому были открыты знания о существовании второго и третьего внимания. На мой взгляд в Ведах есть указание на то, что наиболее полное доступное нам знание об этом было известно древним ариям. В текстах Ригведы неоднократно говорится о том, что существует два мира - материальный (земной) и нематериальный (небесный). Нематериальный мир состоит из трёх Небес.

Трижды (поделены) высшие труднодоступные светлые пространства. Царствуют три мужа Асуры. Преданные закону, деятельные боги, которых трудно провести, пусть будут трижды в день на месте жертвенных раздач! (РВ 3:56:8)
"Где странствие по своей воле по троякому небосводу, по троякому небу неба, где миры, полные света, там сделай меня бессмертным!" (РВ 09.113.9)

Обратите внимание на то, что концепции Ригведы сильно отличаются от концепций, изложенных в последующих индуистских текстах, созданных уже на территории Индостана. Семь миров (Сатья-лока, Брахма-лока и друге) были придуманы значительно позже.

Материальный мир мы воспринимаем нашим обычным первым вниманием и телесными органами чувств. Первое Небо можно соотнести со вторым вниманием. Это внимание нашей энерго-информационной сущности текущего воплощения. Второе небо относится к области третьего внимания и нашей вечной бессмертной сущности, то есть сущности всех наших воплощений. Ну и Третье Небо - это внимание Того, кто больше чем наша вечная бессмертная сущность со всеми её воплощениями.

Состояния сознания, которые доступны в материальном мире, также ценны, как второе и третье внимание. Иначе материальный мир не существовал бы. Что касается «страданий» от которых стремятся уйти, исключив возможность новых воплощений, то стоит заметить, что всё должно меняться. В том числе и состояния сознания. Вы можете запретить себе страдать, оборвав все привязанности, но решать воплощаться ли вновь будете в любом случае не вы, а та сущность, которая посредством вас воплотилась. Наши страдания в первую очередь связаны с отсутствием на земле справедливого и гармоничного общества. Его существование подразумевает постоянные усилия в этом направлении. Даже чтобы «находиться на месте» нужно постоянно двигаться.

Читать далее:

О каких «осколках сознания» говорил Будда?

Сознание и вечная жизнь. Новый уровень. (I часть)

Центральная идея ведической цивилизации. Основы ведического мировоззрения. (1 часть)