Получается что цивилизация, по аналогии с организмом, состоит из множества связанных друг с другом, взаимодействующих элементов, каждый из которых несет «ответственность» за выполнение своих функций в рамках «организационной формы» («специализация»). И для «организационной формы» не имеет значения, какая конкретно особь (Иванов, Петров, Сидоров) занимает ту или иную нишу, т.к. главным показателем является функциональность данной особи в соответствии с отведенной ей ролью.
Часть 4
Начало / Предыдущая часть
Здесь уместно вспомнить понятие естественного отбора, введенное Дарвином, только проявленное еще более ярко на большем числе параметров особи.
Примером, хорошо иллюстрирующим сказанное, является тест «Словесный портрет», разработанный несколько десятилетий назад в ЦРУ. Количество элементов словесного портрета таково, что позволяет однозначно определить (идентифицировать) любого жителя планеты. В процессе работы над этим тестом и применения его к конкретным людям был выявлен очень интересный факт. Оказалось, что за портретным сходством стоит и профессиональная принадлежность, что позволило в дальнейшем использовать данный тест для профессиональной ориентации людей, выбирающих себе профессию. То, что клетки любого организма имеют ярко выраженную специализацию и могут быть идентифицированы по ряду параметров, давно известно.
Из рисунка 2 видно, что в момент рождения человек находится на самом нижнем уровне пирамиды цивилизации, а затем в течение жизни занимает все более высокие уровни с все более высокой степенью влияния (более высоким потенциалом). Причем скорость его «подъема» определяется «специализацией» занимаемой ниши. Кто-то остается на «нижних» уровнях, кто-то резко идет вверх (последнее характерно для детей «индиго»). С каждым новым уровнем растет степень влияния человека на других людей. Он всегда оказывается как бы в вершине собственной пирамиды (состоящей из находящихся под ним уровней), являясь лидером для уровней, находящихся ниже. Сама же пирамида цивилизации как бы стоит на фиксированном основании и растет вверх. С ростом рождаемости на планете возрастает и скорость роста пирамиды.
Положение функциональной ниши практически ежедневно меняется, она поднимается всё выше, то есть возрастает значимость человека её занимающего, и, соответственно, возрастает его ответственность. Образно это можно представить в следующем виде.
Например, человек является руководителем какого-то сообщества людей, связанных между собой каким-то делом. Причем численность этого сообщества ежедневно увеличивается, и по мере роста численности в нем образуются новые подразделения, которыми руководят другие лидеры. С каждым днем возрастает ответственность руководителя за успешное взаимодействие людей и усложняется задача руководства, т.к. надо корректировать взаимодействие лидеров, и взаимодействовать с все большим числом людей, выдерживая при этом еще и правильное собственное направление роста.
Есть такое выражение «тот, кто стоит на месте – двигается назад». Если человек не занимается собственным развитием, под которым в данном случае подразумевается умение гармонично взаимодействовать с все большим числом людей, то он отстает от своей функциональной ниши, со всеми вытекающими последствиями (как описано ниже). Еще сто лет назад эта задача не стояла так остро, в виду того, что прирост численности населения и прирост пирамиды цивилизации был менее заметен в течение жизни человека. Отработка качеств личности (а точнее родовых качеств) наблюдалась на нескольких поколениях. Понять корни возникающих проблем из-за этого было сложно, и в народе возникло понятие «проклятия до седьмого колена» (как, впрочем, и понятие кармы). Чем выше поднимается функциональная ниша человека, тем более гармоничной должна быть его личность, тем острее будут проявления «управляющих воздействий» со стороны природы.
Аналогичная ситуация возникает и с любым организованным сообществом людей – чем больше численность сообщества (коллектива организации, предприятия), тем более гармоничные отношения должны выстраиваться внутри сообщества и во внешних взаимоотношениях с другими структурами. Все более значимую роль начинают играть философия, миссия, стратегия и система ценностей, которыми руководствуется данное сообщество. Чем больше численность сообщества – тем большая ответственность в проявлении личных качеств возлагается на руководителя.
На рис.3 рассмотрен пример взаимодействия «организационной формы» и человека. Для простоты понимания сначала рассматривается простейший вариант взаимодействия мамы и ребенка. Из этических соображений в примере отсутствует «уничтожающее» реагирование, хотя в жизни оно имеет место. Достаточно вспомнить литературного героя Тараса Бульбу и убийство им собственного сына. На рисунке мы видим, что когда ребенок ведет себя «спокойно» (в рамках некой заданной нормы), то и реагирование мамы будет таким же спокойным. Но при появлении тенденции выхода поведения ребенка за «допустимые рамки», со стороны мамы (опережая действия ребенка) появятся сначала обучающие сигналы (жесты, слова, прикосновения, разъяснения). Если ребенок не меняет свое поведение, то и действия матери усиливаются (более резкие угрожающие жесты, окрик, одергивание). Затем подключаются новые возможности «регулирования» поведения: шлепок, ограничение (поставлю в угол, не пойдешь гулять, не куплю игрушку и т.п.). При еще больших отклонениях от нормы включаются уже более серьезные «регулирующие» факторы: привлечение медицинских методов воздействия, административных и т.п.
Очень важным фактом в этом примере является то, что управляющее воздействие появляется раньше, чем поведение выходит за некие «допустимые рамки». Оно включается на основании прогноза.
По моему мнению, это характерно и для цивилизации: управляющее воздействие на человека включается на основании ПРОГНОЗИРУЕМОГО поведения, т.е. еще до того, как человек это поведение продемонстрирует в событии.
Во второй половине рисунка по принципу подобия мы рассматриваем пример воздействия на человека «организационной формы». И здесь имеет смысл обратить внимание на факт, полученный из первого примера:
«управляющее воздействие появляется РАНЬШЕ, чем поведение выходит за некие «допустимые рамки». То есть причина "управляющего события" находится в будущем, а не в прошлом, как принято считать.
Вообще-то есть такая наука «Синергетика», наука о самоорганизации сложных систем, которая говорит о том, что состояние любой сложной системы может быть «просчитано» на некоторый будущий временной интервал, до так называемой «точки бифуркации», или проще – точки выбора (раздвоения) траектории. То есть мое предположение вовсе не является «фантастическим». Но тогда получается, что классические подходы психологии и психотерапии, и поиски ответа на вопрос «Какое действие человека привело к создавшейся ситуации?» (или «Что я сделал такого, за что меня наказывает?» оказываются несостоятельными.
«Организационная форма» включает управляющие воздействия с опережением, т.е. ещё до выхода поведения особи за пределы нормы.
Последнее утверждение я специально повторил неоднократно, т.к. этот факт имеет принципиальное значение и чаще всего остается непонятым из-за существующих традиционных убеждений.
Как видно из рисунка 3, в этом случае также все воздействия на человека можно разделить на обучающие, ограничивающие и уничтожающие. Причем, как и в примере с мамой и ребенком, воздействие не может быть сразу максимальным, оно будет нарастать по мере бездействия человека, отсутствия его реакции на управляющее воздействие. В процессе взаимодействия мамы и ребенка, действие мамы всегда будет сопровождаться комментарием (разъяснением причины воздействия), значит и в воздействии со стороны «организационной формы» следует искать данный комментарий (или адрес воздействия). У ряда авторов (например, Луиза Хей, Валерий Синельников) приводится взаимосвязь образа мышления, поведения и заболеваний. Это как раз хорошо согласуется с вышесказанным.
Продолжение здесь>>>
Начало / Предыдущая часть
(Автор Евгений Миролюб, 2001 г. Статья предоставлена автором для публикации на канале "На пути к совершенству")
Не забудьте поставить "лайк" и подписаться на канал