Найти тему
Аэропорт Пулково

Ленинградский аэропорт с 22 июня до 12 сентября 1941 года

Оглавление

Накануне Дня Победы аэропорт Пулково рассказывает о героической работе сотрудников Ленаэропорта в годы войны.

Благодаря Объединенному музею гражданской авиации в Санкт-Петербурге, мы можем поделиться с вами свидетельствами очевидца и одного из основных участников событий военных лет – начальника Ленинградского аэропорта Моисея Исааковича Цейтлина – и увидеть, как наш авиаузел, который сегодня один из самых комфортных и современных в стране, переживал военное время.

Отчет Моисея Исааковича затрагивает события с 1941 года по 1943 годы. Делимся с вами первой частью документа: с 22-го июня до 12 сентября 1941 года – от начала Великой Отечественной войны до эвакуации Ленаэропорта.

Фотогазета Ленаэропорта (1942 год), слева направо: командир аэродрома, капитан М.И. Цейтлин, комиссар аэродрома политрук И.С. Смирнов. Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге
Фотогазета Ленаэропорта (1942 год), слева направо: командир аэродрома, капитан М.И. Цейтлин, комиссар аэродрома политрук И.С. Смирнов. Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге

РАБОТА ЛЕНИНГРАДСКОГО АЭРОПОРТА во время Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 30-е ноября 1943 года

К началу Отечественной войны Ленинградский Аэропорт Северного Управления ГВФ находился в Ленинграде, у станции Шоссейная, в 10 километрах южнее Ленинграда.

Ленинградский аэропорт обслуживал следующие базирующиеся отряды: 34-й Транспортный отряд, имевший тяжелые и средние самолеты ЛИ-2, Г-2, Г-1, ПО-41, ПР-5 и П-5, 236-й отряд местных линий, имевший легкие самолеты типа СП и санитарные самолеты, Учебно-тренировочный отряд, 2 Учебно-летные эскадрильи, готовившие пилотов для ВВС и летный отдел института Гражданского Воздушного Флота.

Работа Ленинградского Аэропорта за время Отечественной Войны разделяется по месту базирования и по характеру работы на 3 периода:

1. Период работы с 22 июня по 12 сентября 1941 г. – базирование в основном Аэропорту у станции Шоссейная.

2. С 13 сентября по 31-е декабря 1941 г. – период интенсивной работы самолетов ЛИ-2. Ленинградский Аэропорт производит прием и выпуск самолетов одновременно с 2-х и более аэродромов / Комендантский, Смольная, Янино /.

3. 1942 и 1943 г. Аэропорт базируется на аэродроме Смольная.

Доклад о работе Ленинградского аэропорта в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 30 ноября 1943 г., Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге
Доклад о работе Ленинградского аэропорта в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 30 ноября 1943 г., Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге

Работа с 22-го июня до 12 сентября 1941 г. / от начала Отечественной войны до эвакуации аэропорта Шоссейная /

22-го июня 1941 г., в день вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну, была создана Особая Северная Авиационная Группа ГВФ по обслуживанию Северного Фронта.

Уже в 18 часов 22 июня из Ленинградского Аэропорта были выпущена ЛИ-2 Новикова и Струкова, по специальному заданию военного командования, на пограничные / прифронтовые / аэродромы.

С первых же дней Отечественной войны в Ленинградском Аэропорте сконцентрировалось большое количество самолетов, прибывших из тыловых подразделений ГВФ, которые были немедленно включены в работу по обслуживанию фронта.

Наряду с большой работой по выпуску и приему самолетов, весь личный состав Аэропорта, независимо от должности и звания, был включен в работы по созданию противовоздушной защиты аэродрома, как то: строительство укрытий для личного состава и материальной части. Стоянки самолетов были оборудованы маскирующими сетями и ложной зеленью, здания и ангары окрашены камуфляжной окраской.

По природным условиям / отсутствие леса вокруг / и по наличию характерных зданий, Аэропорт был легко заметен с воздуха и поэтому скопление самолетов, при всей невозможной маскировке, все же представлялось опасным, особенно в ночное время, так как днем большинство самолетов находилось на выполнении заданий.

Поэтому Ленинградским Аэропортом были организованы дополнительные базы для ночевки самолетов на запасных аэродромах – Тосно и Любань. Вечером, после выполнения заданий, самолеты перегонялись на запасные базы.

В 2-х километрах от Ленинградского Аэропорта был сооружен ложный аэродром, где были установлены негодные, разбитые машины и макеты. Этот ложный аэродром 21-го июля отвлек на себя крупный бомбовой удар, который немецкая авиация готовилась нанести по Ленинградскому Аэропорту: вражеские бомбардировщики сбросили на ложный аэродром сорок авиа-бомб большой разрушительной силы.

Работа Ленинградского Аэропорта в описываемый период характеризуется следующими цифрами.

Принятых, обслуженных и выпущенных самолетов:

Фрагмент доклада, Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге
Фрагмент доклада, Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге

Всего от начала Отечественной войны до эвакуации Аэропорта Шоссейная / с 22 июня по 12 сентября / принято, обслужено и выпущено самолето-рейсов 1917.

Из них: транспортных 912, санитарных 374, перегоночных 326, фельд-связи 193, боевых 36, прочих 76.

Боевые вылеты из Ленинградского Аэропорта совершались, главным образом, в ночное время суток, в тылы наступающей немецкой армии или в прифронтовую полосу.

В тыл противника выбрасывались диверсионные и разведывательные группы, доставлялись грузы и вооружение партизанам и попавшим в окружение частям Красной Армии.

Так например: 5 августа пилот Литвинов из Ленинградского Аэропорта совершил рейс в глубокий тыл Финляндии и сбросил группу диверсантов-парашютистов.

В июле и августе самолеты ЛИ-2 Никифоров, ПО-41 Михеев и Качанов неоднократно вылетали в немецкий тыл, доставляли оружие и грузы партизанам, разбрасывали листовки над расположением частей противника.

В начале сентября, помимо указанных, в Ленинградском Аэропорту работала также группа тяжелых самолетов Г-2 / ТБ-3 /, которые совершили 15 боевых вылетов в районы Орлинского озера и станции Дивенская, в помощь частям Красной Армии, попавшим в окружение. Туда было доставлено около 35 тонн продуктов питания, боеприпасов и медикаментов.

Санитарные полёты начались в основном со второй половины года, причем особенно интенсивны они были в период с 12-го по 22-е августа, в дни боев за Лугу и Кингиссеп. В отдельные дни количество санитарных рейсов из Ленинградского Аэропорта достигало 30-35 в день. Раненые вывозились из полевых госпиталей и мед.сан.батов в Ленинград. Для приема раненых в Ленинградском Аэропорту было оборудовано специальное временное помещение, где раненым оказывалась медицинская помощь и предоставлялось питание.

Из Ленинграда на фронт санитарными самолетами отправлялась консервированная кровь, которая спасла жизнь многим бойцам и командирам.

Так как кровь в такую погоду могла быстро испортиться, в Ленинградском Аэропорту для ее хранения было оборудовано специальное помещение с холодильником.

Всего в период начала Отечественной войны до эвакуации Аэропорта Шоссейная перевезено с фронта в Ленинград 811 раненых бойцов и командиров.

Из Ленинграда в прифронтовые госпитали перевезено около 9 тонн консервированной крови и медикаментов.

Одновременно Ленинградский Аэропорт обеспечил рейсы на зондирование атмосферы и метео-разведку, которые выполнялись по заданию Командующего ПВО г. Ленинграда, с целью определить верхнюю границу облачности: это было необходимо для определения высоты подъема аэростатов заграждения над городом Ленинградом.

Кроме того, через Ленинградский Аэропорт доставлялась фельд-связь, как из Москвы в Ленинград, так и из Ленинграда в Штабы Армий. Всего в описываемый период было выполнено 193 рейса фельд-связи, перевезено в обе стороны 358 офицеров связи и 46,7 тонны фельд-связи правительственной и войсковой.

Транспортные рейсы проводились в описываемый период из Ленинградского Аэропорта двумя группами самолетов.

Группа тяжелых самолетов ЛИ-2, Г-2, Г-1, ПС-41 перевозили грузы на дальние расстояния – в Мурманск, Африканду /на Кольском полуострове/, Петрозаводск, Вологду и Москву.

Средние и легкие самолеты совершали рейсы на короткие расстояния в пункты: Боровичи, Ям-Кудрово, Кричевицы, а также в прифронтовую полосу.

Из Ленинграда в прифронтовые районы Северного фронта перевозилось вооружение и боеприпасы, снаряжение, медикаменты, литература, газеты и почта для действующей Армии. В Москву и другие тыловые пункты переносились: пром.оборудование, детали для машин и запчасти. Кроме того, во всех направлениях перевозились лица младшего и старшего командного состава Красной Армии со срочными командировками.

Фрагмент доклада, Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге
Фрагмент доклада, Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге

В описываемый период, обстановка наземной работы в Ленинградском Аэропорту была весьма напряженной.

Во-первых, почти втрое увеличился объем работы: до начала войны Ленинградский Аэропорт принимал и запускал в среднем 8 самолето-рейсов, а в некоторые дни 2-3 рейса.

В описанные период, в среднем приходится 24 самолето-рейса на день, причем в некоторые дни было обслужено свыше 50 вылетов и прилетов.

Кроме того, трудности наземной работы выражались в самой обстановке: погрузка и заправка самолетов часто производилась во время воздушной тревоги, при непрерывном огне зениток. Над аэродромом, особенно в Августе и Сентябре часто появлялись неприятельские истребители и завязывались продолжительные бои между советскими и вражескими истребителями.

Ленинградский Аэропорт неоднократно подвергался сильным бомбардировкам с воздуха вражеской авиацией.

Так, 30-го июня 1941 года аэродром атаковали 5 бомбардировщиков Ю-87, сбросивших с небольшой высоты около 35 бомб. В момент налета на Аэродроме, под погрузкой, находились около 15 самолетов. В результате бомбардировки сгорели самолеты: один Г-2 и 4 санитарных, а также техническая кладовая с запчастями; временно вышла из строя часть летного поля.

Потери личного состава, благодаря наличию укрытий, были незначительными. Был убит охранник и ранены инженер Гриценко и техник Филимонов.

31-го июля, при повторном налете неприятельских бомбардировщиков, выведены из строя 2 самолета и снова приведено в негодность летное поле. Личный состав и здания не пострадали.

В августе и сентябре Аэропорт также подвергался неоднократным бомбардировкам, причем бомбы разрывались на летном поле, оставляя на нем значительные воронки.

Но благодаря самоотверженной работе личного состава, под руководством майора Фиофанова и бригадира Артюхина и Теплова, после каждой бомбардировки, летное поле через 2-3 часа напряженной работы, полностью восстанавливалось для нормальной эксплуатации.

По мере приближения немецких войск к Ленинграду, обстановка в Ленинградском Аэропорту становилась напряжённой с каждым днем. В ночь с 12 на 13 сентября передовые части противника располагались на склонах Пулковских высот, откуда Аэропорт виден простым глазом. Начался непрерывный обстрел Аэропорта минометным огнем, после чего было принято решение о полной эвакуации имущества и перебазирования Аэропорта в другое место.

Личный состав Ленинградского Аэропорта во время перебазирования, ночью, под непрерывным артиллерийским обстрелом и бомбардировками с воздуха показал подлинный образец самоотверженного труда, организованности, дисциплины и высокого долга перед Родиной, в результате чего весь самолето-моторный парк, а также горючее, смазочные и оборудование, были полностью вывезены их Аэропорта без потерь. Особенный героизм проявили начальник Автогаража Блинов, шоферы Волков, Уточник, Кмелин, Боровиков, техник Ежова, Зав.бензо-складом Михайлов, заправщики Щербаков и Ярмола, которые вывезли из под обстрела более 100 тонн авиационного горючего и прочего … (неразборчиво, прим. ред.).

Героически проявили себя такие работники пожарной команды Аэропорта Новиков, Сулейманов, Усиков и Михайлов, которые остались в Авиагородке после эвакуации и гасили возникающие от обстрелов пожары, благодаря чему были сохранены здания и сооружения Аэропорта.