Найти в Дзене
Мутное время

Кому Иван Грозный проиграл Баториеву войну?

Стефану Баторию, доклад окончен. Шутка.

Стефан Баторий и его супруга Анна Ягеллонка. Из открытых источников
Стефан Баторий и его супруга Анна Ягеллонка. Из открытых источников

Именно эта война похоронила русскую реконкисту XVI века. У нас она незнаменитая, для поляков, например, история культовая (хотя в реальной истории собственно поляки не столько поучаствовали, сколько примазались).

В кратком изложении наших историков (и кстати их крайне антирусски настроенных коллег из ближнего зарубежья) она выглядит примерно так. Грабил и захватывал (вероломный и трусливый) тиран Иван («зе террибл» миролюбивые) земли Литвы, (осчастливленные магдебургским правом), пока правил Польшей и Литвой бездарь Сигизмунд Август да шло бескоролевье. До того Иван обнаглел, что даже себя предлагал в польские короли. Но не стерпели (свободолюбивые и благородные) поляки и литовцы, выбрали сначала французского принца, а потом трансильванского князя Стефана. Тот оказался деятельным человеком, выдающимся полководцем и невероятным польско-литовским патриотом (так же как Арья Старк повторяла на ночь черный список своих обреченных врагов, так же повторял воин Стефан список захваченных Москвой Литовских городов: Полоцк, Смоленск, Дорогобуж, Чернигов.. Список был подлиннее, чем у героини «Игры престолов»). Не жалея собственной казны нанимал он солдат для Польши, громил бездарных и трусливых воевод Грозного, взял Полоцк, Великие Луки и чуть не взял чудом героически отоборонявшийся Псков (в процессе разгромил московскую армию в битвах при Вендене и Соколе и с блеском выиграл информационную войну, очаровав общественное мнение Европы. Так запугал труса Ивана, что тот чуть католичество не принял). В скобках то, что печатают соседи, и не печатают наши историки. И да, автора этой похабени в рамках отечественных учебников истории звали Николай Михайлович Карамзин. Он порой и в скобки залезать не стеснялся.

В общем кошмарил вагон электрички распоясавшийся гопник Ваня да нарвался на приехавшего на побывку десантника Степу, долго потом извинялся на камеру и зубы по вагону собирал.

Из хорошего – почти всё написанное в прошлом абзаце к реальной истории отношения почти не имеет. И царь Иван на поверку не такой уж Грозный (и уж точно совсем не ужасный), и последний Ягеллон (Сигизмунд Август) далеко не бездарь, и из князя Стефана польский патриот, что из меня балерина. И боялся царь Иван совсем других (реально опасных для страны и его лично) людей. А трусость и бездарность воевод при минимальном исследовании соотношения сил превращается в осознание того, что плетью обуха не перешибёшь.

Вспомним как она началась.

К 1570 году череда относительно успешных русско-литовских войн ополовинила литовскую территорию. Последним – в 1563 – вернули/захватили Полоцк. Киев был приграничьем и логичной следующей целью. Казалось – еще одно усилие, один небольшой рывок и мечты митрополитов Ионы и Макария о православном царстве, объединившем всех русских людей, станут явью.

Во второй половине 1560-х Московию накрыла череда внутренних разборок, которую принято называть опричниной, Литва и без того изнемогала и в 1570 было заключено перемирие. Годом ранее казавшийся таким беззащитным Киев передали Польше.

Отдохнуть и набраться сил в 1570-х не получилось. Россия вела большую войну с Крымским ханством (с 1568 г.), подавляла восстание в Казанском крае (Черемисская война 1571-74 гг.), противостояла набегам Сибирского ханства (1572-73 гг.), вела неофициальную войну с большими ногайцами (1571-78 гг.).

После Московских походов хана Девлет Гирея 1571-72 гг. натиск на Россию Крымского ханства заметно уменьшился. В 1574-86 гг. крымские царевичи не осуществляли походы на Россию – собственно крымские силы были задействованы на других направлениях. В 1570-80-х. набегами на Россию руководил Есеней Дивеев (глава перекопских ногайцев), с которым, кроме его людей, выступали малые и большие ногайцы и азовские казаки. Впрочем, и нарождающееся царство огрызалось, как могло. В 1573 году был сожжен Сарайчик, столица Большой Ногайской Орды. До 1576 Русское Царство посылало донских казаков с контрпоходами в степь и активно спонсировало днепровских. В 1576 году стало активно предлагать Крыму мир и союз против Польши.

Пометки на полях.

Сразу две.

Князь Роман Ружинский, приведя казаков на службу Дмитрию Ивановичу (Лжедмитрию II), прямо говорит, что его отец Кирилл служил отцу царевича царю Ивану. Историки считают, что подразумевается Иван Васильевич, а не Иван Иванович, я с ними не согласен. Пик казачьих набегов на Крым – 1575 год.

Союз с Польшей против Крыма и Порты, силовое подавление восстаний в Поволжье – продолжение политики правительства Адашева, против которой Иван Грозный публично (местами письменно) протестовал. Он в первой половине 1570-х наступил на горло собственной песне?

В 1575 на Московский престол садится царь Симеон и восстания прекращаются. Ногайцы продолжают набеги, контрудары царь Иван деятельно саботирует. Это на кого надо набеги, грабят уделы суздальской знати, вождей оппозиции.

Царь Фёдор будет строить крепости и посылать казаков в контрпоходы в 1584-86. Вероятно его брат Иван делал то же самое десятилетием ранее. Такая вот эклектика.

Конец пометок на полях

В Прибалтике и Карелии шла (тоже с 1568 года) бесконечная война с Швецией. В 1570 московская армия с принцем Магнусом нестарательно осаждала Ревель.

Пара лет почти полной тишины.

Зимой 1573 года походы, бои с переменным успехом, штурмы. Участвуют в основном наемники Магнуса и служилые татары. Больше похоже на грабительский набег. Тогда же идут переговоры о воцарении Ивана Грозного в Литве и Польше. Грозный требует наследственного престола и титул императора. Литовские переговорщики бранятся на людях и перешептываются с великим князем кулуарно. Благо на литовском Иван говорил с детства.

Пометки на полях.

С точки зрения послезнания судить царя за неадекватные запросы легко. В Европе уже два императора, куда тебе третьим? Между тем царь Иван просто пытается инсталлировать опыт Габсбургов на Восточную Европу. Он всё-таки внук графа Священной Римской Империи (Михаила Львовича Глинского), знает, как дела делаются. Император сможет править разноязыкими и даже религиозно враждебными регионами, он выше любого князя или короля по статусу. Петр ведь тоже принял титул не ради потешить самолюбие.

Грозный – дальний родственник Ягеллонов, он склонен к религиозным компромиссам. Если поляки и литовцы хотят заново собрать в кулак когда-то великую империю Ягеллонов – кто как не он? Польша еще очень долго пыталась претендовать на Чехию, Венгрию, практически до самого казацко-шведского потопа 1650-х. Смог же шотландский король усидеть на английском престоле примерно в то же время, чем Иван хуже?

Вот масштаб претензий настоящего потомка Ягеллона. А уж если и Россию добавить страна получается колоссальная. Соседям-императорам было из-за чего напрягаться и давить в зародыше. Из открытых источников
Вот масштаб претензий настоящего потомка Ягеллона. А уж если и Россию добавить страна получается колоссальная. Соседям-императорам было из-за чего напрягаться и давить в зародыше. Из открытых источников

Нет, Грозный и с Габсбургами в переписке, предлагает им раздел Речи Посполитой по религиозным границам. Николай Павлович, говорят, тоже предлагал англичанам раздел Турции. С тем же успехом, и, что характерно, по тем же причинам.

Поиграл Иван Васильевич в по-настоящему большую политику. Несколько переоценил свое место и свои возможности в ней. Местами просто не повезло. Максимилиан Габсбург мог бы пожить дольше или передать престол не Рудольфу. Папа Григорий умереть раньше. Воцарение Батория в Польше могло бы растянуться на полноценную Смуту. Его там реально ненавидели при жизни,недаром после войны он обитал в Гродно, в Польше лишний раз не показывался, родственников тоже на трон не звали. Многое могло бы пойти совсем по-другому по почти не зависящим от московского царя причинам.

Конец пометок на полях.

К концу 1576 года кажется, что русско-шведская война выиграна. У шведов в Прибалтике остается только Ревель. Война вялая, за Россию воюет всё еще преданный вассал Грозного Магнус, за поляков и литовцев отдуваются вассалы – Рига и Курляндия. Датчане играют с Грозным в поддавки, сдавая территории фактическому, но нерукопожатому союзнику. Причем основная активность русской армии– как раз 1575-76 год, параллельно угасанию активности на Юге.

Татарских набегов тогда было мало – осенью 1574 г. известен только локальный набег крымско-ногайского войска на рязанские земли, в 1575 г. набеги вообще не зафиксированы, в сентябре 1576 г. происходили локальные набеги крымских отрядов под Новгород Северский и Орёл. Такое спокойствие было обеспечено отвлечением татарских войск на Молдавский и Польский, а затем и Иранский фронты.

В таких условиях царь резко активизировал наступление в Ливонии, лично возглавив поход лета-осени 1577 гг., захватив всю оставшуюся территорию Задвинского герцогства (т. е. все польско-литовские владения, кроме вассальных Курляндии и Риги). Следом развил бурную пропагандистскую деятельность в Литве (даже диссиденту Курбскому написать не побрезговал).

Параллельно на обострение пошли шведы. В январе-марте русская рать осаждала Ревель, а затем до осени шведы осуществляли рейды в Ливонии и Карелии, зимой произошли ответные русские рейды.

В Речи Посполитой тем временем бушевала недолгая, но яростная гражданская война между сторонниками и противниками Стефана Батория. Восхождение того на трон очень облегчила внезапная смерть главного конкурента – Максимилиана Габсбурга. Сын и наследник Рудольф был далек от идей веротерпимого прагматика-отца. Иезуит до мозга костей, воспитанный при дворе испанского короля (главного католического фанатика тогдашней Европы), именно он во многом и спровоцировал кошмар тридцатилетней войны. Воевать с братом по вере и претендовать на польский престол Рудольф не стал.

На стороне Батория в войне открыто и активно участвуют крымцы. Бьют в основном по владениям потенциального электората Грозного. Осенью 1577 г. хан Мехмед II Гирей совершил опустошительный поход на Волынь. В феврале 1578 г. татары повторили набег, осадив город Острог на Волыни (князь Острожский заключил мирный договор).

В сентябре 1578 г. был официально оформлен мир и союз между Речью Посполитой и Крымским ханством.

Сам Стефан Баторий дожимал противников в Польше. Главной проблемой стал Данциг – город отказался присягать, и, как первоклассная крепость, мог сопротивляться новому королю хоть десятилетиями. Он был осаждён и капитулировал только в декабре 1577 г.

Пометки на полях

Баторий не был богат лично, да и Трансильвания была по сути нищей страной, данницей султана. Денег на завоевание Польши (а иначе его восхождение на престол назвать сложно) и вону с Россией ему дали. И подозреваемых здесь всего ничего – султан, король Франции и папа Римский. Последний – самый вероятный. Император Рудольф (в отличии от отца) последовательно поддерживает Стефана. Непонятливым литовским магнатам всё очень подробно пояснил Мехмед Гирей.

Конец пометок на полях.

В 1578 война начинается де-факто заново. В Прибалтике шведы, поляки, литовцы и их вассалы наступают. Параллельно предает Грозного и бежит в Курляндию Магнус. Обычно это связывают с обидками на царя, но гораздо логичнее предположить прямой приказ из Вены. Он как-никак герцог Священной Римской империи. Параллельно для Грозного закрывается рынок европейских наемников. Они маршевыми колоннами идут на усиление польских войск.

Летом-осенью шведы осуществляли рейды в Ливонии и Карелии. В ответ в июне русская рать взяла Оберпален, а в октябре она осадила Венден. Да там и осталась лежать вместе со всем нарядом. Шведская армия Юргена Боя и польско-литовская конница Андрея Сапег и Матвея Дембинского разбила русскую рать во главе с Иваном Голицыным. Игры кончились, началась большая и жестокая война.

Пометки на полях

Непотопляемый Иван Голицын (зять Ивана Мстиславского) свяжет свое имя со всеми бесславными поражениями той войны. И не будет никак наказан, что очень наглядно говорит или о влиятельности его тестя, или об очевидности неравенства сил.

Его племянники – одни из главных активистов Смуты – возглавят Кромский мятеж против Годунова и московский против Дмитрия Симеоновича (Лжедмитрия I), руками Ляпунова свергнут Шуйского и инициируют восстание против Владислава (Первое Ополчение). Закончат, правда, плохо. Старший Василий умрет в литовском плену, младшего Андрея казнят в ходе московского восстания 1611, среднего вычистит из власти и отправит в ссылку Филарет. В процессе все трое попретендуют на шапку Мономаха.

Конец пометок на полях

В 1579 году русским ратям пришлось воевать против шведов и польских вассалов в Прибалтике, литовской армии под Смоленском, коалиции малых ногайцев и польских казаков на Северской земле. А ещё выделять силы на войну с Большой Ногайской Ордой и ее союзниками из Сибири и Поволжья. Вишенкой на торте (скорее кувалдой) была дорогая, но суперэффективная наемная армия самого Батория. Не страна – осажденная крепость.

Просто понравившаяся картина про оборону Пскова 1581-82. Из открытых источников
Просто понравившаяся картина про оборону Пскова 1581-82. Из открытых источников

В 1579-80 гг. в походах Батория участвовали войска польского вассала – Пруссии (в 1581 г. Пруссия предоставила кредит и послала добровольцев). Фактически прямым союзником Польши выступила Трансильвания – венгерские подразделения в большом числе с 1579 г. активно воевали в армии Батория. Отдельно следует учитывать иностранную помощь. В 1578 г. курфюрст бранденбургский подарил Баторию артиллерийские орудия; после второго своего похода Баторий смог получить большие кредиты от курфюрстов бранденбургского и саксонского. В дневнике Пиотровского в армии Батория под Псковом упоминается «некто Редер, чех, истый служака, который с небольшим конным отрядом явился служить королю на свой счет». (ну да, ну да, из императорской резиденции и за свой счет, ну-ну).

Помощь наёмниками обычно замалчивается, но она была одиозна. Баторию удавалось пополнять поредевшие формирования наёмников после каждой кампании. Прямо подтверждено участие в составе венгерских подразделений наёмников из Габсбургской Венгрии и других соседних регионов.

Пометки на полях.

В тот период в Западной Европе был относительный мир. После 1568 г. прекратилась большая война с Османами в Центральной Европе. После пятой войны 1575-76 гг. и до 1585 г. гугенотские войны во Франции резко снизили накал. В Нидерландах, по Арасскому договору в мае 1579 г. из Южных Нидерландов выводились иностранные войска, и Испания до 1582 г. воевала там силами местных солдат – в тот же время и в войсках Соединённых провинций число иностранцев было минимальным.

В целом период 1579-82 гг. для западноевропейских стран был временем пониженной военной активности. Значительная часть польских и шведских войск – наемники, имеющие богатый опыт войны в Нидерландах и других конфликтах. Для России этот способ пополнения армии был закрыт.

Конец пометок на полях.

В июне 1579 г рать В. Д. Хилкова вошла в Ливонию. Сам государь расположился у Пскова. Рать Хилкова совершила набеги в Курляндию и пограничные литовские районы. Затем она расположилась у Дерпта и Тарваста, прикрывая границу от угрозы шведского наступления. Однако при этом к Полоцку не получилось послать большую рать. Когда шведы в сентябре стали наступать на Нарву, то против них стала действовать рать Хилкова и посланная государем из-под Пскова рать Т. Р. Трубецкого. В результате шведское войско было разгромлено.

Карта действий Батория. Поход Хилкова не показан, в остальном всё есть. Из открытых источников
Карта действий Батория. Поход Хилкова не показан, в остальном всё есть. Из открытых источников

Но успешная оборона в Ливонии оказалась оплачена провалом на Полоцкой земле. В следующие кампании рейдовые операции уже были полностью сосредоточены против наступления армии Батория.

С октября 1580 по ноябрь 1581 гг. шведы захватили Карельский уезд, часть русских владений в Ливонии, Ивангород, Ям, Копорье.

Спасение Пскова в 1581 фактически куплено за счет потери Нарвы. Для полноты картины нужно указать блокады датским флотом торговых путей в Баренцевом море в 1582 г.

Русская стратегия этой войны была вполне себе понятна. Сначала мощный удар по шведам в надежде выбить более уязвимого члена коалиции. На самих шведов может и хватило бы, но с учетом толпы наемников лишь отсрочивший неизбежное. Потом оборона и рейды для срыва поставок армии Батория и ее растягивания на второстепенные участки.

Но и стратегия Батория ясна и не имеет отношения к польско-литовским интересам. Он последовательно, в три приема отрубает русские коммуникации с Прибалтикой (Полоцк, Великие Луки, Псков). Саму Прибалтику бережет от своей солдатни, прекрасно понимая последствия походов по и без того настрадавшейся стране. Собственно, она и есть цель его совместных с Юханом III усилий. Отвоевывать Смоленск или хотя бы Чернигов он абсолютно не пытается.

Полоцк – очевидно самое уязвимое место русской обороны, пригороды остались за Литвой по перемирию 1570, для его взятия не нужно быть гениальным полководцем. Великие Луки – еще хуже укрепленная крепость. Ругать царя Ивана за недостаточное внимание к фортификации? Ну так Годунову и крепости не помогли. Опять же раз стали строить, то печальный опыт был учтен.

Единственный раз, когда польская армия штурмует укрепленную и готовую к защите крепость –Псков. И наемная, и польская армия взять его так и не смогли (хотя очень старались).

А дальше были игры в дипломатию и религиозные диспуты, о которых я уже писал.

Григорий XIII, Папа Римский. Мы его помним за календарь, но основным делом его жизни была Контрреформация. Из открытых источников
Григорий XIII, Папа Римский. Мы его помним за календарь, но основным делом его жизни была Контрреформация. Из открытых источников

И ответ на вопрос из названия статьи – Папе Римскому Григорию XIII, тому самому, который с календарем от рождества Христова, главному человеку тогдашней Европы, уж после смерти Максимилиана Габсбурга – так точно. Местами Рудольфу Габсбургу, отчасти – султану Селиму. Кто такой Баторий рядом с любым из них?