1. Грех повлиял на отношение Бога к человеку
Бог гневается на грешников: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18).
Известный проповедник XVIII века, Джонатан Эдвардс, в своей проповеди «Грешники в руках разгневанного Бога» сказал: «Бог, Который держит вас над бездной ада подобно тому, как человек с гадливостью держит в руках паука или другое какое-нибудь отвратительное насекомое, испытывает к вам отвращение. Он крайне раздражен! Его гнев пылает, как огонь! Он считает, что вы не заслуживаете ничего, кроме как быть брошенными в огонь! Глаза Его настолько чисты, что Он не может даже смотреть на вас! В Его глазах вы в десятки раз более отвратительны, чем самая ненавистная ядовитая змея для нас. Вы нанесли Ему оскорбление бесконечно более великое, чем упрямый мятежник своему властелину. И, тем не менее, не что иное, как Его рука, держит вас над бездной и не дает вам в любую минуту в нее упасть».
Грех изменил отношение Бога к человеку, он оскорбляет Его. Творец не просто гневается на грешников, а наказывает их за грех: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Самым очевидным последствием греха является смерть. Бог наказывает грешника смертью. Писание говорит о трех видах смерти. Физическая смерть – это прекращение человеческого существования в телесном виде, отделение души от тела. Духовная смерть – это отделение личности от Бога. Вечная смерть – это вечное продолжение духовной смерти.
2. Грех влияет на самого человека
2.1 Порабощение грехом
«Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» (Рим. 6:20). Один грех всегда влечет за собой последующие. Каин, убив Авеля, был вынужден лгать Богу; Давид, совершив прелюбодеяние, был вынужден идти на убийство. Грех словно наркотик ведет к все большей и большей зависимости. Господь Иисус Христос освобождает от зависимости греха. «…Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2).
2.2 Уход от реальности
Грех уводит от реальности и проявляется в нежелании смотреть в лицо правде: «Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: "перестаньте провидеть", и пророкам: "не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное"…» (Ис. 30:9–10). Люди не желают слушать истину Слова Божьего, им больше нравится ложь, которая уводит от мыслей о грехе и его последствиях. Смерть реальна, а человек ведет себя так, будто ее не существует вовсе. Последствия греховной жизни (пьянство, наркотики, аморальность) реальны, нечестивый же грешит и не думает о них. Вот почему люди выбирают фантазии современных фильмов вместо истины Слова Божьего.
2.3 Отрицание греха
Грех заставляет человека отрицать свою греховность. «Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: "я ничего худого не сделала"» (Пр. 30:20).
2.4 Самообман
Грешник обманывает сам себя, говоря, что искушения и грех приходят от Бога: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:13–17). Грешник обманывает себя, думая, что, живя в грехе, он попадет на Небеса: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10). Даже верующий может обманывать сам себя, полагая, что общение с нечестивыми людьми, мирские фильмы, песни и книги никак на него не влияют: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).
2.5 Бесчувственность
Грех делает человека бесчувственным. «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:19). Слово, переведенное как «бесчувствие», означает «прекращать чувствовать боль или горе, покрываться мозолями, становиться нечувствительным». Совесть грешника бесчувственна к Божьим призывам, к истине, праведности и святости. Чем больше человек грешит, тем более грубой и бесчувственной становится его совесть.
2.6 Эгоцентризм
Грех делает человека самоцентричным, а не богоцетричным. Вместо того чтобы жить для Бога, служить Ему, исполнять Его волю, грешный эгоцентричный человек живет для себя, служит себе (человеку), исполняет свою волю. Все это – следствие греха: человек поклоняется сам себе, то есть поклоняется твари вместо Творца.
2.7 Неудовлетворенность
Грешник не может жить в мире и довольстве независимо от внешних обстоятельств. «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:21). Один из печальных результатов грехопадения – это ненасытность грешника: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Пр. 27:20). Грешник может лишь временно испытывать удовлетворение. Верующий человек, близкий к Богу, вместе с апостолом Павлом может воскликнуть: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Флп. 4:12).
3. Грех повлиял на отношения между людьми
3.1 Появилась конкурентная борьба
В Евр. 11:4 сказано: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин…». Каин завидовал Авелю, соперничал с ним, не выдержал того, что Бог принял жертву его брата, а не его, и убил Авеля. Соперничество ведет к убийствам, изменам, предательству – все это результат греха.
3.2 Неспособность к сопереживанию
Будучи самоцентричным, сосредоточенным на себе, грешник ни в ком не заинтересован так сильно, как на своей личности. Находясь в таком состоянии, он не способен сопереживать никому так сильно, как самому себе. Понимая эту проблему, Апостол Павел писал: «…ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…» (Флп. 2:3–5).
3.3 Отвержение авторитетов
Падший, гордый, грешный, самоцентричный человек отвергает все авторитеты, кроме своего собственного. Грешник не желает принимать авторитет Бога, Библии, церкви. Он сам себе авторитет: «…и вы будете, как боги…» (Быт. 3:5).
3.4 Неспособность любить
«…Люди будут самолюбивы… более сластолюбивы, нежели боголюбивы…» (2 Тим. 3:2–4). Грешники больше всего любят себя, удовольствия и не способны любить ни Бога, ни людей.