Магия Сейда имеет древнее происхождение. Голод, невезение на охоте, мор, бесплодие и семейные распри - это лишь несколько примеров множества опасностей, с которыми приходилось сталкиваться нашим дохристианским предкам. Жизнь была борьбой за выживание.
Невзгоды интерпретировались как выражение неудовольствия или откровенного гнева богов. Посредством жертвоприношений и заклинаний страдалец мог попытаться умилостивить могущественных Асов, Ванов и другие силы природы. Они нанимали женщин и мужчин, обладавших особыми способностями для общения с этими силами и выяснения их воли. Эти вельвы и шаманы вводили себя в измененное состояние сознания с помощью барабанов и специальных песен, которые назывались вардлоккур. В этом состоянии они могли расширить свой разум, увидеть и испытать то, что было скрыто от других людей.
В наше время мы живем с совсем другими угрозами. Опасности теперь направлены не только на выживание отдельного человека, но и на всю нашу планету. Может быть заманчиво быть охваченным бессилием перед лицом злоупотреблений, происходящих сегодня против человека и природы. Возможно, неудивительно, что мы, каждый по-своему, пытаемся превратить бессилие в позитивное действие в сочетании с личной ответственностью на духовном уровне. Некоторые используют сейд, чтобы попытаться пробудить защитные силы, восстанавливающие баланс Матери-Земли.
Таким образом, сейд — магический ритуал древнего происхождения. Вероятно, он восходит к тому времени, когда в скандинавских странах господствовал культ плодородия. Поклонялись таким богам, как Фрейя, Фрейр и Ньорд, о чем свидетельствуют многие топонимы в Скандинавских странах. Хотелось бы верить, что сейд в своей самой первоначальной форме был экстатичен и заряжен эротической первобытной силой. Измененное состояние сознания было неизбежным для более глубокого контакта с духовным миром. Но сейд, как и другие традиции, жил и менялся вместе с окружающей действительностью. В эпоху викингов произошли большие политические и религиозные изменения, которые ослабили традицию, что также можно уловить в письменных источниках. Записанные отчеты о сейде в Эдде, сагах и археологических находках скудны и оставляют нас в неуверенности. Современный сейд также не является попыткой воссоздать древнего предшественника. Скорее необходимо отбросить все представления нордической культуры и через собственную практику проникнуть в суть сейда.
В «Саге о Инглингах» говорится, что Один сам постиг искусство, заключающее в себе величайшие силы, а именно сейд. Искусство, о котором также говорят, что он учился ему у Фрейи. При помощи сейда Один мог предсказывать судьбы людей, вызвать смерть и болезнь или забрать силу души от одного и отдать другому. Такие истории заставляли в людей прошлом смотреть на сейд с недоверием, даже со страхом. Исследователи классифицировали сейд как белый или черный, предсказательный или зловещий. Сегодня мы не прибегаем к таким предвзятым описаниям. Скорее, речь идет о ясновидении, то есть о приобретении скрытых знаний. Или так речь идет о крафт-сейде что больше о том, чтобы собрать и направить силу, чтобы повлиять на ситуацию или место, которое нуждается в помощи или защите.
Согласно старым источникам, мужчин, занимавшихся сейдом называли термином эрги – одним из наиболее тяжелых оскорблений, бытовавших среди скандинавских народов. Эрги указывало на то, что объект оскорбления уличен в сексуальной девиации – смене гендерной роли. В «Саге о Инглингах сказано:
«Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы».
Но концепция эрги была скорее отражением того, как общество определяло мужественность и сексуальность. Большая часть традиции сейда восходит к временам, когда сексуальность считалась жизненно важной и праздновалась ритуально.
Сейд означает добровольную потерю контроля, и в нем легко увидеть сексуальный аспект экстаза. Пение, которое вызывает покачивающие движения бедер, дикую жизненную силу. Очевидно, это считалось постыдным в культуре мужчин-воинов. Возможно, именно здесь нам следует искать сопротивление, окружавшее сейд в старом сообществе асатру. Сегодня и мужчины, и женщины практикуют сейд без стыда и смущения. Знание сейда является неотъемлемым достоянием общества. Сейд сегодня – это проверенный ритуал и его следует рассматривать как традицию. На данный момент он адаптирован к нашему современному образу жизни, что означает отсутствие наркотиков и деструктивных целей. Речь идет о создании баланса и положительных изменений в контексте, который больше, чем индивидуальное я.
Sylvia Hild "Sejden i vår tid" перевод с шведского HRAFNAR