Найти в Дзене
Рабочая тема

Первомай глазами ветерана нефтегазовой отрасли

Вячеслав Андреевич Пивоваров более 20 лет посвятил работе в Нефтегазовой отрасли, преподавал в . Мы спросили его о том, как он видит смысл праздника Первого Мая и какую роль он играл в его жизни. Дальнейшее повествование идет от лица автора.

фото из личного архива Вячеслава Андреевича
фото из личного архива Вячеслава Андреевича

Я родился через пять лет после окончания самой тяжелой для нашей страны войны. Запоминать и соображать, что к чему, начал лет с пяти. Стремление поскорее встать взрослым и самостоятельным появилось тогда же, умение быть в коллективе приобретал в яслях и детском саду. Был общительным, любознательным и веселым пацанчиком. В каждой семье было, что-то что напоминало о минувшей войне. Жили бедно. Отец шоферил, мама работала в РАЙФО. Ни дедушек ни бабушек не было. Мама сирота с 14 лет. Отец беспризорничал с 13 по Кавказу. Хватили лиха.

Основными праздниками в то время были «Первомай» и «Октябрьские». Отмечали везде и все. Это был повод отвлечься от всех трудностей, забыться о проблемах с жильём, нехваткой денег, одежды, продуктов.

А еще были парады и демонстрации. На парад было не попасть, а на демонстрацию собирались колоннами порайонно и по предприятиям. Играла музыка – оркестры и всё очень походило на Праздник «Победы». Люди пели популярные песни, танцевали, все улыбались и радовались. Именно поэтому эти праздники ждали и к ним готовились. На праздник ходили в гости и можно было поесть чего-то вкусного. Для детей самым интересным было пройти по площади и прокричать «Ура!» в ответ на задорные приветствия дикторов из репродукторов.

С годами мало, что изменилось в эмоциональном восприятии праздников. Жить становилось легче и лучше, в 60-тые годы стали строить много жилых домов. Многие получали квартиры и расселялись из комуналок. Строились новые микрорайоны. Мы тоже получили 2-х комнатную квартиру со всеми удобствами. Мама плакала от счастья и говорила, что не может этому поверить.

фото из личного архива Вячеслава Андреевича
фото из личного архива Вячеслава Андреевича

Стремление в юности поскорее стать взрослым, самостоятельным, романтика походов на природу, ночевки в лесу у костра, рыбалка на утренней зорьке, всё это было не просто романтично, но и становилось смыслом жизни.

В 1967 году я окончил школу. Отец настаивал на том, чтобы я получил высшее образование. Очень хотелось испытать себя в профессии геолога, но ВУЗы с данным профилем были в Москве, Ленинграде, Казани и Саратове. У родителей не было возможности отправить меня туда.

Выход подсказала сестра, к этому времени заканчивающая НефтеТехнологический факультет КПтИ им. В.В. Куйбышева.

«Иди на Нефтяной, на бурение. Будет тебе и геология и разведка, и заработки хорошие».

Так и порешили. По окончанию учебы был направлен в НИИ «Гипровостокнефть», в отдел бурения, лабораторию технологии бурения к первому своему наставнику – Владимиру Константиновичу Давыдову. Светлая ему память! Трудно переоценить для меня его замечания, наставления и учебы. Он учил не только производству, технологии бурения, но и советами правильной жизни. Связь и дружба не прекращалась с этим человеком на протяжении всей его жизни.

Любопытство, справедливость, правда, как единственная истина – это то, что берегло и воспитывало нас, учило и поддерживало в трудные минуты. А трудностей хватало, но мы верили во всё хорошее, в нашу страну, в её возможности. И это сбывалось.

После двух лет работы в институте решил поехать в Западную Сибирь. Думал набраться производственного опыта и вернуться в науку через 2-3 года, а получилось так, что проработал в Тюменской области 20 лет и ни чуть не жалею об этом. Помощник бурильщика, оператор по наклонному бурению скважин, буровой мастер Комсомольско-молодежной бригады, старший инженер производственного отдела Управления буровых работ, начальник смены Районной инженерно-технологической службы, заместитель начальника РИТС по технологии, начальник РИТС, всё это было пройдено за 6 лет работы на Севере Тюменской области.

фото из личного архива Вячеслава Андреевича
фото из личного архива Вячеслава Андреевича

Суровые рабочие будни и первые успехи, поощрения. И праздники, субботники и конечно демонстрации, песни, пляски, веселье, а затем на природу к реке, к костру, за импровизированный стол на полянке под пироги и торты приготовленные дома.

Время неслось быстро. Работы было много. Росла семья. Росли дети. Жена работала в Центральной лаборатории Нефтедобывающего Управления, начальником отдела коррозии трубопроводов.

Годы не шли, а летели. Нефтяной регион Западной Сибири осваивала вся страна, весь СССР. Нефтяная отрасль менялась на глазах. Буровики получали и осваивали новые буровые установки. Промысловики повышали нефтеотдачу пластов стремясь к максимальной добыче.

фото из личного архива Вячеслава Андреевича
фото из личного архива Вячеслава Андреевича

Разведка всё дальше уходила на север открывая новые и новые месторождения нефти и газа. Росли объёмы работ, создавались новые предприятия. Возникла необходимость перевода части буровых бригад из старых, центральных районов России в Сибирь. Мне предложили в Нормативно-исследовательской станции Главтюменнефтегаза возглавлять отдел Производственного инструктажа и повышения квалификации для обучения приезжающих бригад. Было чему учиться и переучиваться. К нам шло самое новое и передовое оборудование, на старых месторождениях новой технологии не хватало.

В кратчайшие сроки было образованы и запущены новые предприятия на Красноленинском месторождении. Приступили к строительству нового города нефтедобытчиков – Нягань. А как же праздники проходили в это время?

На праздниках подводили итоги соревнований среди бригад, проводили конкурсы мастерства. Были и демонстрации в резиновых сапогах и знамёна, и транспоранты, и песни, и веселые застолья. Так мы жили, трудились, покоряли Сибирь. Добывали «Черное золото» для развития нашей страны. Гордились тем, что нас называли «Нефтяные короли».
фото из личного архива Вячеслава Андреевича
фото из личного архива Вячеслава Андреевича

Затем в бурные 90-стые, я вернулся уже не в Куйбышев, где я родился, а в Самару, не в СССР, а в Российскую Федерацию, на должность заместителя Производственного отдела Центрального аппарата Буровой компании «Лукойл-Бурение», где трудился еще 10 лет.

Затем были и другие компании. Нефтяная компания «Самара-Нафта»; Проектная фирма «Нефтепромсервис» - главный инженер проекта; Получение звания «Почётный нефтяник Нефтяной промышленности», «Ветеран Труда» - Самарской области. И праздники пришедшие из СССР и непонятные молодым инженерам-нефтяникам.

Наша команда благодарна автору за предоставленный материал. Нам было интересно взглянуть на привычный Первомай под другим углом и надеемся, вам тоже! Пиши в комментариях, если понравился формат.