Сегодня очень много говорят о традициях. Но есть ли им место в современной жизни? А в современном доме? Если вы сомневаетесь в ответе, мы попробуем вас убедить. В чем именно? В том, что традиции - это не пережиток прошлого, а базис настоящего.
Для выполнения нашей задачи рассмотрим простой пример. Все вы, конечно же, видели гжельскую роспись. Во многих домах, увы, часто лишь в закрытых кладовых, хранятся красивые сине-белые сервизы, доставшиеся в наследство от бабушек и прабабушек. Смотрящие исключительно вперед потомки спрятали красоту от глаз подальше, чтобы не выглядеть старомодно. И правда, не в каждом хай-теке гжель будет уместна и гармонична. Но позвольте уточнить - ваша квартира точно оформлена в стиле хай-тек или футуризм? А может, у вас какой-то другой интерьер? Если ответ положительный, зададим еще один вопрос. Вы на сто процентов уверены, что для гжели не найдется места?
Дизайнеры считают - найдется! Они предлагают использовать гжель для оформления деревенских стилей: кантри, прованс, рустик. Все три очень популярны и востребованы, причем не только за городом, но и в мегаполисах. Традиционная роспись гармонично сочетается с деревом, который любят такие интерьеры.
По мнению профи гжель отлично выглядит в тандеме со скандинавскими мотивами, отличающимися светлыми красками и тягой к природным материалам.
Гжель и золото - эффектная пара. Это делает роспись подходящей для классики.
Некоторые элементы, но без перегиба, могут добавить "изюминку" в лаконичные современные стили интерьера.
И, конечно, винтаж, шебби-шик, ретро - эти направления дизайна только выиграют от гжельских узоров.
Еще в 1328 году Иван Калита в своем завещании упоминал Гжель. Речь шла не о росписи, а о регионе, расположенном в современном Раменском районе Московской области, где жили первоклассные гончары. Именно там издревле добывали высококачественную глину, из которой в последствии изготавливали посуду, игрушки, кирпич. Само название Гжель своими корнями уходит к слову "жечь", в контексте - "обжигать глину". Всего регион насчитывает порядка двадцати семи деревень, жители которых никогда не знали крепостничества. Они были подчинены непосредственно государю и его двору. Причина такой чести в их умениях.
Естественно, в стародавние времена никакой сине-белой гжельской росписи не было. Была пестрая майоликовая. Но когда Петр I побывал в Голландии и привез оттуда наряду со многими техническими достижениями местные предметы быта, разрисованные характерными узорами в нежном сочетании синих и белых цветов (их европейцы переняли у китайцев), гжельские мастера призадумались. А можно ли заморское адаптировать и превратить в русское? Оказалось, можно. И не просто адаптировать, а многократно улучшить! И вот уже традиционные русские мотивы стали украшать посуду и другие предметы быта. Это цветы на снежном фоне, персонажи народных сказок, родные пейзажи, сценки сельской жизни, славянские узоры и многое другое. Хотя цветы встречаются чаще всего и выглядят очень эффектно.
Чуть позже, в начале девятнадцатого века, некто по имени Павел Куликов освоил технику изготовления фарфора. Он открыл собственный завод в Бронницком уезде. Никому Павел не доверял секретов своего мастерства. Но гжельцы очень хотели его узнать. И вот двое из них проникли в святая-святых Куликова. Храпунов и Гусятников, так звали мастеров, успели срисовать образцы новых печей и, прежде чем сбежать, прихватили с собой несколько образцов глины. Все, больше ничего было не надо. Их коллеги из Гжели сумели вывести формулу производства фарфора. Вскоре появилась тонкая и красивая посуда, изукрашенная сине-белой росписью.
А в 1818 году семья Кузнецовых, которой предстояло прославиться на всю Россию и далеко за ее пределами, основала в Ново-Харитоново (это гжельское старообрядческое село) свой собственный завод. Технологии, которые они применяли, отличались от украденных у Куликова. Посуда получалась еще более изысканной и утонченной. Так зародилась знаменитая "Кузнецовская империя", уже к середине столетия ставшая основным производителем фарфора и фаянса в стране.
Мелкие мастерские и артели канули в Лету. А гжельские традиции сохранились и продолжились. Им удалось пережить даже революцию и национализацию бизнеса. А в современном мире имеются новые технологии, которые позволили переносить узоры на текстиль, обои, керамическую плитку, мебель и даже технику.
Гжель лучше всего выглядит на кухне. Посуда с такой росписью может стоять на видном месте и красоваться на открытых полках или в буфетах за стеклянными дверцами, создавая антураж. Она тонкая, но, как правило, довольно прочная. Поэтому с ее помощью получится сервировать и обычный, и праздничный ужин.
Декоративные тарелочки отлично смотрятся на стенах, причем не только в кухне, но и в гостиной. Композицию можно дополнить тематическими часами. Естественно, интерьер придется выдерживать в насыщенно синей и белой гамме. Допускается использование дополнительных элементов, например, текстиля. Шторы, скатерти, ухватки, полотенца, подставки под горячее, седушки на стулья - все может быть украшено знаменитым орнаментом.
Еще один вариант - кухонный фартук из керамической плитки, разрисованный в старых традициях.
Мебель с расписными фасадами или обивкой на однотонном фоне стен смотрится интересно и необычно.
Самое то, чтобы разбавить консервативный прованс или шебби-шик.
В спальню дизайнеры советуют текстиль, украшенный гжелью. Это шторы, покрывала, постельное белье, декоративные подушки и даже коврики.
Сине-белое оформление ванной комнаты одно из самых популярных. Специалисты рекомендуют чередовать полосы белых или синих плит с расписными или делать одну композицию по типу панно на видном месте.
В гостиных клеят обои с таким рисунком, что хорошо вписывается в тематику прованса. А дорогостоящие ремонты могут включать расписанные гжелью потолки. Стилизованная обивка мягкой мебели и диванные подушки выглядят нежно и изысканно. Они сочетаются со скатертями и коврами.
Композиции из декоративных тарелочек и часов тоже будут уместны.
А еще есть потолочные люстры, настенные светильники, настольные и напольные лампы. Маленькие вазы и большие вазоны. Они отлично вписываются в самый разных интерьер. Гжель чудесно смотрится в сочетании с живыми цветами. Традиционные фигурки добавят настроения книжным полкам, стенным нишам и журнальным столикам.
Есть ли место традициям в современности? Ответ - да. Главное, не перегибать палку и не делать все узорчатым и цветочным. Создавайте либо основу с росписью (например стены), повторяя орнамент лишь в нескольких дополнительных элементах дизайна, либо расставляйте акценты с помощью расписных предметов и текстиля.