Подкаст «ЛУЧ — лучшие уроки человечности» — это совместный подкаст благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и студентов Вышки.
Основными задачами проекта являются популяризация дискурса инклюзивности, развеивание мифов о благотворительности и помощь людям в осознании важности филантропии и волонтёрской деятельности. На данный момент подкаст состоит из 32 выпусков, в каждом из которых спикеры и приглашённые гости затрагивают важные для общества проблемы.
Эпизоды подкаста выкладываются на платформе Mave. Также создатели ведут Телеграм-канал. Там они публикуют актуальные новости на темы, которые освещаются в проекте, даты выхода подкастов и более подробную информацию о приглашённых гостях.
«ЛУЧ меняет общество: заставляет людей задуматься о том, как живётся людям вокруг, показывает, что люди с особенностями не странные и с ними не страшно общаться, а помогать — это нормально, естественно»
Полина Скоробогатова, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
Команда для реализации проекта была собрана на Ярмарке проектов НИУ ВШЭ, сейчас в ней 31 человек!
«Собирали команду мы с помощью Ярмарки проектов НИУ ВШЭ: разработали проектное предложение, отобрали ребят в команду по резюме и портфолио, провели вводную встречу, рассказали о нашем проекте. Дальше начался рабочий процесс»
Полина Скоробогатова, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
Какую идею проект несёт в общество?
Главная идея состоит в распространении мысли о важности благотворительности. Создатели говорят, что важен каждый шаг на пути к помощи обществу вне зависимости от финансового состояния человека.
«ЛУЧ — это про развеивание стереотипов об ограниченности волонтёрской деятельности и про общую многогранность мира благотворительности. По-моему, основная цель проекта — это демонстрация изобилия способов, как один маленький человек может внести огромный вклад в общее дело», — рассказывает Кристина Ваняшина, ОП «Реклама и связи с общественностью», 2 курс.
Важно, по мнению членов команды, обращать внимание на неочевидные проблемы, так как разговор о них способен изменить сознание слушателей.
«Мы стремимся затронуть разные аспекты темы благотворительности, порой не самые очевидные. Например, мало кто знает, что такое цифровая доступность и почему она важна не только для людей с инвалидностью, как проходят процедуры переливания крови и кто может стать донором»
Валерия Никулина, ОП «Журналистика», 4 курс
Где создатели берут идеи для выпусков?
«Мне кажется, секрет нашего ЛУЧа в том, что вся работа строится на взаимодействии: фонда, студентов и сотрудников Вышки, спикеров. Но вообще в процесс вовлечено очень много разных людей!»
Полина Скоробогатова, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
Команда рассказывает, что в ходе обсуждений между собой и с другими заинтересованными людьми выбирается тема, которая будет рассмотрена в очередном выпуске. Брейншторм позволяет определить наиболее волнующие общество вопросы и сформировать план для обсуждения. А ещё команда изучает новости и научные исследования в сферах волонтёрства и благотворительности. Иногда идея может зародиться после простого вопроса: «А что, если..?», — рассказывает Анастасия Баранкова, ОП «Медиакоммуникации», 2 курс.
Важно, чтобы тема подкаста вызывала отклик у создателей и слушателей. Это нужно для того, чтобы с полной отдачей подходить к выбору аспектов или кейсов обсуждаемой темы, а также к выбору приглашённого гостя.
Приглашённые гости
При выборе гостя команда ЛУЧа старается обращать внимание на профессионализм, экспертность и заинтересованность в теме. Немаловажным критерием является опыт работы в некоммерческом секторе или с проектами в сфере благотворительности и инклюзии. Гости делятся со слушателями своими знаниями и опытом.
«Все наши темы делятся на 2 категории: мы выбираем какую-либо проблему, которую важно осветить, либо находим что-то совершенно новое, о чём ещё нигде не говорили. В выборе гостя в основном обращаем внимание на его экспертность»
Дарья Рогова, ОП «Интегрированные коммуникации», 1 курс (магистратура)
Дипломная работа на основе социо-медийного проекта
«Социальные проекты — это очень важно и значимо. Благодаря тому, что мы пишем диплом по проекту, у нас есть возможность дополнительно погружаться в тему, узнавать различные теоретические аспекты продюсирования проектов с социальной тематикой, благотворительности и инклюзии, работы НКО»
Дарья Пушилина, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
На вопрос, почему студенты решили использовать социальный проект как основу для своей дипломной работы, Полина Скоробогатова (ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс) отвечает так:
«У меня уже был опыт создания проекта в рамках выпускной квалификационной работы в бакалавриате. Я знала, что это классный опыт, который помогает сделать качественный продукт на интересную тебе и команде тему, вы вместе придумываете что-то интересное, развиваете свои навыки, обмениваетесь опытом, такое даже своего рода комьюнити получается. Я глубоко погружаюсь в тему, изучаю много теоретических источников, общаюсь с экспертами из сферы подкастинга, некоммерческого сектора, маркетинга. Получается, ты и теорию изучаешь, и сразу на практике всё применяешь! Мне очень нравится такой подход, мне скучно что-то делать только на бумаге»
Основными причинами написания дипломной работы на базе социального проекта стали заинтересованность в этой теме и желание сделать подробное исследование с использованием собственного опыта в сфере благотворительности. Для нас же это — отличный пример обучения служением: создатели подкаста всецело применяют свои профессиональные компетенции, создают социальные изменения и развивают интерес к общественным проблемам и гражданственность, работая с социальным учебным проектом.
Потенциал ЛУЧа и похожих социальных проектов
Сейчас социальные проекты становятся всё более значимыми для общества. Людям стало проще узнавать, как поучаствовать в благотворительных мероприятиях или с чего начать свой волонтёрский путь. Социальные проекты повышают осведомлённость о проблемах общества и находят пути к их решениям.
О большом потенциале также говорит внимание крупных организаций, которые начали учитывать особые потребности людей. Например, Яндекс адаптирует приложения для людей с разными формами инвалидности. Освещение проблемы является первым шагом на пути к её решению, поэтому важность социальных проектов растёт с каждым днем.
Полина Скоробогатова, один из создателей подкаста, делится:
«Мне кажется, в обществе не принято говорить о том, что ты помогаешь. Кому-то неловко, кому-то стыдно (потому что сумма пожертвования, например, не такая большая, как хотелось бы), кто-то считает это хвастовством — причин много.
А как другие узнают о социальных проблемах, о фондах, которые занимаются их решением, если никто об этом не будет говорить? Когда ты рассказываешь своим друзьям, что ты помогаешь, например, переводишь деньги в фонды или волонтёришь, ты показываешь им, что это не страшно, не сложно, всегда можно спросить «А как лучше?» или сделать по примеру других. Я вижу это сама — мы стали больше говорить о благотворительности с моими друзьями — кто-то оформил рекуррентное пожертвование, кто-то послушал наши выпуски и дополнительно прочитал про РАС, а кто-то поехал в приют для собак волонтёром. Мне кажется, это здорово!
А ещё часто нам стыдно или просто даже не у кого спросить о каком-то заболевании или, например, как будто ещё неловко усомниться в том, что фонд надёжный и твои деньги пойдут действительно, куда нужно. От незнания возникают барьеры — мы не знаем, как помогать, как общаться с людьми с инвалидностью, стесняемся, боимся и в итоге просто избегаем контакта. Так не должно быть.
Сейчас про наш подкаст знают в некоммерческом секторе: нам пишут представители фондов, про нас рассказывают профильные СМИ, мы попадаем в рейтинги подкастов об НКО.
Но непрофильные организации тоже замечают социальные проекты, проблемы благотворительных организаций, а ещё уделяют внимание инклюзии, доступной среде. Например, Forbes проводит Форум благотворителей и меценатов (на который мы в этом году получили аккредитацию как подкаст), ряд организаций разрабатывает рекомендации по трудоустройству людей с инвалидностью, у Сбера есть целое направление «Особенный банк», НМГ создаёт импакт-контент — постепенно мы все так или иначе задумываемся о том, что мы все разные и потребности у всех тоже разные. Здесь вопрос в том, что об этом просто надо рассказывать, чтобы люди вообще узнали, что бывает по-разному. Но говорить об этом надо без «слезодавилки», ведь у людей в жизни бывает много личных проблем».
«Я много раз слышала, что люди хотели бы помогать, однако не знают, как это делать и с чего начать. Но в последние годы в обществе всё чаще стали говорить о благотворительности, жертвовать свои средства, участвовать в акциях. Во многом это заслуга именно подобных медиапроектов ー они позволяют убрать стеснения, страхи и сомнения». Так Валерия Никулина, ОП «Журналистика», 4 курс, оценивает актуальность социальных проектов.
«ЛУЧ отвечает реальным социальным потребностям. Для наших сверстников остро стоят вопросы социальной справедливости и инклюзии. Каждый выпуск понемногу развенчивает миф о том, что благотворительность — это страшно и сложно»
Дарья Рогова, ОП «Интегрированные коммуникации», 1 курс (магистратура)
«Мне кажется, так как мы — неравнодушное поколение, у нашего проекта огромный потенциал. Это доказывается тем, что о нас пишут известные издания, нами интересуются люди, нас слушают»
Алёна Белякова, ОП «Журналистика», 2 курс.
Как участие в социальном проекте повлияло на жизнь создателей подкаста?
Работа над подкастом «ЛУЧ» позволила создателям найти команду единомышленников, которые с энтузиазмом подходят к изучению социальных проблем. Участники проекта также получают много полезной информации, обучаются посредством продюсирования и записи выпусков и знакомятся с экспертами в выбранных темах. Для некоторых такой опыт социального проектирования показал, где продолжить профессиональное развитие.
«Благодаря ЛУЧу я узнала многое про благотворительность в нашей стране, лучше осознала определённые социальные проблемы, о которых даже не задумывалась. Это как раз повлияло на выбор моего профессионального вектора. Я чётко решила, что свяжу свою жизнь с профессиональной благотворительностью»
Екатерина Лукаш, ОП «Журналистика», 3 курс
«Я сделала репортаж из Елизаветинского садика — места, где дети с инвалидностью могут провести время с пользой, пока их родители делают рутинные домашние дела или отдыхают, так как ухаживать за ребёнком-инвалидом — большой труд. Я бы не поехала туда, если бы не монтировала этот подкаст, потому что мало знала об этой теме и просто испугалась бы», — рассказывает Алёна Белякова, ОП «Журналистика», 2 курс.
А кому-то из команды (и, мы уверены, слушателям тоже) проект помогает психологически.
«ЛУЧ «подсвечивает» важное и в минуты ненастья доказывает, что в нашем обществе очень много добрых людей»
Валерия Никулина, ОП «Журналистика», 4 курс
«Меня очень вдохновляют люди, личные истории! Это всегда интересно, не общие слова, а конкретный опыт: и людей с инвалидностью, и людей, которые работают в благотворительных фондах или, например, развивают инклюзию в музеях»
Полина Скоробогатова, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
«ЛУЧ помогает найти близких по духу людей и настоящих друзей»
Дарья Пушилина, ОП «Менеджмент в СМИ», 2 курс (магистратура)
19 апреля 2023 года команда проекта отпраздновала годовщину создания подкаста. «Целый год мы с трепетом отбирали темы эпизодов, задавали гостям неловкие вопросы и вместе с ними разбирались в мире благотворительности и инклюзии. Много интересовались, искали, узнавали. Говорили и писали о том, как люди помогают людям и животным, делая это профессионально, системно и, конечно, по любви. По любви создавали каждый выпуск и пост ЛУЧа: рассказывали истории, делились опытом, вдохновлялись и учились не бояться помогать», — делятся авторы проекта в своём Телеграм-канале.