На первом канале недавно прошла премьера сериала "За полчаса до весны", посвящённого ансамблю "Песняры" и его руководителю Владимиру Мулявину. Сразу же после показа первых двух серий на создателей фильма обрушился вал критики. Критиковали много и разнообразно. Попробую сформулировать попавшие мне на глаза упрёки в адрес фильма и дать свои комментарии.
1. Наверное, самое ужасное, в чем были обвинены создатели фильма, это в очернении советской действительности. Мол, слишком в мрачных тонах было показано послевоенное время, слишком акцентировано в фильме давление представителей власти на Мулявина и т. д.
Какой-то явной антисоветчины я в фильме не увидел. Наверное потому, что в отличие от людей, обвиняющих в этом создателей фильма, я точно знаю, что практически у всех музыкантов того времени были проблемы с выбором репертуара, с приобретением инструментов и аппаратуры, с выездом за границу. Это были реалии того времени. Да и жизнь послевоенная была действительно тяжелая. Нужно ли было акцентировать на этом внимание? Не знаю. Возможно, без этого получился бы фильм, в котором жил-не тужил прекрасный музыкант, ему все помогали и он стал известным...
А сцену, когда агенты КГБ вылавливают музыкантов для оформления загранпаспортов, считаю удачной находкой режиссера: хорошо обыграли сцену из фильма "Приключения принца Флоризеля" (1979 год).
2. Чаще всего, кажется, критиковали работу гримеров. Усы, причёски - всё это топорщится, всё это выглядит неестественно, неряшливо.
Не заметил особых огрех в прическах и усах. Хуже было бы, если музыканты в фильме постоянно выглядели, как сошедшие с обложки пластинки.
3. Сценарий слабый. Фильм не показывает, как Мулявин из простого музыканта-аккомпаниатора превратился в звезду мирового масштаба. Да и другие музыканты в этом фильме проста статисты. Масштаб личности Владимира Мулявина не показан.
Согласен на 100%. Очень большим недостатком фильма считаю то, что совсем не показана роль тех, кто помогал - Игоря Лученка, Александры Пахмутовой и др.
4. Роль жены Мулявина в судьбе коллектива совершенно искажена. А ведь Лидия Кармальская долгое время была полноправным членом коллектива.
Вряд ли в художественном фильме можно соблюсти все нюансы жизни реального человека.
5. Искажена хронология событий. Некоторые события в фильме не соответствуют реальному времени.
Считаю, что для фильма это не существенным недостатком. А тому, кто заинтересовался историей ансамбля, это повод покопаться в архивах.
6. Фильм лакирует советскую действительность. Все в СССР было мрачно и безысходно, а тут почти свободное творчество показано.
Не шучу - примерно такой отзыв можно встретить на "Кинопоиске". Я, повторюсь, не увидел в этом фильме ни лакировки СССР, ни антисоветчины. Все более-менее объективно.
7. Преувеличена роль рок-оперы «Песня про долю». Она не была определяющей в творчестве ансамбля.
Ну не вокруг-же песен Пахмутовой или Лученка конфликт заворачивать?
8. Придуманный, якобы собирательный, образ певицы Елены Елисеевой.
Реальная история очень некрасивая. Сценаристы сделали её более-менее приличной.
9. Более мелкие претензии, типа реальной истории приобретения гитары у музыканта из группы испанского певца Рафаэля.
Совершенно не существенно для художественного фильма.
В итоге считаю, что фильм не получился шедевральным. И не мог получиться! Личность Владимира Мулявина очень масштабная, и сделать шедевральный фильм про него мог только человек аналогичного уровня таланта. Поставил на "Кинопоиске" этому сериалу 7 баллов из 10 (рейтинг сериала на этом сайте 7,3).
При этом уверен, что снимать подобные фильмы надо. Век эстрадной песни короток, еще короче век популярного артиста. И любая попытка воскресить его на экране должна всячески поддерживаться. Уверен, фильм вызвал определенную волну интереса к ансамблю "Песняры", да и к жанру ВИА в целом. Насколько я понимаю, рейтинг у сериала оказался очень высоким. Значит, каждый вечер во многих квартирах звучали "Песняры". А это главное!
Конечно, такие фильмы должны делаться на высоком профессиональном уровне. Но откуда этот уровень возьмется, если не пробовать снимать?
Ну и хотелось бы, чтобы такие фильмы не проходили бесследно. Например, выход фильма биографии «Богемская рапсодия» о британской рок-группе Queen сопровождался выпуском альбома "Bohemian Rhapsody: The Original Soundtrack". Может быть стоило выпустить альбом с саундтреком из фильма "За полчаса до весны"? С перезаписанными фрагментами из рок оперы "Песня о доле". Ведь нормальной записи этого спектакля не сохранилось. Уверен, многочисленные поклонники "Песняров" эту идею поддержали бы.
Смотрите хорошие фильмы, слушайте хорошую музыку и не забывайте подписаться на канал Записки Шурика, потому что ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.