Семейство полугусеничных бронетранспортеров "Half-Тrack" серии M2/M3/M5/M9, одно из наиболее известных и популярных среди боевых машин союзников в период Второй мировой войны, появилось в "Хагане" ещё в марте 1948 года и осталось в "ЦАХАЛе" очень надолго, последние сняли с хранения и отправили на переплавку в феврале 2005 года. Следуя своей извечной привычке, евреи не делали различия в моделях и все называли "Захлам М-3", где первая часть расшифровывается как "захали ле-мехеца" - "полугусеничный". Зачастую "М-3" отбрасывалось и получался просто "Захлам".
Первые "хафтрэки" были куплены в январе 1948 года в США, более 100 бронетранспортеров M2/M3 с армейской распродажи со склада в районе Харисберга. 53 штуки из них были в конце февраля погружены на судно "Flying Arrow", выкрашенные в красный цвет и как "тракторы" по документам, и отправлены в Бомбей, само собой через Палестину. Но ФБР предупредило американского консула в Иерусалиме, а тот - британскую военную полицию. Когда судно в начале марта прибыло в Хайфу и его начали разгружать, то туда прибыли представители властей, соскоблили свежую краску и стала видна армейская окраска "тракторов". Разгрузка была прекращена. Представителям "Хаганы" удалось спрятать 13 уже разгруженных БТР, остальные были отправлены "по адресу" в Бомбей, где их разгрузили и поместили на хранение. В ноябре 1948 года БТР погрузили на судно "Flying Trader" и отправили в Израиль (в документах значился Нью-Йорк). 15 ноября 1948 года судно прибыло в Суэц, где все 40 БТР были конфискованы Египтом.
Следующая партия из 18 штук, из-за проблем с американским ФБР прибыла только в сентябре 1948 года, а остатки, 24 БТР-а, уже после окончания боевых действий, в апреле 1949 года.
Другим источником для закупки "хафтрэков" стала Бельгия, где в апреле 1948 года были куплены 50 штук М5/М9. Первая партия в 40 машин прибыла на борту судна "INAKO Янклевиц" в июне 1948 года, остальные десять в ноябре 1948 года, как раз успев к началу операции "Хорев".
Всего к концу 1948 года был получен 81 БТР (хотя некоторые источники опираются на завышенную цифру в 119 шт.), из них 22 было списано из-за боевых потерь, да и из оставшихся половина (33 шт.) числилась в ремонте, по результатам которого еще 7 шт. из них списали в апреле 1949 года. Достаточно печальная картина была сглажена прибытием последней партии в 24 БТР-а из Штатов и началом поступления в мае 1949 года купленных в Италии примерно 140 разоруженных шасси от минометного транспортера М4 и ЗСУ М14 и М15, которые впрочем требовали ремонта. Всего на конец 1949 года в "ЦАХАЛе" было 202 "Захлама", из них 116 шт. в частях и на базах Службы вооружений, остальные ожидали ремонта.
В отличие от колесных М3А1 "Скаут кар", по сути поголовно переделанных в башенные бронеавтомобили, полугусеничные "Захламы" практически все избежали "очумелых ручек" из "Шемеш". Только в редких случаях они подвергались переделке и сейчас мы рассмотрим их более подробно:
1) После начала вторжения арабских армий различные подразделения "ЦАХАЛа" начали кустарным образом устанавливать 20 мм автоматические зенитные пушки HS-804 на "Захламы", которые устанавливали в десантном отделении на штатной треноге, подложив мешки с песком. Известно минимум о трех таких "самоходках", одна из которых была в 79 батальоне 7-й бригады перед началом операции "Декель". 16 июля 1948 года на подступах к Назарету колонна 79-го батальона столкнулась с 9-ю бронеавтомобилями Арабской освободительной армии, в том числе пушечными, но "Захлам с зениткой" подбил 6 из них, остальные отступили.
2) Осенью 1948 года было решено стандартизировать "фронтовые" самоделки и "очумелые ручки" из "Шемеш" разработали тумбовую установку для "20 мм итальянской Алеф-Пей" (Cannone-Mitragliera da 20/77 Scotti), устанавливавшуюся в десантном отделении полугусеничного БТР, сначала за небольшим бронещитом, переросшим затем в открытую башню. Данных о количестве переоборудованных БТР нет, но известно, что на конец войны в "ЦАХАЛ" их было 7 штук, в том числе 1 исправный.
3) Огнеметный "Захлам". Строго говоря этот вариант был не переделкой, а просто в десантное отделение ставили тяжелый огнемет, разработки "научных войск" "ХАМАД", с дальностью огнеметания примерно в 80 метров. Вот только те, кто должны были применять их, являлись по сути смертниками, так как бортовая броня "Захлама" толщиной в 6,3 мм пробивалась обычной винтовочной пулей уже примерно с 200 метров. Что в общем-то и произошло во время второго штурма Латруна (операция "Бин Нун бет"), ночью 30-31 мая 1948 года. В составе штурмующих бывший полицейский форт были два огнеметных "Захлама", принадлежавших 73-му батальону 7-й бригады. Иорданских солдат за каменными стенами форта и на крыше огнемёты не достали, в ответ они, оценив "файершоу" и используя его как подсветку, просто изрешетили оба "Захлама".
4) Проектирование установки трофейных "6-фунтовок" на полугусеничные БТР началось еще в августе 1948 года. Первый БТР с такой пушкой был передан 8-й бригаде в начале октября, накануне операции "Йоав". По сути этот БТР выполнял роль "3-го танка" в роте "В" 82-го батальона 8-й бригады вместе с единственными рабочими на тот момент "Кромвелем" и "Шерманом". К концу войны в "ЦАХАЛе" было 4 БТР с "6-фунтовкой", 3 шт. в 8-й бригаде и один в 12-й.
5) В декабре 1948 года в планах "очумелых ручек" из "Шемеш" была установка на полугусеничные БТР четырех 37 мм пушек, но к концу войны смогли изготовить только один такой пушечный БТР, который был на вооружении 5-й бригады. Довольно интересный у них получился "агрегат", ни много ни мало, но "очумелым ручкам" удалось сделать многобашенный полугусеничный ТАНК! В качестве основы был взят БТР М5, его бронекорпус изменили и оснастили крышей, на которую была смонтирована башня от разбитого трофейного пушечного БА "Даймлер" с установленной вместо "2-фунтовки" 37 мм пушкой М6 в стандартной бронемаске с башни разбитого трофейного БА "Хамбер". Вторую башню, стандартную с "Вайта" с пулеметом MG-34, установили рядом с водителем БТР-а.
Здесь я заканчиваю разбор вариантов модификации "Захламов" и перехожу к другому герою этой статьи, гусеничному транспортеру "Universal Carrier".
Для начала сделаю небольшое отступление. Очень часто "Bren Carrier" и "Universal Carrier" упоминают как практически одну и туже машину, что является грубой ошибкой, так как "Бреноносец" имеет совершенно другую форму корпуса и является чистым "пулеметовозом", в то время как "Универсал" имеет достаточно вместительный "десантный" кузов.
В "ЦАХАЛе" главным поставщиком "Универсалов" были египтяне. Первоначально их называли "Носэй Брен", затем перешли на название "Захалим". Согласно отчетам на 31 декабря 1948 года в "ЦАХАЛе" было 33 шт. "Захалим", в том числе 25 шт. в бригадах (3 шт. в 1-й, 9 шт. в 5-й, 3 шт. в 7-й, 4 шт. в 8-й, 3 шт. в 9-й и 3 шт. в 12-й) и из них только 14 шт. были исправны, 6 шт. были у артиллеристов и 2 шт. были в танковой школе.
Кроме стандартных "Универсалов" в трофеях израильтянам доставались и огнеметные варианты "Wasp", правда точное количество их не известно. Один, модели "Wasp" Mk I, стоит в танковом музее в Латруне.
А вот еще один "бреноносец", который у израильтян проходил в тех же списках что и "Универсал", это несколько более крупный коллега "Loyd Carrier". Точное количество их также не известно, если судить по фото, то минимум 7 шт., из которых только 4 исправных.
На этом я заканчиваю мой рассказ об израильской полугусеничной и гусеничной бронетехнике во время Войны за независимость.
Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Надеюсь что Вам понравилось!
P.S. Ссылка на предыдущую часть: https://dzen.ru/a/ZFaLXYORtAt78ym0