Античная скульптура веками считалась монохромной. Мраморные герои и богини, изображенные в ослепительно белой наготе, воспринимаются людьми как совершенство, а современные реконструкции в цвете видятся китчем и нелепостью. Но это большая ошибка: мы считаем античные скульптуры куда более лаконичными, чем они были на самом деле. Ведь все статуи, созданные античными авторами, были цветными.
Эта ошибка имеет свои корни в непростом пути, который прошли античные статуи от древних мастерских до современных музеев.
Ветра, дожди и пески, а также время стерли краску, почти не оставив ей шансов сохранится до наших дней. Руки археологов и помощников, которые своими кисточками освобождали статуи от налета старины, закончили этот процесс "разоблачения".
о времена Средневековья и Ренессанса мысль об идеальной белизне античной скульптуры была неоспорима. Итальянские мастера, создавшие великолепные произведения искусства, руководствовались представлением о «античной эстетике», что стало основой наших знаний о монохромных и эталонных статуях древности.
Иоганн Винкельман, немецкий искусствовед и археолог, сформировал представление об античном искусстве. Он утверждал, что только белый цвет наделен подлинной красотой. Он думал, что и древние скульпторы считали также.
Первым инакомыслящим был французский исследователь искусства Катрмер де Кенси. В 1815г. он опубликовал книгу, в которой не только высказал скандальную мысль о многоцветных статуях Античности. Он снабдил свою труд цветными иллюстрациями. Однако его идеи были приняты враждебно, а открытие ожидаемо проигнорировали.
Современные исследования подтверждают, что Кенси был прав. Сегодня мы знаем, что белизна скульптур Древнего мира была не единственным способом выражения красоты. Многие из них были изначально раскрашены яркими красками и даже покрыты золотом, которые, как я писала выше, были уничтожены "агентами" времени. Наше представление о скульптурах Древнего мира меняется и постоянно дополняется новыми открытиями и исследованиями.
Кстати, сохранились и воспоминания Рассела Стёрджеса, американского арт-диллера, наблюдавшего своими глазами, как отмывали найденную статую:
«Вскоре краски начинали опадать и исчезать. Прекрасная статуя, которую впервые исследовали в музее Акрополя в мае 1883 года, лежала на столе, и уже часть ее красок как будто бы стряхнули; эта статуя лежала, окруженная небольшими кучками зеленого, красного и черного порошковых пигментов, которые упали с ее поверхности».
Викторианцы были особенно заинтересованы в античной культуре, поэтому именно на картине художника Лоуренса Альма-Тадемы "Фидий и Фриз Парфенона" (1868-1869) была предпринята первая попытка реконструировать цвет. Для "колоризации" статуй художником использовались густые охровые оттенки.
В наше время немало исследователей обращаются к вопросу полихромной античности. С помощью техники Raking Light, которая предусматривает направление луча инфракрасного и ультрафиолетового спектра на поверхность изваяния, можно обнаружить присутствие разнообразных красящих пигментов. Эксперты могут определить, какой краситель использовался для окрашивания разных элементов статуи, даже если было использовано совсем малое количество пигментов. Можно "вычислить" состав красителя, что использовался древним мастером.
Этот способ открывает новые возможности для изучения истории искусства и расширения нашего понимания того, как создавались произведения искусства в разные эпохи и культуры.
Но мы не всегда можем смириться с тем, что наше представление приходится менять. И не все реконструкции древних произведений удачны. Поэтому они кажутся нам китчевыми и нелепыми.
Тем не менее на выставках мирового уровня периодически можно увидеть роскошные плоды трудов приверженцев античной полихромии. Это не только исходные экспонаты, но и реконструкции. Это уже не статуи покрытые яркой штукатуркой, а уникальные экспонаты, которые поражают своей красотой.
Спасибо за ваш лайк! 👍♥ Он не только радует автора, но и намекает алгоритму, что еплохобы показывать мои статьи в вашей ленте!
>>>>>>>Подписывайтесь на канал Виражи истории<<<<<<<