Найти тему
Кириллица

Подкаст «ЛУЧ»: коллаборация благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и студентов Вышки

Оглавление

Подкаст «ЛУЧ — лучшие уроки человечности» — это совместный подкаст благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и студентов Вышки.

Основными задачами проекта являются популяризация дискурса инклюзивности, развеивание мифов о благотворительности и помощь людям в осознании важности филантропии и волонтёрской деятельности. На данный момент подкаст состоит из 32 выпусков, в каждом из которых спикеры и приглашённые гости затрагивают важные для общества проблемы.

Эпизоды подкаста выкладываются на платформе Mave. Также создатели ведут Телеграм-канал. Там они публикуют актуальные новости на темы, которые освещаются в проекте, даты выхода подкастов и более подробную информацию о приглашённых гостях.

«ЛУЧ меняет общество: заставляет людей задуматься о том, как живётся людям вокруг, показывает, что люди с особенностями не странные и с ними не страшно общаться, а помогать — это нормально, естественно»
Полина Скоробогатова, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
Команда подкаста
Команда подкаста

Команда для реализации проекта была собрана на Ярмарке проектов НИУ ВШЭ, сейчас в ней 31 человек!

«Собирали команду мы с помощью Ярмарки проектов НИУ ВШЭ: разработали проектное предложение, отобрали ребят в команду по резюме и портфолио, провели вводную встречу, рассказали о нашем проекте. Дальше начался рабочий процесс»
Полина Скоробогатова, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
Встреча команды ЛУЧа в инклюзивном кафе
Встреча команды ЛУЧа в инклюзивном кафе

Какую идею проект несёт в общество?

Главная идея состоит в распространении мысли о важности благотворительности. Создатели говорят, что важен каждый шаг на пути к помощи обществу вне зависимости от финансового состояния человека.

«ЛУЧ — это про развеивание стереотипов об ограниченности волонтёрской деятельности и про общую многогранность мира благотворительности. По-моему, основная цель проекта — это демонстрация изобилия способов, как один маленький человек может внести огромный вклад в общее дело», — рассказывает Кристина Ваняшина, ОП «Реклама и связи с общественностью», 2 курс.

Важно, по мнению членов команды, обращать внимание на неочевидные проблемы, так как разговор о них способен изменить сознание слушателей.

«Мы стремимся затронуть разные аспекты темы благотворительности, порой не самые очевидные. Например, мало кто знает, что такое цифровая доступность и почему она важна не только для людей с инвалидностью, как проходят процедуры переливания крови и кто может стать донором»
Валерия Никулина, ОП «Журналистика», 4 курс

Где создатели берут идеи для выпусков?

Команда подкаста «ЛУЧ» и приглашённые гости
Команда подкаста «ЛУЧ» и приглашённые гости
«Мне кажется, секрет нашего ЛУЧа в том, что вся работа строится на взаимодействии: фонда, студентов и сотрудников Вышки, спикеров. Но вообще в процесс вовлечено очень много разных людей!»
Полина Скоробогатова, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)

Команда рассказывает, что в ходе обсуждений между собой и с другими заинтересованными людьми выбирается тема, которая будет рассмотрена в очередном выпуске. Брейншторм позволяет определить наиболее волнующие общество вопросы и сформировать план для обсуждения. А ещё команда изучает новости и научные исследования в сферах волонтёрства и благотворительности. Иногда идея может зародиться после простого вопроса: «А что, если..?», — рассказывает Анастасия Баранкова, ОП «Медиакоммуникации», 2 курс.

Важно, чтобы тема подкаста вызывала отклик у создателей и слушателей. Это нужно для того, чтобы с полной отдачей подходить к выбору аспектов или кейсов обсуждаемой темы, а также к выбору приглашённого гостя.

Приглашённые гости

При выборе гостя команда ЛУЧа старается обращать внимание на профессионализм, экспертность и заинтересованность в теме. Немаловажным критерием является опыт работы в некоммерческом секторе или с проектами в сфере благотворительности и инклюзии. Гости делятся со слушателями своими знаниями и опытом.

Команда ЛУЧа и приглашённый гость
Команда ЛУЧа и приглашённый гость
«Все наши темы делятся на 2 категории: мы выбираем какую-либо проблему, которую важно осветить, либо находим что-то совершенно новое, о чём ещё нигде не говорили. В выборе гостя в основном обращаем внимание на его экспертность»
Дарья Рогова, ОП «Интегрированные коммуникации», 1 курс (магистратура)

Дипломная работа на основе социо-медийного проекта

«Социальные проекты — это очень важно и значимо. Благодаря тому, что мы пишем диплом по проекту, у нас есть возможность дополнительно погружаться в тему, узнавать различные теоретические аспекты продюсирования проектов с социальной тематикой, благотворительности и инклюзии, работы НКО»
Дарья Пушилина, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
Даша и Полина
Даша и Полина

На вопрос, почему студенты решили использовать социальный проект как основу для своей дипломной работы, Полина Скоробогатова (ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс) отвечает так:

«У меня уже был опыт создания проекта в рамках выпускной квалификационной работы в бакалавриате. Я знала, что это классный опыт, который помогает сделать качественный продукт на интересную тебе и команде тему, вы вместе придумываете что-то интересное, развиваете свои навыки, обмениваетесь опытом, такое даже своего рода комьюнити получается. Я глубоко погружаюсь в тему, изучаю много теоретических источников, общаюсь с экспертами из сферы подкастинга, некоммерческого сектора, маркетинга. Получается, ты и теорию изучаешь, и сразу на практике всё применяешь! Мне очень нравится такой подход, мне скучно что-то делать только на бумаге»

Основными причинами написания дипломной работы на базе социального проекта стали заинтересованность в этой теме и желание сделать подробное исследование с использованием собственного опыта в сфере благотворительности. Для нас же это — отличный пример обучения служением: создатели подкаста всецело применяют свои профессиональные компетенции, создают социальные изменения и развивают интерес к общественным проблемам и гражданственность, работая с социальным учебным проектом.

Потенциал ЛУЧа и похожих социальных проектов

Сейчас социальные проекты становятся всё более значимыми для общества. Людям стало проще узнавать, как поучаствовать в благотворительных мероприятиях или с чего начать свой волонтёрский путь. Социальные проекты повышают осведомлённость о проблемах общества и находят пути к их решениям.

О большом потенциале также говорит внимание крупных организаций, которые начали учитывать особые потребности людей. Например, Яндекс адаптирует приложения для людей с разными формами инвалидности. Освещение проблемы является первым шагом на пути к её решению, поэтому важность социальных проектов растёт с каждым днем.

Полина Скоробогатова, один из создателей подкаста, делится:

«Мне кажется, в обществе не принято говорить о том, что ты помогаешь. Кому-то неловко, кому-то стыдно (потому что сумма пожертвования, например, не такая большая, как хотелось бы), кто-то считает это хвастовством — причин много.

А как другие узнают о социальных проблемах, о фондах, которые занимаются их решением, если никто об этом не будет говорить? Когда ты рассказываешь своим друзьям, что ты помогаешь, например, переводишь деньги в фонды или волонтёришь, ты показываешь им, что это не страшно, не сложно, всегда можно спросить «А как лучше?» или сделать по примеру других. Я вижу это сама — мы стали больше говорить о благотворительности с моими друзьями — кто-то оформил рекуррентное пожертвование, кто-то послушал наши выпуски и дополнительно прочитал про РАС, а кто-то поехал в приют для собак волонтёром. Мне кажется, это здорово!

А ещё часто нам стыдно или просто даже не у кого спросить о каком-то заболевании или, например, как будто ещё неловко усомниться в том, что фонд надёжный и твои деньги пойдут действительно, куда нужно. От незнания возникают барьеры — мы не знаем, как помогать, как общаться с людьми с инвалидностью, стесняемся, боимся и в итоге просто избегаем контакта. Так не должно быть.

Сейчас про наш подкаст знают в некоммерческом секторе: нам пишут представители фондов, про нас рассказывают профильные СМИ, мы попадаем в рейтинги подкастов об НКО.

Обложка подкаста
Обложка подкаста

Но непрофильные организации тоже замечают социальные проекты, проблемы благотворительных организаций, а ещё уделяют внимание инклюзии, доступной среде. Например, Forbes проводит Форум благотворителей и меценатов (на который мы в этом году получили аккредитацию как подкаст), ряд организаций разрабатывает рекомендации по трудоустройству людей с инвалидностью, у Сбера есть целое направление «Особенный банк», НМГ создаёт импакт-контент — постепенно мы все так или иначе задумываемся о том, что мы все разные и потребности у всех тоже разные. Здесь вопрос в том, что об этом просто надо рассказывать, чтобы люди вообще узнали, что бывает по-разному. Но говорить об этом надо без «слезодавилки», ведь у людей в жизни бывает много личных проблем».

«Я много раз слышала, что люди хотели бы помогать, однако не знают, как это делать и с чего начать. Но в последние годы в обществе всё чаще стали говорить о благотворительности, жертвовать свои средства, участвовать в акциях. Во многом это заслуга именно подобных медиапроектов ー они позволяют убрать стеснения, страхи и сомнения». Так Валерия Никулина, ОП «Журналистика», 4 курс, оценивает актуальность социальных проектов.

Команда подкаста на фестивале внеучебной жизни Extra
Команда подкаста на фестивале внеучебной жизни Extra
«ЛУЧ отвечает реальным социальным потребностям. Для наших сверстников остро стоят вопросы социальной справедливости и инклюзии. Каждый выпуск понемногу развенчивает миф о том, что благотворительность — это страшно и сложно»
Дарья Рогова, ОП «Интегрированные коммуникации», 1 курс (магистратура)
Запись эпизода ЛУЧа про донорство крови и костного мозга с приглашённым гостем, трансфузиологом Иваном Андреевичем Кривовым
Запись эпизода ЛУЧа про донорство крови и костного мозга с приглашённым гостем, трансфузиологом Иваном Андреевичем Кривовым
«Мне кажется, так как мы — неравнодушное поколение, у нашего проекта огромный потенциал. Это доказывается тем, что о нас пишут известные издания, нами интересуются люди, нас слушают»
Алёна Белякова, ОП «Журналистика», 2 курс.

Как участие в социальном проекте повлияло на жизнь создателей подкаста?

Работа над подкастом «ЛУЧ» позволила создателям найти команду единомышленников, которые с энтузиазмом подходят к изучению социальных проблем. Участники проекта также получают много полезной информации, обучаются посредством продюсирования и записи выпусков и знакомятся с экспертами в выбранных темах. Для некоторых такой опыт социального проектирования показал, где продолжить профессиональное развитие.

«Благодаря ЛУЧу я узнала многое про благотворительность в нашей стране, лучше осознала определённые социальные проблемы, о которых даже не задумывалась. Это как раз повлияло на выбор моего профессионального вектора. Я чётко решила, что свяжу свою жизнь с профессиональной благотворительностью»
Екатерина Лукаш, ОП «Журналистика», 3 курс
Полина Скоробогатова на Школе Волонтёра 2022
Полина Скоробогатова на Школе Волонтёра 2022

«Я сделала репортаж из Елизаветинского садика — места, где дети с инвалидностью могут провести время с пользой, пока их родители делают рутинные домашние дела или отдыхают, так как ухаживать за ребёнком-инвалидом — большой труд. Я бы не поехала туда, если бы не монтировала этот подкаст, потому что мало знала об этой теме и просто испугалась бы», — рассказывает Алёна Белякова, ОП «Журналистика», 2 курс.

А кому-то из команды (и, мы уверены, слушателям тоже) проект помогает психологически.

«ЛУЧ «подсвечивает» важное и в минуты ненастья доказывает, что в нашем обществе очень много добрых людей»
Валерия Никулина, ОП «Журналистика», 4 курс
«Меня очень вдохновляют люди, личные истории! Это всегда интересно, не общие слова, а конкретный опыт: и людей с инвалидностью, и людей, которые работают в благотворительных фондах или, например, развивают инклюзию в музеях»
Полина Скоробогатова, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
«ЛУЧ помогает найти близких по духу людей и настоящих друзей»
Дарья Пушилина, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
Команда подкаста в медиадворе факультета креативных индустрий
Команда подкаста в медиадворе факультета креативных индустрий

19 апреля 2023 года команда проекта отпраздновала годовщину создания подкаста. «Целый год мы с трепетом отбирали темы эпизодов, задавали гостям неловкие вопросы и вместе с ними разбирались в мире благотворительности и инклюзии. Много интересовались, искали, узнавали. Говорили и писали о том, как люди помогают людям и животным, делая это профессионально, системно и, конечно, по любви. По любви создавали каждый выпуск и пост ЛУЧа: рассказывали истории, делились опытом, вдохновлялись и учились не бояться помогать», — делятся авторы проекта в своём Телеграм-канале.

Приглашаем тебя узнать про подкаст больше, послушав его интересные выпуски! Ведь благотворительность — это по любви!