Слышали эти новомодные слова: «зуммеры», «бумеры», «миллениалы»?
Эти термины появились в нашей речи после обнародования теории поколений, разработанной Нейлом Хоу и Уильямом Штраусом.
В 1991 году эти ученые из США проанализировали историю страны с 1515 года и до наших дней, выявив, благодаря этому, цикличность в развитии общества.
Теория поколений
Поколение - это группа людей, которые родились в конкретный временной промежуток и выросли в схожих условиях.
Теория говорит, что человечество развивается циклично. Повторяются четыре этапа: кризис, подъем, спад и пробуждение. Каждые 25 лет появляется новое поколение, у которых изменяются ценности и мировоззрение.
Теория была создана с целью выявить и объяснить различия, чтобы облегчить коммуникацию между разными поколениями.
По словам ученых, на каждом этапе изменяются соотношение силы общественных институтов и индивидуальных стратегий поведения, то есть все реагируют по-разному:
- кризис («молчаливое поколение» и «зуммеры») - Создает людей, которые стремятся к благополучию общества и заинтересованы в создании новых институтов.
- подъём («бэби-бумеры») - («молчаливое поколение» и «зуммеры») - Вместе с этим развиваются социальные институты.
- пробуждение («поколение Х») - Индивидуальность становится более значимой, что вызывает недовольство в обществе.
- распад («поколение Y» или «миллениалы») - в обществе происходит тенденция к индивидуализации
Теория поколений: почему молодые и старшие не могут договориться?
Теория поколений помогает нам понять, почему молодые люди и их старшие товарищи не всегда могут договориться, ведь личность каждого человека формируется под влиянием различных факторов, включая общие ценности, которые определяются глобальными событиями. Например, старшее поколение, родившееся до 1941 года, отличается бережливостью и склонностью к починкам, которые связаны с опытом жизни, полученным в трудные времена.
Я рассмотрю пять последних поколений в ключе теории поколений и разберу названия поколений «бумеров» и «зуммеров», чтобы понять, почему ответ ребёнка «Ок, бумер», не следует считать комплиментом.
Поколения X Y Z
Молчаливое поколение
Молчаливое поколение - самое старшее из ныне живущих российских поколений. Оно сформировалось во время Великой Отечественной войны, репрессий и тяжелых исторических событий. Эти люди научились быть тихими и скромными, не выделяться из толпы - так на них влияла цензура, репрессии и клевета.
В то время был расцвет культа личности, систематические доносы и прочие тяжелые условия. Но они также ощутили влияние научных открытий, таких как антибиотики, появление кинематографа и повышение уровня жизни.
Их терпеливость, уважение к закону, бережливость, умение трудиться и доверие к врачам позволили им стать учеными, писателями и художниками. Молчаливое поколение подарило России многих героев и созидателей, которых следующее поколение должно гордо помнить и уважать.
Их основные черты:
Владимир Высоцкий пел об этих людях: «А когда мы вернемся с войны — Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое: что отцами-солдатами будут гордится сыны».
И действительно, представители молчаливого поколения в представлении не нуждаются: Гагарин, Сахаров, Евтушенко, Высоцкий и Булат Окуджава, братья Стругацкие, Василий Аксенов и многие другие, внесшие огромный вклад в культуру и искусство своей страны.
Поколение Бэби-бумеров
Поколение Бэби-бумеров, названное так из-за послевоенного роста рождаемости, составляет одну пятую населения России и родилось в период с 1944 по 1967 годы. Их воспитание и развитие сильно зависели от исторических событий, таких как победа в Великой Отечественной войне, "оттепель", космические достижения, всеобщее образование и медицинское развитие. Они росли в супердержаве и были пронизаны патриотическим духом, любовью к родине и всем творчеством своей эпохи. Поколение Бэби-бумеров было свидетелем экономического роста, научных и спортивных достижений, полета человека в космос, строительства новых городов и дорог. Эти дети были оптимистами и верили в светлое будущее.
Это поколение максимально точно охарактеризовал в своих песнях Маркс Бернес, которые посвящал своим ровесникам:
«Люди, не можем достичь мы предела, —
Лучшее слово и лучшее дело
Всё ещё впереди, всё ещё впереди
Самая звучная песня не спета
Самая лучшая девушка, где ты?»
С возрастом представители поколения Бэби-бумеров не потеряли своего оптимизма и решительности. В настоящее время, в России у власти преимущественно представители этого поколения, которые также заметно проявляют себя в бизнесе.
Потерянное поколение — поколение Х
Дети поколения X, которые родились в период с 1964 по 1984 годы, выросли во времена серьезных социальных и политических изменений в России: холодная война, афганские конфликты, перестройка и ослабление цензуры.
Несмотря на то, что они были воспитаны идеологическими патриотами, большинство из них не приняли этих ценностей. С этого поколения начался расцвет космополитизма и они стали наиболее восприимчивы к рекламе, считают маркетологи. Поколение X составляет около тридцати миллионов человек в России.
Самостоятельные дети, выросшие в технически подкованных взрослых, предпочитают делать выбор, основываясь на собственном опыте. Слабеют семейные связи, бум разводов пришёлся на них. Иксы меньше патриотичны, ценят «малую родину», много из них реализовались в бизнесе: Касперский, Тиньков, Чичваркин.
Черты поколения Х
Поколение Y — Миллениалы
Миллениалы - самое многочисленное поколение в России (28,5% населения), годы рождения 1984-2000 гг. Их жизнь была сформирована под распадом СССР, терактами на территории России, появлением доллара, зарубежных товаров и интернетом.
У миллениалов огромные возможности для личностного роста, они пропитаны духом свободы и гаджетами (пейджеры сотовые, компьютерные игры) - все это сформировало совершенно особенных людей.
Это поколение стремится к самовыражению, полагается на себя, а не на государство, и легко принимает новое, но не стремится к семейной жизни. Сильно повлияли и субкультуры, которые буквально расцвели в этот период.
Из-за того, что сфера коммуникаций сильно продвинулась, эти люди стали очень общительными, но социальные связи "просели". Их также называют "поколение большого пальца", потому что эти люди быстро набирают сообщения, все-таки, они знакомы с мобильниками с раннего возраста.
Основные черты миллениалов
Поколение Z — Зуммеры
Поколение Зуммеров, родившихся в период с 2000 по 2011 годы, выросло в мире, где интернет и компьютеры были доступны всегда. Название поколения произошло от слова "zoom", что означает увеличение или приближение, потому что они умеют мастерски использовать функцию "зум" на смартфонах.
В отличие от миллениалов, где гаджеты считаются инструментом для решения задач, для Зуммеров они являются неотъемлемой частью жизни. Интернет — это место для работы, досуга и знакомств, а также для показа себя миру. В настоящее время самым старшим представителям этого поколения не больше 21-22 года, и их взросление происходит в благополучный период.
На них оказывает влияние цифровизация, отсутствие ясных перспектив и несменяемость власти. Несмотря на то, что черты поколения Зуммеров еще не полностью проявились, по теории Штрауса-Хоу они имеют много общего с тихим поколением.
Интересная мысль исследователей: некоторые считают, что поколение Z меняет свой тип памяти. Если раньше запоминали информацию, то теперь запоминают путь к ней.
То есть нынешние подростки проще запомнят запрос в интернете, который выдал им нужную информацию, а не саму информацию. И как представитель этого поколения, скажу, да. Зачем запоминать или выписывать, условно, список книг конкретного автора, которые я собираюсь найти и прочитать, если я запомню, как мне проще всего найти его в интернете. Нажав две кнопки я перейду на нужную страницу в интернете и прочитаю всю нужную информацию, а не буду выписывать руками куда-то на бумажку, которая обязательно потеряется.
Зуммеры многозадачны и продуктивны, они могут делать несколько дел одновременно, но у этого умения есть и обратная сторона — проблемы с концентрацией. И это правда, сконцентрироваться на чем-то одном куда сложнее, чем заниматься сразу несколькими вещами одновременно: ведь хочется сделать так много всего, ну как тут сконцентрируешься?!
У зумеров есть доступ к практически бесконечному количеству информации, максимально простой и быстрый доступ. но большинство представителей поколения тратят время и ресурсы на развлечения и пустое общение в интернете - мой комментарий, ну а... почему бы нет? Если бы у вас была домашняя библиотека с огромным количеством разнообразных книг (=большим количеством информации на любой вкус) вряд ли бы вы зачитывались ими с утра до ночи, потому НУ ЭТО ЖЕ ИНФОРМАЦИЯ!1!. Ну и что, что информация, не вся информация нужна, а быстрый и легкий доступ к любой информации означает, что не надо торопиться узнать все прямо сейчас, можно будет узнать когда это будет нужно или интересно.
Отличительные черты поколения Z:
- рано начинают зарабатывать, активно используя интернет в работе,
- чаще страдают от депрессии,
- толерантны,
- больше проявляют заботу об экологии,
- тяжело концентрируются,
- предпочитают дистанцироваться, а не вести диалог с предыдущими поколениями - мой комментарий, да, это правда. Зачастую диалоги с более старшим поколениям приводят к пустым спорам, где приходится объяснять свои взгляды и это меня просто убивает, потому что в большинстве случаев с мнением молодых людей не особо считаются, ссылаясь на "возраст", начинают спорить и объяснять, что мы не правы. А некоторые еще и хихикать (кстати, это показывает, насколько люди ограничены в своем восприятии окружающего мира и мнения, как я считаю). Лучше промолчать, пусть эти люди продолжают жить в своем комфортном коконе, не воспринимая существование иных точек зрения и думая, что они всегда правы, потому что прожили жизнь дольше. Правда, они почему-то забывают, что прожили жизнь в других условиях и под другими реалиями, а значит, что их опыт нельзя просто взять и наложить на всю текущую реальность, многие их знания могли уже устареть и перестать быть актуальными.
И что со всем этим делать?
В заключение, теория поколений помогает нам лучше понимать друг друга, особенно в контексте культурных и технологических изменений. Она показывает, что каждое поколение имеет свои уникальные черты и опыт, и понимание этого может помочь нам установить более глубокие связи между нами. Важно понимать, что нет «лучших» или «худших» поколений, просто все мы разные и это надо учитывать во всех сферах жизни, чтобы создать более гармоничное общество.