В 1989 году режиссер Сергей Соловьев сделан качественный снимок состояния общества, которое идет к неминуемому распаду Империи с именем СССР.
В московской коммунальной квартире, которая больше напоминает проходной двор, волею судьбы встречаются потомок дворянского рода, диссидент, пациент психиатрических клиник, бунтарка и мачо.
По беседам, воспоминаниям и надеждам собравшихся граждан разных возрастов и взглядов, весело отмечающих закат Перестройки, становится понятно, что старая мораль общества крепко заржавела, а новая еще не скована.
Режиссер Сергей Соловьев, умело угадавший чаяния перемен обществом, продолжил парад на площади незрелой свободы в фильме «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». Чуть позже он выпустит заключительную часть трилогии под названием «Дом под звездным небом». Но это совсем другая история.
А в этой истории девушка Александра, уставшая от покровительства родителей, сбегает из вынужденного заключения и оказывается в первой попавшейся квартире. Ей нужно позвонить возлюбленному Володе.
В квартире этой живут 15-летний потомок дворянского рода Митя и бывший пациент психиатрической клиники Толик. После появления гостьи события развиваются самым неожиданным образом.
Фильм снят в самом конце 80-х годов, что хорошо чувствуется – есть тут «легкая обнаженка» (термин тех лет), довольно жесткая ирония по поводу наших советских вождей. Ленин и Сталин уже не авторитеты, а обычные люди, которых превратили в миф. Особенно досталось в фильме Иосифу Виссарионовичу, в адрес которого режиссер отпускает колкости, впрочем, делает это довольно талантливо.
Но это детали, а главное, что Сергей Александрович Соловьев соткал яркое полотно о радостях и печалях советского общества, лишенного нравственных ориентиров. Обитатели и гости коммуналки – личности разные, яркие, интересные. Митя в свои 15 кажется более духовно зрелым, чем 40-летний возлюбленный Александры.
Александр Баширов шикарен в роли психически нездорового Толика, отдельно отметим Александра Збруева и Людмилу Савельеву в роли строгих и взбалмошных родителей главной героини.
Этот фильм, названный композитором Борисом Гребенщиковым, написавшим к нему оригинальную музыку, лучшим из увиденного им за годы Перестройки, много ругали за необычность и стеб, а потом за неактуальность.
По поводу актуальности – это фильм своего времени, артефакт, который рассказывает нам о Перестройке ее языком.
Кино это непошлое, оригинальное, музыкальное, но, определенно, не для всех. С этим фильмом можно спорить, и даже ругать его. Но смотреть его интересно, даже сегодня, спустя треть века после премьеры.