Капнист Василий Васильевич, его произведения немногочисленны и не представляли что-то особенного, но светские и литературные связи принесли ему известность. ИЖЗ
Потомок венецианского графа, сын бригадира, павшего геройской смертью в Гросс-Егерсдорфском сражении, Капнист Василий Васильевич родился в Полтавской губернии, в имении своего отца Обуховка. В 14 лет поступил на военную службу в Измайловский полк, в 1772 году перешел в Преображенский полк, где судьба его сталкивает с Г.Р.Державиным. Охваченные одинаковой любовью к литературе и поэзии, они подружились, женились на родных сестрах Дьяковых, и не расходились до конца жизни.
Выйдя в отставку, Капнист поселился в своем имение Обуховка, служил в гражданском ведомстве по выборам и в театральной дирекции, избирался предводителем дворянства Миргородского уезда, а затем губернским предводителем в Киеве; был генеральным судьей Полтавского генерального Суда; числился при министерстве народного просвещения; член Российской Академии.
Литературная деятельность Капниста была не многочисленна: его оды и другие произведения не представляли что-то особенного, он сам критично относился к своим произведениям:
«О! если бы тогда какой наставник строгий,
Внушил мне, сколько дух и разум мой убогий….
……………………………………………………….
О, сколько бы я его теперь благодарил!
Он из числа глупцов меня бы искупил».
Исключение - сатиры, которые отличались свободным и метким языком, многими остроумными выражениями, живостью и юмором. Прославила и сделала его имя известным всей России комедия «Ябеда». Эта комедия, бичующая пороки общества, лучший образец «общественной комедии» тех лет. Позднее Белинский раскритиковал ее : «эта прославленная комедия ни больше, ни меньше как фарс, написанный языком варварским даже и по своему времени». Тем не менее, в свое время пьеса была популярна, она долгое время ставилась на сцене, пользовалась громким успехом и сошла со сцены только с появлением произведений Грибоедова и Гоголя.
Капнист Василий Васильевич
1757-1823
Немного биографии:
Капнисты, происходили от венецианских графов Капнисси, проживавших на острове Занте.
Его дед, Христофор Капнисси, сын венецианского графа Стамателло Капнисси.
Отец Василия Васильевича во время прусского похода «пристал к русскому войску», позднее поселился в городе Изюм, принял русское подданство и получил имя Василий Петрович Капнист. Участвовал во многих сражениях под командованием Миниха: в Крымском походе, при взятии Очакова, в Хотинском сражении. Был пожалован в полковники и награжден несколькими деревнями. Женился на единственной дочери купца Согдена, который сделал зятя наследником всего состояния. После смерти первой жены Василий Петрович женился на Софье Андреевне Дуниной-Барковской, внучке генерального обозного, известного местного пана. По поручению Елизаветы Петровны в 1744 году он составил вместе с инженером- подполковником Боскетом подробную карту новых российских земель за Днепром. В начале 1750-х годов Василий Петрович был арестован по ложному доносу войскового товарища, обвинившего его в измене. Вскоре был оправдан, ему были возвращены имения, Императрица произвела его в бригадиры, пожаловала 1000 золотых червонцев и назначила командующим слободскими полками. В 1757 году в Гросс-Егерсдорфском сражении Василий Петрович был убит. Семье Капниста передали его саблю, с которой он бился в последнем бою, многие года сабля хранилась в семье и передавалась потомкам. У Василия Петровича осталось четверо сыновей: два от первой жены и два от второй. Самый младший из сыновей - Василий Васильевич Капнист, родился в год смерти своего отца, 12 (23) февраля 1757 года в Обуховке, в Полтавской губернии. Ему не пришлось не видеть не знать своего отца, но рассказы родных внушили ему чувство глубокой нежной симпатии к отцу.
«Отец мой здесь лежит: пришелец! Остановись
И помолись,
Что б Богом так любим он был,
Как ближних он любил!....» (Эпитафия на надгробии отца, написанная В.В.Капнистом)
Мать, Братья:
Его мать - Софья Андреевна Капнист (урожденная Дунина-Барковская), принадлежала к дворянской Малороссийской фамилии. Софья Андреевна была «красавица в полном смысле этого слова, с прелестными черными глазами, с правильными чертами и с удивительно приятным выражением лица». Она не имела хорошего образования, но этот недостаток искупался природным умом. Оставшись вдовой, Софья Андреевна управляла имениями мужа, состоявшим из 6000 душ в разных губерниях Малороссии. Она любила всех сыновей, хотела дать им хорошее образование и не жалела денег на их обучение, поместила их в лучший петербургский пансион. Часто навещала, посылала к ним в Петербург обозы с разными съестными припасами: варенье, с сухие фрукты, масло и соленья; разную птицу - индеек, дроф, гусей, уток складывала в бочку и заливала топленым маслом.
Братья:
Окончив пансион, все братья начали службу сержантами в гвардии.
Старший, Николай Васильевич, любимец матери и избалованный ей, всегда отделялся от своих братьев и не дружил с ними. Николай Васильевич выйдя в отставку, по приказу матери женился, «вовсе не любя», в Малороссии на девице из хорошей фамилии, с небольшим состоянием. По завещанию Софьи Андреевны он получил лучшие земли и лучшие имения, все движимое имущество, драгоценные камни, жемчуга и серебро. Остальным братьям ничего не было завещано кроме имений.
Андрей Васильевич, обладал «выдающимися способностями, учился лучше других братьев, но заболел и сошел с ума».
Петр Васильевич и Василий Васильевич были единокровные братья. Петр Васильевич - любимый брат Василия Васильевича, был красавцем, служил в гвардии, где его заметила императрица и обратила на него свое внимание, когда он узнал об этом, бросил службу и под предлогом болезни уехал в Англию. Там прожил несколько лет, женился на прелестной англичанке, совсем не знавшей русского языка, и возвратился в Малороссию с женой.
Обучение:
Его мать, Софья Андреевна, считала необходимой принадлежностью воспитания – серьезное обучение не только новейшим языкам, но и классическим. В доме родителей в раннем возрасте Капнист приобрел знания французского, немецкого и даже латинского языков. Он прекрасно говорил на обоих языках, а по латыни мог читать и понимать. Позднее он вместе с братьями был отправлен в петербургский пансион, где продолжил образование.
В 1771 году он поступает на военную службу в Измайловский полк сержантом, вскоре был произведен в подпрапорщики, в 1772 году переходит в Преображенский полк, где судьба его сталкивает с Г.Р.Державиным. Охваченные одинаковой любовью к литературе и поэзии, они крепко подружились, и не расходились до конца жизни. Здесь в Преображенском полку, была завязана дружба и с И.И.Хемницером и с И.Ф.Батюшковым.
В 1777 году Капнист написал первую свою сатиру «На нравы и обычаи нынешнего света», настолько удачно, что имя автора стало известно.
1778-1823:
В «Обуховке»
Оставив военную службу, Капнист женился на Александре Алексеевне Дьяковой, отвез жену в свое имение Обуховку, где жила его мать, где протекло его собственное детство, где похоронен его отец. Это имение описано Капнистом в стихотворение «Обуховка»:
«Приютный дом мой под соломой –
По мне – ни низок, ни высок;
Для дружбы есть в нем уголок;
А к двери , знатным незнакомой,
Забыла лень прибить замок»…….
Капнист называл свой дом «храмом умеренности», которую не переставал ценить до старости. По службе какое- то время он обязан был жить в Петербурге, но часто приезжал в Обуховку, где жила его семья.
Как только Капнист поселился в провинции, у него оказалось много дел. Еще в 1782 году, когда он жил в Петербурге, его выбрали в предводители дворянства Миргородского уезда; а в январе 1785 года выбирают в предводители дворянства Киевской губернии; на следующий год назначают главным надзирателем шелковичного завода в Киеве; в 1799-1801 году состоит при театральной дирекции в Петербурге; в 1802 году назначен судьей 1-го департамента полтавского генерального суда; в 1821 году избирают губернским маршалом полтавского дворянства;
в 1812-1818 годах числился при министерстве народного просвещения; состоял членом Российской Академии.
Последние годы Капнист проживал в своей Обуховке, занимаясь больше наукой, нежели поэзией. Написал несколько статей «о гекзаметре и о коренном российском стихосложении». В 1819 году после посещения Крыма отправил министру народного просвещения князю А.Н.Голицыну письмо «О необходимости сбережения и предохранения древностей Тавриды, от дальнейшего разрушения и конечного истребления». Письмо имело историческую важность, как первое указание, побудившее правительство обратить внимание на Тавриду, как на исторический памятник.
В начале октября 1823 года Василий Васильевич поехал к своему брату Петру Николаевичу в его имение Манжелея, там простудился , по дороге остановился в доме Д.П.Трощинского, в его имении Кибинцы, где 28 октября он скончался от воспаления легких. Василий Васильевич Капнист похоронен в своем имение Обуховка.
После смерти Василия Васильевича, его имения были разделены между сыновьями. Любимая Обуховка была камнем преткновения для всех и каждый из братьев желал ее иметь, чтобы избежать неприятностей мать предложила делить имение по жребию. Обуховка досталась по жребию младшему сыну - Алексею Васильевичу.
Дружба с Державиным:
В Петербурге Капнист часто встречался с Державиным, который ценил в нем природный вкус, а главное - образование, которого не доставало ему. У Державина не было ни того знания русского языка и версификации, которыми владел Капнист, ни знания иностранных языков, ни той тонкости понимания теории искусства, какими обладал его молодой друг. Державин свою глубокую привязанность к Капнисту не раз высказывал в стихах. В стихотворении «Зима» он прямо говорить о своем глубоком чувстве грусти по Капнисте, когда тот из Петербурга переехал на жительство в Обуховку:
«Что мне петь? Ах! Где Хариты?
И друзей моих уж нет!
Львов, Хемницер в гробе скрыты,
За Днепром Капнист живет».
Он даже посвятил Капнисту большую оду. Ни с кем из своих друзей Державин не переписывался так часто, как с Капнистом, никому не писал таких милых, задушевных писем, никому не писал в таком тоне: «Васенька, любезный мой друг, Христос воскрес. Дожидаюсь нетерпеливо, как сам приедешь, тогда душу к тебе с словами выпущу, папою тебя моим открытым сердцем». Обе семьи беспрестанно обменивались подарками. Жена Державина часто посылала Капнисту подарки своего рукоделья, а Капнисты посылали Державиным: вино, киевское варенье, валов и даже телеги с кирпичом. В письмах к Державину Капнист постоянно шутил, то над другом, то над собой. Посылая ответ на его оду «Изображение Фелицы», Капнист озаглавил ответ так: «Рапорт лейб автору от Екатеринославских муз трубочиста, Василия Капниста. Перевод с итальянского».
Их крепкая дружба была нарушена лишь в 1804 году, у них произошла серьезная ссора из за «одной особы». Ссора друзей была так серьезна, что они не виделись и не переписывались восемь лет. Только в 1812 году Капнист, как добрый и необыкновенно сердечный человек, первый протянул руку и просил о примирении. Дружеские отношения поэтов возобновились.
На смерть Державина, Капнист написал оду:
«На смерть Державина»:
«Поборник правды, ты святую
Всем гласно истину вещал;
Разил коварство, хищность злую,
Гордыни буйство унижал.
В картинах резких, иль игривых,
Представил страсти душ строптивых
И счастья льстивого мечты:
Вождей и грозных память боев,
Монархов мудрых и героев,
И славу обессмертил ты».
Жена, Дети:
Жена - Капнист женился в 1780 году на Александре Алексеевне Дьяковой, старшей дочери обер прокурора сената Алексея Афанасьевича Дьякова. Все три сестры Дьяковы вышли замуж за друзей литераторов: Мария Алексеевна за Н.А.Львова, Дарья Алексеевна за Г.Р.Державина.
Александра Алексеевна получила образование в Смольном монастыре, была женщина очень энергичная и умная, обучала своих детей, не прибегая к помощи учителей. В Обуховке, куда переехали молодые , она находила время лечить крестьян и обучать крестьянских детей.
Их дочь С.В.Скалон (урожденная Капнист) вспоминала : «моя мать, истинный ангел красоты как душевной, так и телесной, жила часто в одиночестве в деревне Обуховке, занимаясь воспитанием детей и выполняя в точности священный долг матери»;
В 1817 году по случаю приезда в Полтаву Императора был устроен бал, организацию бала и прием Императора дворянство Полтавской губернии возложило на Александру Алексеевну, ее избрали «хозяйкой при приеме царя». Александр Первый открыл бал полькой с Александрой Алексеевной.
В конце жизни Александра Алексеевна переехала жить к старшим братьям в Кременчуг, где умерла в 1832 году.
Дети:
Александра Алексеевна родила 15 детей, из них только шесть выжили: четыре сына и две дочери.
Семен Васильевич (1794-1844), надворный советник; кременчугский предводитель дворянства; директор училищ полтавской губернии. В 1823 году женился на дочери Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола –Елене Ивановне.
Владимир Васильевич Капнист
Иван Васильевич Капнист (1795-1854) тайный советник; полтавский губернский предводитель дворянства 1829-1844 года; Московский губернатор; Сенатор; почетный опекун в Москве. Был женат на Пелагеи Юрьевне Горленко.
Алексей Васильевич Капнист – начал службу адъютантом у генерала Н.И.Раевского, в январе 1826 года был арестован по «делу декабристов», но уже в апреле оправдан. Дослужился до чина подполковника, миргородский предводитель дворянства 1829-1844 годах. Был женат на Ульяне Дмитриевне Белуха-Кохановской.
Екатерина Васильевна Полетика (Капнист)
Софья Васильевна Скалон (Капнист), была замужем за генерал - майором Василием Антоновичем Скалон.
Характер:
Василий Васильевич «всегда веселый и любезный, любим всеми и по справедливости всегда был душой общества».
Воспоминания дочери Капнист - С.В.Скалон : «Наш отец был очень добрый, любил нас, как нельзя больше; бывая дома, он собирал всех нас, гулял с нами и забавлял нас, чем только мог……Он страстно любил свою родину и готов был жертвовать всем состоянием для блага Малороссии, при малейшем угнетении или несправедливости начальников, он летел в Петербург, бросал семейство, делал долги, которые уплачивались всегда втайне он него его другом и братом Петром Васильевича, и сражаясь часто с знаменитыми людьми, почти всегда возвращался победителем».
Немного о творчестве:
Литературная деятельность Капниста немногочисленна: первое время он очень долго писал преимущественно оды, из которых особое внимание заслужила «Ода на рабство» («На истребление в России звания раба Екатериной Второй, в 15 день февраля 1786 года»); целый ряд од, приветствующих победы русского оружия в Турции и Италии; мелкие лирические произведения; остроумные эпиграммы и сатиры; драматические переводы с французского. Литературное творчество принесло Капнисту известность, которая при его вполне обеспеченном независимом состоянии, при больших светских и литературных связях, доставило ему видное место среди писателей конца восемнадцатого столетия. Белинский так отзывался о поэте : «Капнист писал оды, между которыми иные отличались элегическим тоном. Стих его отличался необыкновенной легкостью и гладкостью для своего времени. В Элегических одах его слышатся душа и сердце».
Лучшим из всего им написанного является его комедия «Ябеда», сразу доставившая автору и громкую славу, и гонение, за небывалую смелость и резкость сатиры на судейское сословие. Комедия наделала много шума, возбудила толки, и едва не подвергла автора гонению. О комедии был составлен доклад Павлу Первому, Император усомнившись в справедливости донесения, велел представить «Ябеду» в Эрмитажном театре. Павлу Первому комедия понравилась, он возвел Капниста в чин статского советника, щедро наградил, и до своей кончины удостаивал его своих милостей. После этой комедии Капнист перевел комедию Мольера «Сганарель», в 1806 году она была показана на петербургской сцене, успеха не имела; написал комедию «Клорида и Милон», и трагедию «Антигона», но так не удачно, что сам потом осмеял их в своих эпиграммах:
«На перевод моей комедии Мольеровой Сганарева, или мнимого рогоносца»:
«Никто не мог узнать из целого партера,
Кто в Сганареве смел так осрамить Мольера;
Но общий и согласный свист
Всем показал, что то Капнист».
Этим он почти закончил свою литературную деятельность. В 1816 году издал сборник своих сочинений, посвятив его Императору Александру Первому.
«Ябеда»:
Капнист начал писать «Ябеду» еще в 1790 году, окончил в 1798.
В продолжение многих лет семья Капниста вела тяжбу с саратовской полковницей помещицей Тарновской. Несправедливость и низость помещицы причинили Капнисту столько неприятностей и хлопот, что он решил бросить тяжбу, пожертвовав 2000 душ. По этому поводу он и написал сатирическую комедию «Ябеда», в которой яркими красками описал ябедничество, недоимство и другие общественные пороки тех лет.
Действие происходит в доме Кривосудова – председателя гражданской палаты, вокруг которого группируются все остальные чиновники, заседатели гражданской палаты: Бульбулькин, Атуев, Радбынь, Паролькин, прокурор Хватайко, секретарь Кохтин и повытчик Добров. Все они должны быть представителями правосудия, но им до правосудия и справедливости дела нет. Их интересует нажива. Взятки, картежная игра, пьянство. Все они охотно идут по стопам взяточника Кривосудова, которым во всем руководит его жена Фекла, еще более алчная, чем он сам. У них есть дочь Софья, не похожа на своих родителей, ее воспитывала тетка в Петербурге, там за ней ухаживал и влюбился молодой красивый подполковник Прямиков. Но родители решили выдать ее за отставного асессора Праволова, ябедника и сутягу, который раздает взятки Кривосудову и его сослуживцам. Но судьба помогала Софье. Праволова сажают в тюрьму и судят. А Прямиков просит руки Софьи. Кривосудовы радуются, что дочь не остается без жениха и дают согласие. Так со стороны романической развязки комедия оканчивается благополучно. Но не в ней суть комедии, суть пьесы – вывести на позор и посмеяние с одной стороны таких ябедников, как Праволов, с другой – изобразить взяточничество, безнравственность чиновников, которые вместе с картежничеством и пьянством доходят до цинизма.
История появления «Ябеды» на театральной сцене была описана в статье журнала «Виленский портфель» №5, 1858 год: «Капнист в комедии своей «Ябеда» прекрасным языком и в живых для своего времени чертах выставил всю подкупность, все плутовство, беспутство и грабительство чиновников. Когда пьеса была поставлена на сцену, зрители торжествовали от всей души, и шумно приветствовали комедию. Но чиновный люд всех рангов, пристыженный, той картиной, и видя в ней изображение своих пороков, разрывался с досады. Составлен был доклад. Представлено императору, что Капнист дал ужасный повод к соблазну, что его наглость преувеличила действительность, обрушена была на писателя гора лживых обвинений. Император Павел, доверившись донесению, приказал немедленно отправить Капниста в Сибирь. Это было утром. Приказ был немедленно выполнен. После обеда гнев императора остыл, он усомнился в справедливости своего приказания. Велел в тот же вечер представить «Ябеду» в его присутствии на эрмитажном театре. Государь показался в театре только с вел.князем Александром. Больше никого не было в театре. После первого же акта, Император, беспрестанно аплодировавший пьесе, послал первого попавшегося ему фельдъегеря, чтобы тотчас же возвратить Капниста; пожаловал писателю чин статского советника, минуя низшие чины в порядке чинопроизводства (Капнист был в то время только коллежским асессором), щедро наградил его и до самой кончины удостаивал своих милостей».
«Ода на рабство»:
В 1785 году Капнист написал оду против рабства, посвятив ее Екатерине Второй. Императрица благосклонно ее приняла, пожаловала ему в награду табакерку со своим именем, осыпанную бриллиантами.