Сегодня День святого Георгия, который убил Змия. Символика, заложенная в этом образе, понятное дело, более древняя, чем Христианство, уходящая корнями в язычество. Христиане вообще очень много языческих праздников переименовали под себя: Перунов день стал днем Ильи пророка, Иван Купала стал Петровым днем, Карачун сменился Рождеством, а Георгий стал заменой какому–то весеннему празднику, связанному с выпасом скота. Кто–то отождествляет этот праздник с Даждьбогом, что вполне возможно, хотя конкретных источников, указывающих на это я не встречал. Однако, то, что мы видим на образе Георгия, действительно, скорее всего символизирует победу солнечного света над сырой землей, окончательный приход весны и завершение зимней спячки.
Образ змеи в славянской народной мифологии связывался с землей и водой. Источники, болота, другие водоемы — обычные змеиные локусы в народных рассказах о змеях. Она также была символом подземного царства, мира мертвых. Змея, особенно обитающая в доме, нередко рассматривается как воплощение души предка.
"Будучи связана с подземным мраком, она противостоит солнцу как источнику света. Антагонизм змеи и солнца, наиболее отчетливо проявляющийся в сербских и хорватских легендах, вскрывается в поверьях из целого ряда других славянских зон, что указывает на архаичность этого мифологического мотива, на принадлежность его к праславянскому пласту верований. Так, болгары верят, что солнце радуется каждой убитой змее, потому что змея высосала у солнца один глаз... Согласно боснийскому поверью, солнце от радости останавливается, чтобы посмотреть на убитую змею. Когда человек убьет змею, солнце, как говорят в Черногории, приостановится и радостно скажет: "Муравей задушил змея!"
Согласно славянским народным традициям "убитую змею нужно зарыть в землю или в крайнем случае повесить в тени, куда не заглядывает солнце. Если же змея останется не зарытой, то солнце начнет тускло светить и прятаться за тучи, так как ему неприятно видеть своего «земного врага». На человека, пощадившего змею и не убившего ее, три дня не будет светить солнце. По поверью украинцев Черниговской губ., убитую змею нельзя оставлять на солнце, а нужно отнести в тень, чтобы не причинить зла солнцу."
На "Егория Вешнего", как называли этот день в простонародье, проводился обряд первого выгона скота. У тюркских народов в этот день празднуется Хедерлез, который также связан с началом скотоводческого сезона, с договорами владельцев скота и пастухами. Там праздник тоже подвергся "идеологической обработке" и стал связан со встречей двух исламских святых Хизра и Ильяса. Эти два образа также символизируют влагу и солнечный свет. Хизр буквально переводится как "зеленый", это очень таинственная фигура, которая пребывает в прошлом, настоящем и будущем одновременно. В Коране он выступает как учитель Мусы (Моисея), которого он находит у места слияния двух морей. А Ильяс связан с солнечным светом, как известно, он был вознесен на небо на огненной колеснице. Хызыр–Ильяс у исламских суфиев был посредником между миром людей и Аллахом. Он также является эдаким восточным Дедом Морозом, который заглядывает на Наурыз в дома, смотрит, чисто ли там, оставляет подарки.
В общем, день св. Георгия — это идеологически переработанный образ перехода из зимы в лето, победы солнечного света над земной влагой, а копье в руке Георгия не его образе, похоже, связано с образом молнии. А.В. Гура в книге "Символика животных в славянской народной традиции" (цитаты из которой и отмечены в настоящем тексте курсивом) говорит о русском поверье, согласно которому змеи находятся в земле до тех пор, пока не прогремит первый весенний гром. "Так же и в Черногории известна примета: если гром загремит в марте (когда змеи еще в земле), летом не будет много змей. В народных заговорах от змеиного укуса содержится угроза змеям: «Егорий вас громом разобьёть и попел разметёть, молоньей сожжёть и попел разметёть».
По распространенному среди славянских народов поверью, "первую увиденную весной змею следует убивать. В районе моравско–словацкого пограничья считают, что тот, кто увидит змею до Юрьева дня (23.IV), должен убить ее, иначе она унесет с собой его счастье и удачу. Аналогичное поверье встречается и у южных славян: если не отрежешь голову змее, увиденной до этого дня, она «ужалит» твое счастье и весь год будешь несчастлив. Тот же, кто убьет змею до этой даты (дня св. Войцеха, 23.IV), станет, по представлению поляков, таким сильным, что никто не сможет с ним справиться. Мотив силы представлен и в южнославянских поверьях такого рода: если не убьешь змею, которую первую раз видишь весной, она отберет твою силу (боснийские мусульмане р–на Яйце, Езеро), отнимет половину твоей силы (Босния и Герцеговина), возьмет силы с мизинец; кто убьет ее, у того весь год будет спориться работа (Сербия, Грбаль)".