Найти в Дзене
Сокурова Сабина

Дивный мир «Бегущего по лезвию»

Роман Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» является одним из самых значимых художественных произведений в жанре научной фантастики в 20 столетии. Название книги является словесной шарадой, и в ней автор зашифровывает важные вопросы к читателю.

В английском языке слово «dream» амбивалетно, и в зависимости от контекста его можно перевести как «мечта» или «сон». Это слово здесь присутствует совсем не случайно. Способность мечтать и видеть сны отличает человека от прочих живых существ. Разум и сознание позволяют нам испытывать сложные эмоции – любовь, ненависть, радость и прочее. И смысл этого вопроса можно сформулировать таким образом: кто есть человек? Что есть человечность? Автор в своем произведении последовательно ищет ответы на эти непростые вопросы.

В 1982 году Ридли Скотт снял фильм по мотивам романа, а Харрисон Форд сыграл в нем весьма неоднозначную роль охотника на андроидов Рика Декарда. Картина сохранила философскую содержательность и настроение литературного первоисточника. Авторам удалось сотворить на экране мрачный и удушающий, но с другой не лишенный внешнего очарования «дивный» мир будущего. Невероятные декорации и спецэффекты опередили свое время, и задали направление развитию жанра киберпанк в кинематографе и игровой культуре на несколько десятилетий вперед. Создатели фильма проделали удивительную работу: мир бегущего по лезвию проработан до мельчайших деталей, и у зрителя ни на секунду не возникает сомнения, что этот мир действительно реален.

-2

Определение «научная фантастика» является весьма условным обозначением жанра. В картине мы находим элементы неонуарного детектива и экшн-боевика, приметы антиутопии, и историю становления романтического героя. И спустя почти сорок лет со дня выхода киноленты, она остается одной из самых значимых художественных высказываний XX века.

Непроглядным серым смогом окутан некогда солнечный и беззаботный «город грёз». Футуристический Лос-Анжелес тонет в индиговом тумане и дожде - и больше похож на мультикультурный азиатский мегаполис. Движение камеры с помощью крупных планов и особой игры света и тени - создает на экране ощущение агрессивного и удушающего урбан-пространства. В этом холодном синтетическом мире больше не сияет солнце, экология окончательно загублена - а настоящие животные из-за чрезвычайной редкости становятся предметами роскоши и символами благосостояния.

Город будущего населён людьми и человекоподобными роботами - репликантами. Эти создания внешне практически не отличимы от людей. «Более человек, чем сам человек» - именно так звучит слоган корпорации «Тайрелл», производящей андроидов поколения «Нексус». Их используют на тяжелых работах во внеземных колониях, хотя по интеллектуальным и физическим характеристикам андроиды намного превосходят обычного человека.

-3

Иногда эти создания сбегают от своих хозяев: Нексусы пытаются жить на земле, притворяются людьми, но правительство видит в них угрозу. Бегство от своего хозяина рассматривается не как проявление свободы воли, индивидуальности, наличия души или сознания. Подобное поведение рассматривается исключительно как акт непослушания, и является достаточным поводом для того, чтобы отправить в отставку «испорченные изделия», т.к. - уничтожить.

Преследованием беглых репликантов занимаются специальные люди, которых называют «бегущими по лезвию». Рик Декард является одним из них, и его работа - это преследование и устранение «вышедших из строя» андроидов. Он является одним из лучших в своём деле, и особенно не задумывается об этических аспектах своей деятельности.

Жизненный цикл Нексусов ограничен, и составляет всего 4 года. Андроиды сбегают от своих хозяев для того, чтобы обрести свободу. Одним из самых примечательных эпизодов картины является монолог репликанта Роя Батти, который осознавая свою неизбежную смерть, сожалеет о быстротечности бытия: «Я видел такое, что вам - людям - и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Ореоном. Лучи S, разрезающие мрак у ворот Тангейзера. Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы в дожде».

Многочисленные предубеждения и социальная пропасть разделяют человека и его творение. Но экзистенциальные переживания репликантов никого не волнуют, они воспринимаются бездушными, не способными к каким-либо чувствам синтетическими машинами. Андроиды являются лишь «орудиями» для исполнения той работы, которую не хочет делать человек, - и занимают положение рабов в этом жестоком мире будущего.

В образе Рика Декарда словно в зеркале отражаются многочисленные противоречия столь несправедливого устройства жизни этого мира.

Все события фильма происходят на Земле. Некоторые весьма любопытные аспекты истории остаются за кадром. В каких условиях живут люди и репликанты во внеземных колониях? Настолько ли там все благополучно, как обещают красивые неоновые билборды на улицах Лос-Анжелеса? Из вступительных титров, мы узнаем, что время от времени там происходят столкновения между людьми и репликантами. И это создает напряженность в колониях и социальную нестабильность. Также мы ничего не знаем о процессе создания репликантов, авторы делают акцент на их социальной роли в обществе, а прочие не менее интересные аспекты их жизни остаются за «кулисами» истории. Но самой большой загадкой остается прошлое самого Рика Декарда. Авторы специально не раскрывают деталей его происхождения. И возникает вопрос: не является ли сам Рик Декард репликантом?

Персонаж Рика Декарда проходит интересный путь нравственного и духовного развития. Вначале он не вызывает особой симпатии у зрителя; ведь этот человек хладнокровно и без сожаления убивает репликантов. Его не мучают сомнения, он не испытывает угрызений совести по поводу своей «работы». Андроидов он воспринимает как «говорящих кукол», которые не достойны ни жалости, ни сострадания. Ведь они по его мнению, абсолютно лишены любых человеских чувств. Но встреча Декарда с андроидами Роем Батти и Рейчел Роузен, и последующие за этим события избавят его от предрассудков, и изменят его привычный взгляд на мир.