Найти в Дзене

Запретный плод сладок: как появлялись зарубежные игрушки в СССР

Оглавление

На заре перестройки появление в массовой, хотя и ограниченной дефицитом продаже импортных игрушек произвело революцию: советские дети были в шоке от ярких, красочных и многофункциональных, крутых игрушек. Это был детский ответ витринам супермаркетов с сотнями сортов колбасы.

Кроме того, игрушки не существовали в отрыве от реальности: очень часто они были частью вселенной, в которой находилось место комиксам, настольным играм, фильмам и мультикам.

Некоторые ушли в прошлое, в то время как другие здравствуют и поныне, принося миллионам детей радость, а своим авторам и владельцам — прибыли.

Вспомним некоторые игрушки «оттуда», имевшие место быть в стране Советов в эпоху заката.

С планеты Железяка

Заметную долю игрушек на рынке СССР представляли лицензионные или пиратские копии с образцов, сделанных на Западе. Хрестоматийный пример — английский конструктор «Меккано», более известный у нас под названием «конструктор из железок с дырками». Принцип был разработан ещё в XIX столетии, в 1901-м запатентован, а спустя 7 лет было развернуто производство под существующим доныне брендом.

До СССР конструктор дошёл лишь в 60-х. В отечественной реинкарнации он получил название «Юность», хотя на практике был перепёртым английским конструктором — вплоть до окраса деталей и подробной инструкцией с дотошным переводом на русский язык. Со временем делать его стали в разных городах.

Первая версия была стальной, следом появились облегчённые алюминиевые (их можно было гнуть, что позволяло расширять модельный ряд на дому, без участия дизайнеров игрушек), а также пластиковые — их можно было покупать самым маленьким детишкам, благо они были ещё и крупнее детальками.

Интересно отметить, что в СССР и на Западе эволюция конструкторов пошла по разным сценариям: если по ту сторону красных флажков старались добавить новые детали, расширять наборы (некоторые включали свыше 1000 элементов!), то в стране Советов, напротив, следовали в дискурсе стандартизации и упрощения. Поэтому неистощимые на выдумки советские пионеры и комсомольцы были вынуждены генерировать собственные идеи.

Лицензия на конструктор давным-давно перешла в общественное достояние, поэтому российские «Меккано» делают десятки фирм, не говоря уже о приходе на отечественный рынок оригинальной продукции.

Электронные игры

В год Олимпиады в Японии появились электронные игрушки Nintendo Game & Watch; в том или ином виде их выпускали до 1991 года, а всего вышло 47 моделей. Первая называлась «Мяч», в последней игрок сопровождал в приключениях жонглёра по имени Марио. Игрушка стала культовой, причём по всему миру.

В нашей реальности это стало возможным благодаря «Электроника ИМ» — многие их игрушки буквально до мельчайших деталей воспроизводили японские.

Так, каноничная игра «Ну, погоди», также вышедшая в год Олимпиады (только в Лос-Анджелесе — мы её бойкотировали), где волк ловил корзинкой яйца, была модификацией EG-26 Egg — тут ловцом яиц выступал Микки Маус (со временем вышла в СССР и версия с неизвестными детям из СССР Микки и Минни).

Следом были и другие удачные адаптации от «Электроники», типа «Веселого повара», «Космического моста» и «Тайн океана», каждая из которых имела прототип в бесчисленной линейке от «Нинтендо». Разумеется, в СССР об этом никто не догадывался, и до сих пор в компьютерных блогах иногда пишут с гордостью, что мы были чуть ли не пионерами такого рода игр.

Импортные сокровища

Как правило, модели отечественных игр появлялись на свет именно так, через пиратство. Хотя был и другой канал — игрушки из социалистических стран (европейских, конечно).

Первым примером была ГДР, где делали пластиковые модельки самолётиков и корабликов и железные дороги. И первое, и второе можно было использовать без доработки надфилем или рашпилем, все детали вставали на положенные места, словом — у нас такое не делали.

Железнодорожные наборы от Piko были пределом мечтаний всех советских детей от 8 до 80 лет; достать их было непросто, обычно это делали в Москве, Ленинграде или столицах прибалтийских республик.

Примерно в это же время в чью-то светлую голову пришла идея выпустить игрушку по мотивам мультипликационной ленты про приключения Чебурашки и его зелёного друга (а вот до антагонистки Шапокляк руки не дошли, хотя конфликт героев изрядно обогатил бы внутренний мир игры).

А когда наступили 90-е, мир изменился — и игры тоже. Раскрытие границ позволило кооперативам на законных основаниях ввозить импортные игры и видеокассеты, не говоря уже о легальных трансляциях по центральному ТВ американских мультиков (1 января 1991 года дети СССР получили в подарок «Утиные истории», неизменно радовавшие их с тех пор каждое воскресное утро).

Наиболее успешным примером внедрения в наши реалии стали «Трансформеры» от всемирно известного бренда «Хасбро». Они, в свою очередь, стали клонами двух линеек японских роботов, выпущенными в 1984 г. (изначально их «делали» по методике «Москвича», то есть ввозили из Японии готовые игрушки, заменяли часть деталек и клеили свой шильдик, причём про детальки не шутка — японцы активно применяли металл, но американцы прагматично заменяли его на пластик, а сталь отправляли во вторсырьё).

К моменту появления в СССР единый лагерь разделился на известные отряды автоботов и десептиконов, у них появились собственные истории и мифология, выходили мультипликационные фильмы и сериалы, словом — всюду цвела жизнь.

Известность и популярность этой модели игрушек принёс пиратский рынок видеопродукции — озвучка «с прищепкой на носу» коснулась и мира мультиков, и дети охотно и с замиранием сердца следили за противоборством полюбившихся героев.

Разумеется, когда в магазинах появились красочные роботы, маленькие теле- и кинозрители захотели себе таких же. И родители покупали — как оригинальные игрушки, так и бесчисленное множество китайских поделок отвратительного качества.

Они могли развалиться в первый же день, но обладали существенным преимуществом — были в 3-4 раза дешевле оригинальных, а это в 1991-1992 году было ой как важно.

Несколько картин из сегодняшнего дня

Время расставило всё по местам, и оригинальные игрушки потеснили своих младших китайских собратьев по всем направлениям.

Не в последнюю очередь потому, что китайские фирмы сами изменяют оригинальные модели, чтобы не столкнуться с риском судебного преследования за нарушение патентов, полезных моделей и других предметов авторского права.

Вселенные Трансформеров и других киногероев растут, повсюду можно найти модели героев «Звездных войн» или других полюбившихся зрителям саг. Россия — в виду отмеченной разработчиками фигурок и игрушек высокой востребованности такого формата — даже стала оригинальным и приоритетным, наравне с США, рынком такой продукции. В частности, когда вышел очередной фильм франшизы «Бамблби», было изготовлено 4 модельки для эксклюзивного распространения в России и Америке.

И это приятно.

События последних лет никого не оставили равнодушным и отразились на жизни почти каждого — как в России, так и за её пределами. Производители игрушек и комиксов было объявили бойкот нашему рынку, однако он вскоре сошёл на нет — либо бренды сдали назад, либо шустрые купцы наладили потоки параллельного импорта.

Не исключено, что по своим ролям в производстве и потреблении этих игрушек мы вскоре поменяемся с Китаем ролевыми моделями: если там авторскому и смежным правам уделяют всё больше внимания, в России, наряду с параллельным импортом, всё чаще звучат призывы отказаться от его соблюдения в отношении авторов и производителей из тех стран, что МИДом признаны недружественными.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Болезнь, которая много лет убивала жителей СССР, но о ней никто не знал

Почему детские браки до сих пор не запрещены?

Самый богатый наёмный рабочий в истории: история Стива Балмера, миллиардера без собственного бизнеса