Найти тему
Адвокат Полетаев

Начало конца электросамокатов.

Всем привет!

23 апреля 2023 года я запилил вот эту статью - https://dzen.ru/a/ZEU42iBouEP3PN3h?share_to=link – которая (1) была посвящена авторскому видению доводов в пользу полного запрета электросамокатов, и (2) которая – довольно неожиданно для меня – вызвала местами бурный отклик и оживленную дискуссию в каментах.

На сегодняшний день статья набрала более 61 000 показов, более 9 000 дочитываний и более 1000 каментов.

Оказалось, что тема СИМ – прямо-таки злободневная 😊. И электросамокатчикам как пользователям и эксплуатантам данного средства индивидуальной мобильности, и их не всегда вдохновленным этим фактом соседям по тротуарам – пешеходам – есть что сказать друг другу 😉

Вдохновленный успехом публикации я решил поинтересоваться – а как, собственно, урегулирован вопрос использования электросамокатов с правовой точки зрения? И здесь меня ждало неожиданное – и, не буду скрывать – приятное с точки зрения пешехода открытие.

Оказалось, что Правила дорожного движения содержат положения, фактически ставящие «крест» на использовании электросамокатов на тротуарах. То есть – при условии, конечно, что полиция озаботится соблюдением электросамокатчиками ПДД – дни самокатов на тротуарах фактически сочтены ☹

Но обо всем по порядку.

Итак, в соответствии с Правилами дорожного движения под средствами индивидуальной мобильности понимаются транспортные средства, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенные для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Электросамокаты, как Вы можете видеть, тоже относятся к СИМ с точки зрения ПДД.

Далее, в ПДД имеется отдельная глава – 24 – которая посвящена требованиям к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих СИМ (и электросамокаты в том числе).

Я не буду пересказывать её полностью – поскольку иначе Вы заскучаете 😊, но остановлюсь только на принципиальных положениях, соблюдение которых делает использование электросамокатов на тротуарах фактически бессмысленным и невозможным.

Итак, формально законодатель разрешает использовать электросамокаты на тротуаре. Да, с оговорками, да, на тротуаре электросамокатчик как бы может кататься, только если нет велодорожки – но тем не менее формальное разрешение типа есть.

Почему оно формальное? А все просто… (и гениально 😉). Потому что есть положения абзаца 2 пункта 24.6 ПДД, в соответствии с которым «Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов».

Что означает вышеуказанное – переводя с юридического на русский?

Вышесказанное означает, что если (1) электросамокатчик (2) на тротуаре (3) подвергает опасности или создает помехи (4) для пешеходов – он должен (5) спешиться или снизить скорость до скорости пешехода.

Иезуитство, да 😊? Ну да, немного, наш законодатель – он такой 😉.

То есть запрета на использование электросамоката на тротуаре как бы нет. Даже как бы можно использовать. При определенных условиях. Но эти условия использования обессмысливают право!

Почему обессмысливают? Да потому что электросамокат на тротуаре – это в любом случае как минимум помеха для движения пешехода. Даже без электросамокатчика, если он просто валяется в пыльном углу.

А с электросамокатчиком – тем более помеха.

А поскольку электросамокатчик в любом случае на тротуаре создает помеху движению пешеходов или опасность для них – то вот, пожалуйста.

Или спешивайся (и переставай быть электросамокатчиком, но становись не просто пешеходом, а пешеходом, ведущим рядом с собой эту балалайку дьявольскую 😉), или снизь скорость до скорости пешехода (но тогда электросамокатчик теряет преимущество в скорости, ради которого все и затевалось).

А в абзаце 3 пункта 24.6 ПДД РФ наш добрый, справедливый, мудрый законодатель пошел еще дальше, поставив на электросамокатчике жирную точку.

Данная норма ПДД звучит так – «Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет».

Еще раз, по буквам – У ПЕШЕХОДА ПРИОРИТЕТ ПЕРЕД ЭЛЕКТРОСАМОКАТЧИКОМ.

П-Р-И-О-Р-И-Т-Е-Т!!!

Как это выглядит в комплексе? А в комплексе эти положения фактически аннулируют электросамокатчика на тротуаре. Потому что на тротуаре – пешеходы. Элетросамокатчик – в любом случае – помеха и опасность для них. Поскольку это так – электросамокатчик спешивается и идет пешком среди пешеходов, ведя в поводу своего электрического коня. Или снижает скорость до пешеходной – но тогда он за прокат электросамоката платит, а преимущества электросамоката не использует.

И возникает естественный вопрос – с предопределенным ответом. А зачем электросамокат на тротуаре при таких условиях? А при таких условиях он теряет смысл.

Мне такой элегантный «финт» со стороны наших законодателей напомнил историю с подержанными иномарками. Когда в конце нулевых – начале десятых власти озаботились стимулированием отверточной сборки иностранных автомобилей в России, перед ними встал вопрос. А как «заставить» потребителей эти новые автомобили покупать – если есть альтернатива в виде подержанных иномарок, которые дешевле?

Ответ был найден простой – устранили альтернативу. Ввели заградительные ввозные пошлины, при которых подержанная иномарка выходила по цене дороже новой, но собранной в России. То есть право ввезти подержанную машину есть. И даже реализовать его возможно. Но экономически контрпродуктивно – выходит дороже новой, не имеет смысла.

Вот и в отношении норм ПДД, регулирующих использование электросамокатов – такая же история.

Право кататься на электросамокате по тротуару есть. Формально его даже можно реализовать. Но условия реализации таковы, что обессмысливают затею. Зачем электросамокат, если ехать на нем среди пешеходов или нельзя, или можно – но со скоростью пешехода.

Так что всё. На тротуарах им точно конец 😊…