Найти тему
Интеллект-тренер!

Развивашки лучше дома или в клубах раннего развития?

Есть такое мнение, причем довольно распространенное, что с малышом от 8-9 месяцев до 1,5-2 лет посещать специализированные занятия в центрах раннего развития никакого смысла нет.

  • Разве ребенок сам не станет переворачиваться или ползать?
  • Сам не встанет и не начнет ходить?
  • Я троих вырастила и как-то без специальных занятий обошлись, все нормальными выросли.

Ну и куда же без традиционного - “наши бабушки и дедушки знать не знали про какие-то развивашки - однако и космические корабли строили и страну поднимали”.

Кстати о бабушках и дедушках! В следующей статья я расскажу вам об одном из своих путешествий в Архангельскую область и знакомством с бытом поморов, в том числе и тем, какие были “развивающие игрушки” у малышей в далекие время начала 20 века.
Спойлер - наши современные пальчиковые игры - это просто жалкая пародия и детский лепет по сравнению с тем, что могли делали детки 3-4 годов в начале прошлого столетия.

Так вот, подобные высказывания, безусловно, справедливы, если только не ряд “но”…

А именно:

1. Стесненные условия жилищного пространства в квартире с малышом (детьми), где нет возможности организовать место для активного и, главное, безопасного движения малыша. И даже если площадь квартиры вроде бы позволяет развернуться - скорее всего это пространство занято важными для проживания всей семьи вещами и предметами мебели.

2. Занятость мамы в обеспечении жизнедеятельности всех членов семьи.

Крайне редко мама, которая полностью занимается поддержанием порядка в доме самостоятельно, готовкой и другими нужными для ее семьи делами, может уделить полноценное живое внимание и участие своему малышу в течении часа непрерывно. Кормление грудью, может быть иногда 5-10 минутные игры и потешки - чаще всего этим все и ограничивается. И не потому, что мама не хочет, а потому, что дома всегда находится гора каких-то дел, на которое тоже нужны и силы и время.

3.Недостаточность знаний у родителей в области психологии и физиологии развития ребенка.

Резонный вопрос - а зачем родителю вообще владеть этими знаниями? Для этого и есть как раз специалисты - педиатры, неврологи, педагоги и пр.

Да, все верно. Но если к специалисту не обратиться - как же он сможет помочь, сориентировать, подсказать, поправить?

Последний пункт, по моему опыту видится, как самый актуальный и мотивационный к тому, чтобы как раз таки и посещать группы раннего развития.

На протяжении уже более 10 лет практически в каждой группе я наблюдаю ситуацию, когда родители не знали, о том, что хождение малыша в 2-2,5 года на мысочках - является поводом к обращению к неврологу.
Не знали, что малыш в 1,5-2 года, который активно вытаскивает язык и крутит им в разные стороны - очень позитивный показатель подготовки речевого аппарата для начала выговаривания слов, а не просто звуков. А детей за это ругали, стучали по губам, чтобы малыш больше не вытаскивал и не показывал язык.
Кто-то прыгает перед грудничком с карточками Домана, активно, громко и радостно произнося буквы, цифры и слова, понятия при этом не имея, для каких детей и зачем была разработана эта методика, но зато где-то услышав, что она дает феноменальный результат.

На группах раннего развития есть все необходимые условия и составляющие, которые так важны как для малыша, так и для мамы для эффективного развития ребенка.

  1. Прежде всего в специализированных клубах и центрах - имеется пространство, отвечающее потребности и безопасности в активном физическом движении малыша - ползает ли он еще или уже делает шаги с поддержкой.

Классы для занятий с малышами как правило освобождены от лишних предметов мебели, оснащены мягким покрытием или частично мягкими спортивными матами, специальным спортивным инвентарем, который дома невозможно разместить из-за их габаритов.

2. Посещая на регулярной основе занятия по комплексному раннему развитию, у мамы есть возможность на 60 минут как минимум (а с учетом последующей прогулки - еще больше времени) быть в полном контакте со своим ребенком, не отвлекаясь на бытовые дела по дому, на телефон, сериал или удаленную работу.

Мама включена в ребенка всем своим вниманием, между ними происходит непрерывное общение, опыт позитивной коммуникации с малышом. А также - формирование опыта успеха у ребенка. Да-да, это все тоже закладывается в раннем возрасте.

Потому, что когда ребенок начинает повторять движения за педагогом или выполнять упражнение с улыбкой и смехом - сложно сказать кто в этой ситуации испытывает более позитивные эмоции - мама или ребенок. А ведь это очень важно - когда успеху малыша мама радуется от души и всячески его хвалит. В период младенчества, ведущей деятельностью ребенка является эмоциональное общение со значимым взрослым, т.е. с мамой. Этот период довольно краток, а опыт для ребенка и его будущего бесценен и очень важно не “пропустить” это время.

3. На групповых занятиях всегда присутствуют условия для реализации подражательных движений, которые так актуальны для ребенка раннего возраста. Он смотрит на педагога, на маму, на других деток и с удовольствием через некоторое время (не сразу, не с первого занятия. Об этом я тоже поговорю в следующих статьях) начинает повторять движения, жестовые и пальчиковые игры. Подражание - очень важный этап в развитии ребенка, т.к. в это время у него путём визуального наблюдения и повторения, формируются нейронные связи, отвечающие за конкретные движения рукой, ногой, головой, туловищем и координацией своих движений.

4. Еще один аргумент “за”, что бы водить ребенка на группу раннего развития - это повышение родительских компетенции и знаний в области развития своего ребенка.

Именно на занятиях в раннем возрасте внимательный и опытный педагог может в случае необходимости обратить внимание родителя на своевременное обращение к профильным специалистам при видимых нарушениях движения, координации и речи ребенка. И наоборот успокоить, рассказав о периодах развития ребенка, и объяснив, что “бить в колокола” и каждую секунду проверять нормальный ли ребенок, не надо. Просто малыш имеет свои особенности в реакциях и поведении.

5. Ну и еще одна из немаловажных позитивных причин, чтобы ходить с малышом на детские группы раннего развития - это непосредственная коммуникация мамочек друг с другом, с педагогом, со специалистами центра.

Довольно частая история, что когда женщина уходить в декрет, затем рожает малыша - ее социальная активность и круг социального общение заметно сокращается. И это в свою очередь может приводить женщину к ощущению собственной ненужности, неинтересности, нереализованности в социуме, забытости и т.д.

На моей практике в некоторых группах раннего развития образовывались невероятно дружные родительские коллективы; мамы так сближались в общении, что после занятий не только организовывали совместные прогулки - но и устраивали совместные выезды, празднования дней рождений не только детей, но и собственные, делились друг с другом массой интересной информацией о детских мероприятиях в городе и даже находили реализацию своим хобби, которые потом перерастали в категорию мини-бизнеса: вязание оригинальных детских шапочек, создание тортов и конфет ручной работы, флористика и украшения из полимерной глины.

Уважаемые читатели моей странички - напишите пожалуйста, водили ли вы своих деток на развивающие занятия, может быть планируете? Какое ваше мнение относительно занятий с малышами в центрах? Были ли они полезными для вас и малыша? Или все-равно лучше развивать малыша самим дома?