Найти тему
История и культура Евразии

Вьетнамское государство в XV-XVII веках

Оглавление

Становление вьетнамского государства при династии Ле

Еще во время войны с минцами ученый-конфуцианец Нгуен Чай предписал крестьянам возвращаться на землю, чтобы "пахать, сражаясь с врагом".

Трудолюбивые вьетнамцы быстро восстановили дамбы, засеяли поля, восстановили селения.

После окончания военных действий мобилизованных воинов частью отправили в военные поселения на юге страны. Так была защищена граница и одновременно освоены новые земли.

В периоды неурожаев, прорывов дамб на ликвидацию последствий отправляли всех - даже слушателей королевской Академии - Школы сынов Отечества.

После войны у короля появилось много свободных земель из числа конфискованного у предателей. Этот фонд использовался для раздачи земель военным и сановникам. Но большей частью временно - на три года.

Сама столица, переименованная в Донгкинь стала центром ремесленичества. Здесь, в 36 кварталах жили разные цеха - в одних делали бумагу, в других мяли кожу, в третьих выделывали ткани.

Однако династия Ле проводила политику ограничения внешней торговли. Иностранным судам можно было заходить только в порт Вандон.

Численность армии достигла 160 тысяч воинов. Поделили на две части, которые посменно сменяли друг друга в сельхозработах и боевом дежурстве. Армия была хорошо обучена, имела на вооружении пушки и огнеметы.

Армия смогла захватить часть территории вечного врага южновьетнамской Тямпы. На них образован округ Куангнам из трёх провинций.

Иллюстрация сгенерирована нейросетью
Иллюстрация сгенерирована нейросетью

Культура

После победы над Мин в Дайковьете утвердилось конфуцианство. Этому способствовала роль в победе ученого конфуцианца Нгуен Чая.

Конфуцианцы взяли на себя подготовку чиновничества. И его проверку на государственных экзаменах. Для набора новых чиновников раз в три года проводился конкурс во всех округах. Кто победил в нём, мог претендовать на участие в столичном конкурсе.

В связи с тем, что конфуцианцы в основном учились на китайских книгах, среди чиновничества процветало почитание всего китайского. В народной среде противоположное почитание вьетнамской литературы.

В 1494 году появилось общество из 28 поэтов, писавших народным вьетнамским языком - Мир поэтов (Тао дан). Себя называли "28 светил словесности".

Историк Нго Ши Льен написал пятнадцатитомный труд по истории Вьетнама с древних времен: «Полное собрание исторических записей о Дай Вьете» («Дай-вьет ШИ ки тоан тхы»).

Начало упадка

В начале XVI века государственные земли стали заканчиваться. А вот феодалов становилось все больше. Вернее их отпрысков.

Феодалы перестали отдавать пожалованные им на три года земли. Короли стали повышать налоги.

  • «Он все отобрал, а давать ничего и не думает, народ нищ, а поборам нет конца. Налогами и податями обобрал до последней нитки, а распоряжается добром по своей прихоти. Жестокость процветает как при Цинь Инчжэне, верных слуг престола считают скотом, а народ — сорной травой»

Начались крестьянские восстания. Они подавлялись, но возникали снова. С 1511 года крестьянские бунты стали массовыми. Повстанцы обьединяются и даже доходят до столицы.

В 1527 году ослабевшую династию Ле низложил феодальный блок во главе с выходцем из простых рыбаков Мак Данг Зунгом. Он основал новую династию Мак. Но одно дело захватить власть, а вот как её удержать?

Династия Мак укрепилась только на севере Дайковьета. В южной части правила династия Чиней. Против последних вела борьбу еще одна южная группировка Нгуенов.

В 1592 году Чини оттеснили Маков к китайской границе и возвели на престол потомков императоров Ле. Номинально! При этом они вынуждены отдать южные земли Нгуенам.

Последствия междоусобиц

Из-за гражданской войны равнинный район Тханьхоа — Нгеан полностью опустошен

Победившие Маков Чини вынуждены простить недоимки, на три года освободить крестьян от трудовой повинности, сократить налоги.

На Юге Нгуены захватили государство Тямпа, которое из-за феодальных междоусобиц разделилось на три княжества. Так, вьеты наконец покорили Южный Вьетнам, где жили Тямы.

Тямы, или Чамы — народ в Юго-Восточной Азии общей численностью 500 тыс. человек (2007). Говорят на чамских языках западнозондской зоны австронезийской языковой семьи
Тямы, или Чамы — народ в Юго-Восточной Азии общей численностью 500 тыс. человек (2007). Говорят на чамских языках западнозондской зоны австронезийской языковой семьи

Заселять эти земли, Нгуены начали китайскими эмигрантами. Те бежали от захвативших Китай маньчжур. Китайцы привезли с собой прогрессивную методику посева риса. На каждое посаженное зерно они получали от 100 до 300 новых. ✔️

И Чини и Нгуены отказались от внешней изоляции. Порты открыты, в них заходят китайские, японские, малайские и европейские корабли. Внешняя торговля вызвала расширение ремесленного производства.

Активно развиваются гончарное производство, гравировка, резьба по дереву, изготовление женских украшений (из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости), ткачество, шелководство и сахароварение.

Однако, активизация привела к экспансии. Португальцы стали выступать за Нгуенов, голландцы за Чиней. В 1643 году флот Нгуенов разбил голландский флот. Под шумок англичане пытаются прибрать к рукам приграничные острова. Но флоты Чиней и Нгуенов изгоняют их.

  • С европейскими торговцами приходят и миссионеры.