Найти тему
Сергей Михеев

Мы были на стороне света

Накануне Дня Победы опубликованы итоги соцопроса: 65% россиян (две трети) считают этот праздник самым важным. Он остается главным праздником россиян с 2018 года, до этого таковым большинство называло Новый год. И у 9 из 10 опрошенных есть родственники участники Великой Отечественной войны. Что еще интересного в этом опросе: две трети жителей России уверены, что Советский Союз смог бы одержать победу над фашистской Германией без помощи союзников. Такие выводы. Опрос проводился достаточно масштабно.

Сергей Михеев: Во-первых, что День Победы является главным политическим праздником - это однозначно. В советское время главным политическим праздником подавалось 7 ноября, «красный День календаря». Но, если честно, даже в советское время День Победы воспринимался людьми гораздо более искренне, чем 7 ноября. Все-таки 7 ноября - это был положенный день, как день начала советской государственности и всего, что с этим связано. А вот «праздник со слезами на глазах» - это было 9 мая. И эта песня не зря появилась в советское время - это действительно праздник, когда щемило сердце, был комок в горле, слезы на глазах, и практически каждый мог по этому поводу что-то рассказать.

Это тоже к вопросу о том, что людей цепляет. Людей цепляет то, что за душу берет, а не то, что просто написаны правильные слова. Правильные слова можно сколько угодно писать, а если вас за душу не берет, то вы даже можете с этим соглашаться, но это все будет постольку поскольку. А это, как очень талантливо сказано в песне: «праздник со слезами на глазах». Вроде бы и праздник, одновременно с этим и грусть, и боль, и память. Когда Советский Союз распался, и 7 ноября исчезло, то 9 мая стало основным политическим праздником. Это и есть день, который в значительной степени является и днем политической самоидентификации.

У кого-то в бывших советских республиках, в той же Украине, эту память из души зверским путем вырвали, удалили или заставили (какими-то таблетками, наркотиками по поводу собственной независимости) заглушить. У нас это есть, и это правильно. Я уверен, что несмотря даже на все претензии и какие-то вопросы к советскому проекту, так получилось (как по мне, так Господь Бог устроил, для других - это историческая случайность, или неслучайность, или закономерность), что мы были на стороне света. Потому что немецкий нацизм и все, кто был вместе с ним, - это абсолютно инфернальная мрачная идеология, которая утверждает, что одни люди выше других по факту рождения, и те, кто выше, могут с теми, кто ниже, обращаться как с мусором, с животными, с неодушевленными предметами. Это абсолютный сатанизм. Что бы я ни говорил по поводу других вещей, я глубоко уверен, что подобная идеология, на чем бы она ни зиждилась, не имеет право на существование и является античеловеческой. Любое утверждение, что тот или иной человек выше другого по факту рождения и имеет право на этом основании делать с ним все, что угодно и совершать преступления, абсолютно неприемлемо. Не имеет значения, чем это оправдывается: политикой, кровью, религией или еще чем-то. В этот момент здесь появляется сатана, мрак.

И мы в этом смысле боролись жестоко и победили эту мрачную идею. Пусть мы понимаем, что она так или иначе будет возникать, этот флаг будет подниматься в разных местах и может появляться под разными личинами и в дальнейшем. Это всё понятно. Но конкретно в тот исторический период мы победили этот выброс античеловеческого мрака, звериной идеи о превосходстве одних над другими по непонятным совершенно причинам. Мы были на правильной стороне и одержали грандиозную победу.

Поэтому помнить об этом надо, праздновать это нужно. Хотя понятно, что строить всю свою идентичность только на Дне Победы невозможно - это такое ограничение. Это важный праздник, и, на мой взгляд, с годами важно его содержание раскрывать. Не только то, что Советский Союз победил нацистскую Германию, которая претендовала на то, чтобы Советский Союз разрушить. То есть это получается как бы двусторонняя история. Но нет - эта история была более глубокой, многосторонней и многогранной. Это действительно была борьба и победа над совершенно зверской идеей, утверждавшей, что одни являются людьми, а другие не являются людьми. В этом наша правота.

Кстати, и сейчас в этом наша правота, потому что те, кто находятся на той стороне, к этим же вещам склоняются. Якобы они чуть ли не по факту рождения являются «высшими существами». Не все так считают с той стороны линии фронта, но так думают многие из тех, кто формирует эту политику. Поэтому преемственность и правота здесь однозначны. Поэтому как политический праздник; как праздник самоидентификации; как праздник, который является примером победы, стойкости и героизма; как праздник, который говорит о том, что необходимо выбирать правильную сторону - он был, есть и будет. И он нужен, вне всякого сомнения.