Сохранение исторической памяти - одна из самых важных функций государства. Самоидентификация индивида как части многонационального и многоконфессионального народа России невозможна без понимания истории, без осознания себя, как части исторического процесса. Однако, сегодня переписывание истории, коверкание фактов становится неотъемлемой частью политики некоторых стран о том, как победить в “войнах за историю” рассказали члены челябинского “Экспертного клуба”.
Для начала необходимо проговорить тот факт, что само объективное отображение истории - это, сегодня, крайне актуальная и острая тема. “Войны за историю” были, есть и, скорее всего, будут и в будущем. В этом контексте активные действия государства, запуск и поддержка специализированных программ крайне значимая вещь. “Сохранение исторической памяти крайне актуальная и важная тема, поскольку именно благодаря этому мы получаем возможность построить единое социокультурное пространство российского общества. Государство инициирует множество проектов и программ, посвященных патриотическому воспитанию и историческому просвещению. Подобная тенденция наблюдается и в Челябинской области: местные органы власти активно поощряют и стараются развивать те сообщества и объединения, которые своей целью ставят сохранение исторической памяти”, - говорит директор мультимедийного парка “Россия - моя история” Полина Глинских.
Если же говорить об стратегиях и тактиках победы в “войнах за историю”, то, в независимости от методов, основа одна - открытость и честность: “Самый действенный способ "победить" в этих войнах - открывать архивы, публиковать документы, популярно рассказывать о значимых сюжетах прошлого, прививать любовь и интерес к собственной истории. Только знанием можно противостоять искажению фактов, а потому необходимо повышать качество исторического образования в школе и университетах, больше издавать книг, открывать выставок, снимать фильмов”, - говорит заместитель директора Челябинского областного государственного архива Николай Антипин.
При этом, стоит понимать, что главной “целевой аудиторией” исторического образования и просвещения является молодёжь. И здесь вопрос стоит не только в количестве преподаваемых дисциплин и часов преподавания, но и качества обучения: “Главное, ради кого это делается, - это молодежь. Старшее поколение имеет более-менее адекватное представление об истории страны, чего нельзя сказать о младшем. Им просто не до того. И в этом смысле многое зависит от педагогов, кто преподает историю. Вопрос не в количестве часов (хотя это, конечно, благо), а вопрос «кто и как?». И тут можно говорить о подготовке профессиональных кадров. Существует опасность – не выродиться в поздний СССР; многие помнят, как тогда преподавали историю и что из этого получилось”, - подчёркивает кандидат философских наук Андрей Лавров.