Найти тему
Мастер Творцов

Ай Вэйвэй – «Изучение Перспективы Площади Тяньаньмэнь» (1995 год)

Ай Вэйвэй – «Изучение Перспективы Площади Тяньаньмэнь»
Ай Вэйвэй – «Изучение Перспективы Площади Тяньаньмэнь»

На этом снимке, который на первый взгляд кажется классической туристической фотографией, художник Ай Вэйвэй (родился в 1957 году) показывает средний палец руки в сторону ворот на площадь Тяньаньмэнь в центре Пекина – столицы Китая. Также известные как «Врата Небесного Спокойствия» и ранее бывшие частью Запретного Города, они являются местом жестоких событий 1989 года, когда государственные солдаты расстреливали мирных демонстрантов. Правительство Пекина по-прежнему отказывается обсуждать это и подвергает цензуре все кадры произошедшей резни.

Работа «Изучение Перспективы Площади Тяньаньмэнь» стала частью серии, начатой в 1995 году и завершённой в 2003. Эйфелева Башня в Париже (столица Франции), Рейхстаг в Берлине (столица Германии) и Белый Дом в Вашингтоне, округ Колумбия (столица США), получили абсолютно одинаковое освещение во всех этих пародиях на перспективу эпохи Возрождения. Центральное правило, заключающееся в том, что объекты, находящиеся ближе к глазу, должны казаться больше, используется для демонстрации оскорбительного жеста, выражающего собой презрения Вэйвэя к государственной власти, которая отнюдь не ограничивается одним лишь Китаем.

Когда в 2011 году Ай был арестован и допрошен китайской полицией, его интервьюеры, однако, ограничивали свои вопросы лишь данной конкретной фотографией, требуя объяснений именно за неё. Ай заявил, что всячески хотел нацелиться на «феодализм», объяснив, что ворота были построены императором династии Мин. Хотя следователи, работавшие над делом творца, и не могли этого признать, они, несомненно, прекрасно знали о другом слое визуального символизма.

По своему сходству со знаменитым «Танкистом» 1989 года – до сих пор так и непознанным протестующим, сфотографированным стоящим прямо лицом к веренице из танков, палец Вэйвэя, находящийся в гордом одиночестве на фоне символов государственной власти в самом центре данного изображения, является провокационной заменой фигуры, строго запрещённой в китайских средствах массовой информации (СМИ), а потому этот снимок и является по-настоящему блестящим и провокационным.

  • Художник – Ай Вэйвэй
  • Название – «Изучение Перспективы Площади Тяньаньмэнь»
  • Год создания – 1995
  • Размеры: 38,9 х 59 сантиметров
  • Материал – Желатин на серебряной печати
  • Место нахождения – Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)