Что вы знаете о ревущих двадцатых? Чем занимались люди, что им было интересно, куда они ходили?
В голове сразу появляются образы: Леонардо ди Каприо, бокал шампанского, салют на фоне… А ещё женщины! В утончённых платьях со стразами или из шёлка, странных головных уборах и с идеальными причёсками. Картинка складывается очень быстро. Во Франции этот период называется «Années folles», что в переводе означает «безумные годы».
Александр Зеваэс о «безумных годах» писал так: «Погоня за любовными приключениями и миллионами, за удовольствиями и радостями жизни. На каждом углу распахнули двери танцзалы, куда спешила пестрая публика со своеобразными нравами и манерами. Сразу после войны, как и после Французской революции танцевали рьяно — чтобы опомниться от потрясений».
Кроме роскошных представителей буржуазии был ещё и пролетариат, но кто о нём думал в эпоху джаза? Радиовещание, кино со звуком, фэшн-фотография в изданиях Vogue и Harper's Bazaar, популярность психоанализа по Фрейду, широкое распространение автомобилей и художественные салоны — жизнь аристократии была наполнена новыми впечатлениями. В эту пору Ар Деко приобретает особую популярность.
Стиль Ар Деко
Или «модернистик», или «сталинский ампир» — большой стиль XX века. Углубляться в датировки или названия мы не будем, потому что разные школы искусствознания предлагают разные варианты.
Исследователи выделяют несколько особенностей, часто характерных для Ар Деко: интернациональность, диалог авангарда и классики, диктат конструктивно-геометрической формы, оптимистичность и декоративность. Объяснение довольно обширное, так можно сказать и о барокко. Но нам не обязательно «натягивать сову на глобус», этим уже занимаются художники в попытках вписать себя в историю искусства.
Как тогда понять, что всё это значит? Будем разбираться на примере картин Тамары де Лемпицки!
Мария Борисовна Гурвич-Гурская
Тамара де Лемпицка — художница, путешественница, «баронесса с кисточкой», дива 20-х годов и наша сегодняшняя гостья. В девичестве Мария Борисовна Гурвич-Гурская. Её имя моментально напоминает о русском происхождении… или не совсем.
На самом деле, биография Тамары-Марии довольно загадочна. Дело в том, что аристократка не раз переписывала факты из своей жизни, добавляя или убирая что-то, из-за чего мы точно не знаем ни дня её рождения, ни родного города. Всё это добавляло русской эмигрантке большей загадочности во Франции.
Что мы знаем точно? Родители Тамары — представители польской аристократии. В юном возрасте она переехала в Петроград к тёте Стефе, где вышла замуж за польского юриста Тадеуша Лемпицкого. В 1917 году супруга арестовали сотрудники ЧК. Тамара нашла Тадеуша через две недели в лубянской тюрьме, после чудесного спасения из которой супруги решили эмигрировать.
Их скитания по Европе закончились во Франции. Первое время чета Лемпицки жила на деньги с продажи фамильных украшений. В это же время у Лемпицки родилась дочь Кизетта — будущая модель множества картин Тамары. Потребность в деньгах только увеличивалась, но постоянного источника заработка у родителей не было.
Тогда Тамара де Лемпицка решила попробовать новое дело – писать картины.
Как стать художником и зарабатывать хорошие деньги, если у тебя нет соответствующего образования? Ответ простой — научиться. Тамара берёт несколько бесплатных уроков в Академии de la Grande Chaumiere у Мориса Дени и Андре Лота.
Де Лемпицка быстро определяется с жанром своих картин — портреты. Стратегия оказывается удачной и меньше чем через 10 лет за каждую картину Тамара будет получать от 50 тысяч франков. Но как?
Талант или дерзость?
«Если я не буду писать ежедневно, персонажи начнут гнить у меня в голове... Я потеряю контроль над сюжетом и динамикой истории».
Стивен Кинг
Секрет мастерства всех великих людей известен уже давно: нужно заниматься делом, в котором ты желаешь добиться успеха. Каждый день.
Тамара де Лемпицка использовала это правило и следовала ему безоговорочно. Жизнь французской аристократии была наполнена разными событиями, но художница всегда помнила о картинах. Даже возвращаясь со светских вечеров далеко за полночь, она не ложилась спать и писала ежедневно.
Но что такого особенного было в её картинах, из-за чего вся Франция бегала за ней в попытках заказать портрет? Как ранее было сказано, Ар Деко любил сочетание авангарда и классики. Андре Лот, преподаватель Тамары, сильно повлиял на стиль художницы. Сам он был представителем кубизма, но не того, что «исповедовал» Пикассо, а более мягкого, не шокирующего публику.
Выраженность смягчённого кубизма в работах Тамары проявлялась в экспериментах с обнажёнными телами. Позы и пропорции фигур нарушают логику анатомии, иногда это бросается в глаза, но чаще остаётся незамеченным. Например, в Купальщицах Лемпицка «ломает» спину девушки в центре и перекручивает талию нижней фигуры.
В детстве Тамара побывала в Италии, именно с того момента она начала «болеть» искусством. Творчество мастеров прошлого не застыло мутными очертаниями в памяти. Уже в зрелом возрасте Тамара привносила черты классической живописи и в свои работы. Жан Кокто, французский писатель, сказал, что «в работах Тамары мы всегда найдём свет Караваджо».
Свет Лемпицки удивительно плавен для кубизма, его мягкое очертание обнимает героев картины, окутывает их атмосферой комфорта. Что-то подобное мы видим у Жана Энгра, «последнего оплота классической школы». У него Тамара многому научилась.
Тамара де Лемпицка удачно выбрала свой стиль: сочетание кубизма и неоклассики. Она была частью аристократического мира и потому прекрасно понимала, чего желают эти загадочные люди.
Тамара писала в своём дневнике: «Я была первой женщиной, которая писала чисто, и это главное в моем успехе, мои полотна точны, они закончены». Это абсолютная правда, но, кроме того, работы Тамары наполнены её собственными силой и стилем, которые и привлекали европейский высший свет.
Художница не стеснялась показывать эмоции женщин. Это были не загадочные полуулыбки Мадонн, не прикрытые в молитве глаза и не яркий румянец веселья. Женщины на картинах Тамары под стать идеалу аристократки 20-х годов XX века: томные, дерзкие, прямолинейные и пресытившиеся жизнью. Идеал эмансипированной женщины. Самый яркий пример – Автопортрет в зелёном Бугатти 1929 года. Никакого Bugatti у Тамары не было, был только маленький Renault, но это совсем не важно.
Это что, женщина за рулём? Да, Коко Шанель вводила в моду брюки и красную помаду, а Тамара де Лемпицка показывала, что она тоже может водить автомобиль.
Тема эмансипации женщин часто встречается в её работах, может от того, что Лемпицка сама считала себя частью феминистического движения, может, потому что её модели были такими. Ещё один прекрасный пример это Портрет герцогини де ла Саль. На полотне аристократка предстаёт перед нами не в тонком шёлковом платье, а в костюме для верховой езды: удобные сапоги, чёрные брюки и закрытое пальто. Глаза устремлены прямо на зрителя, но графиня не смущена, она готова бросить вызов любому. Элегантный макияж и расслабленная поза не делает картину менее напряжённой.
Картины Тамары – заявление: женщина может быть и расслабленно сексуальной и напряжённо властной.
Жизнь после успеха
Брак с Тадеушем распался в 1928 году. Со дня переезда во Францию супруг не стремился проявлять прежней активности, карьера адвоката не сложилась, а ничего другого он делать не желал. Тем временем у жены один скандальный роман перерастал в другой.
Тамара де Лемпицка не долго переживала из-за развода и вскоре снова вышла замуж. Новым избранником стал её любовник, барон Рауль Куффнер, австро-венгерский промышленник и меценат. Свадьба состоялась в 1934 году, а уже в 1939 Тамара уговорила супруга переехать в Америку, подальше от фашистской Германии.
По дневникам Тамары и свидетельствам знакомых и друзей мы можем понять, что Лемпицка действительно любила мужа. С нескончаемыми романами пришлось покончить, статус баронессы этого совершенно не позволял. Ревущие двадцатые внезапно закончились и началась Великая депрессия. К концу 30-х годов фашистская угроза переросла в полноценную войну, мир перевернулся с ног на голову.
На фоне социальных переживаний живопись, пропитанная лоском и шиком перестала быть востребованной. Тамара де Лемпицка переживает кризис. В это время она становится ближе к церкви, пишет несколько работ на христианскую тему. Свой лоск художница не потеряла, он проявился в слезах-жемчужинах пожилой монахини. Критики были крайне недовольны этой деталью.
В попытках снова стать востребованной, Тамара пробовала себя в других направлениях. Старания не оправдались, все выставки послевоенных лет не привлекли внимания общественности. Это сильно ударило по самолюбию художницы.
В 1962 году умер барон Куффнер. После нескольких переездов, Тамара обосновалась в Мексике. К старости её характер совсем испортился, она часто устраивала скандалы своим близким. Умерла Тамара де Лемпицка во сне восемнадцатого марта 1980 года. Согласно завещанию её прах развеяли над вулканом.
Текст: Слава Петрова