Соскучились по статьям? Лично я очень!
Мэри «Мэй» Моррис была влиятельной вышивальщицей и дизайнером, хотя ее вклад часто затмевался вкладом ее отца Уильяма Морриса, видной фигуры в движении «Arts& Crafts»
Arts&Crafts (Искусства и ремёсла) - английское художественное движение викторианской эпохи (конец XIX века), участники которого следовали идеям художественного превосходства изделий ручного ремесла над продуктами промышленного производства
Она продолжила возрождение вышивки свободной формы в стиле, который можно было бы назвать художественным рукоделием
Художественное рукоделие подчеркивало тонкое затенение шелковой нитью гладью в сочетании с рядом новых стежков, что резко контрастировало с техникой счетных швов ярко окрашенной берлинской шерстяной вышивкой (Berlin wool work), что было очень модно в середине девятнадцатого века
Её жизнь
25 марта 1862 года в доме искусств и ремесел «Красный дом», расположенном в городке Бекслихит на юго-востоке Лондона (Англия) родилась Мэри «Мэй» Моррис (Mary “May” Morris)
Девочка была названа Марией в честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещение отмечается ровно за 9 месяцев до Рождества. У католиков праздник приходится на 25 марта
Её отец - Уильям Моррис (24.03.1834 - 04.10.1896). Он являлся художником, поэтом, прозаиком, переводчиком, издателем, социалистом, теоретиком искусства, близкий к прерафаэлитам, основатель движения «Arts&Crafts»
Её мать - Джейн Бёрден (19.10.1839 - 26.01.1914). Была натурщицей, воплощением идеала красоты прерафаэлитов, возлюбленной Данте Габриэля Россетти (им Джейн не раз была запечатлена)
В возрасте семи лет Мэри научилась вышивать у своей матери и тети, Бесси Бёрден, которых в своё время обучал Уильям Моррис. Она также часто навещала отца в мастерских
После того, как семье пришлось отказаться от Красного дома в Аптоне, Бекслихит, семья переехала в Лондон и жила на Квин-сквер в Блумсбери с 1865 по 1872 год
Вместе со своей сестрой Джейн Элис (Джейни) она училась в средней школе Ноттинг-Хилл на Норланд-сквер, Ноттинг-Хилл (район Лондона)
С 1871 года они проводили летние каникулы в поместье Келмскотт, дом, который был источником вдохновения для нее и ее отца
В 1881 году она поступила в Национальную школу изучения искусств, а затем — в Королевский колледж искусств для изучения вышивки
В 1885 году стала главой отделения вышивки на предприятии её отца Morris&Co. Она руководила производством скатертей для алтаря, портьер, покрывал и т.д. Некоторые из ее собственных рисунков, такие как «Жимолость» (около 1883 г.) и «Роговой мак» (1885 г.), пополнили ассортимент набивных тканей и бумаги фирмы, но иногда их ошибочно приписывали работе ее отца
Мэри руководила этим отделом до смерти отца в 1896 году, после чего перешла на должность консультанта
В 1886 году Мэй влюбилась в Генри Хэлидея Спарлинга (1860—1924), секретаря Социалистической лиги. Свадьба состоялась 14 июня 1890 году в Фулеме (район Лондона)
Но 1894 году у Мэри завязался роман с бывшим возлюбленным, драматургом Джорджем Бернардом Шоу (26.07.1856 - 02.11.1950). Она поехала с ним на Международный социалистический рабочий конгресс в Цюрихе. А в 1898 году Спарлинги развелись. Мэри вернула себе девичью фамилию
Бернард Шоу - драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре
В 1907 году она вместе с Мэри Элизабет Тернер основали Женскую гильдию художников, так как Гильдия работников искусства не принимала женщин
В 1913 году мать Мэри, Джейн, купила поместье Келмскотт для своих дочерей за 4 000 фунтов стерлингов. Там Мэри подружилась с Мэри Лобб, которая позже переехала туда (и жила там до смерти Мэри Моррис)
В 1910 году Моррис путешествовала по Америке и Канаде в сопровождении Мэри Лобб, где она также читала лекции. Там она влюбилась в американского адвоката и коллекционера рукописей Джона Куинна. Вернувшись в Англию, они обменялись письмами, которые продолжались до 1917 года. Куинн искренне интересовался работой Мэри и хотел поддержать ее усилия
Переписка была обнаружена спустя 75 лет в Мемориальной коллекции Джона Куинна (1870–1924) Нью-Йорской публичной библиотеким
Во время Первой мировой войны Мэри помогала в Келмскотте с полевыми работами и руководила бесплатной столовой в деревне. Она много лет преследовала идею создания деревенского общественного центра для Келмскотта. Ее друг-архитектор, Эрнест Гимсом, нарисовал план, но умер в 1919 году
Мэри Моррис умерла в усадьбе Келмскотт 17 октября 1938 года. Она была похоронена рядом со своей семьей в Келмскотте в церкви Святого Георгия
Её наследие в вышивке
Мэри Моррис принимала активное участие в Королевской школе художественного рукоделия (ныне Королевская школа рукоделия), которая была основана как благотворительная организация в 1872 году под патронажем принцессы Елены для поддержания и развития рукоделия посредством структурированного обучения
Более подробно про Королевскую школу рукоделия я лучше расскажу в следующей статье
Мэри преподавала вышивку в Центральной школе искусств в Лондоне с 1897 года и была главой отдела вышивки с 1899 по 1905 год, после чего продолжала свою связь с Центральной школой в качестве посетителя до 1910 года
Она также преподавала в Бирмингеме в Художественной школе Лестера и Хаммерсмита
К 1916 году было множество художественных школ, которые включали вышивку в свою учебную программу. Среди инструкторов по вышиванию были сестры Эллен М. Райт и Фанни И. Райт, ранее работавшие в отделе вышивки в Morris&Co. и обучавшиеся у Мэри Моррис. Эллен М. Райт также преподавала в Школе искусств Клэпхэма
Как дизайнер-производитель Мэри Моррис регулярно принимала участие в выставках искусств и ремесел с 1888 года. Ещё она выставляла свои работы на Всемиронгй выставке в Генте в 1913 году и на Выставке декоративного искусства в Париже в 1914 году
Её наследие в вышивке
Многие свои работы Мэри Моррис вышивала либо сама, либо с друзьями. Ниже приведу только некоторые работы (помимо тех, что выше на фото):
- «Фруктовый сад», также известна как «Овчард»
Дата: дизайн разработан в 1885 году, вышито в 1894 году
Вышито совместно с Теодосией Миддлмор (Theodosia Middlemore)
- Портьера для дома Мельсеттера на Оркнейских островах, которая сейчас находится в Национальном музее Шотландии
Дата: около 1900 года
Вышито совместно с Теодосией Миддлмор (Theodosia Middlemore)
Материалы: лён, шерсть, металл
Для понимания размера работы
- «Июньский фриз»
Это панно было вышито для украшения гостиной Марии Моррис на Хаммерсмит-террас, 8
Дата: около 1909-1910
Материалы: шерсть на льне
- «Фрейлины чести»
Дата: 1890 год
Её публикации
Мэри Моррис издавала свои работы, но также
По традиции указываю те произведения, с которыми можно ознакомится в электронном виде:
- Decorative needlework (англ., 1893)
Дополнительно
По этой ссылке можно посмотреть множество фотографий Мэри Моррис и её окружения
Источники
___