Итак, я разбираю рассказ В. Цуркана "Кот-задом-наперед", который победил в конкурсе "Буйная фантазия".
С самого начала хочу отметить, что это не отзыв, не рецензия, не попытка похвалить или поругать. Я просто хочу понять, что позволило этому рассказу выйти на первое место в вышеуказанном конкурсе. А потом попробовать повторить это уже в своих рассказах.
Но чем дальше я читал рассказ, тем грустнее мне становилось. Но обо всем по порядку.
Для анализа любого рассказа у меня есть схема: идея, история, рассказ.
Т.е. я по ходу чтения текста я хочу:
узнать в чем ключевая идея рассказа,
потом понять какой историей делится автор,
а затем увидеть как эту историю автор воплощает в форме рассказа.
Для того, чтобы ответить на два первых вопроса: идея и история - надо прочесть рассказ до конца. Для того, что понять, как это все автор воплощает в форме рассказа, я по ходу чтения текста делаю пометки, что мне нравится и что не нравится. Потом эти пометки я свожу воедино.
Идея рассказа В. Цуркана "Кот-задом-наперед" - интересная. Когда кот движется не вперед, а назад, время также движется назад. Другими словами, все происшедшие события: и хорошие, и плохие - отматываются назад.
История созданная на основе данной идеи - очень простая. В семье живет кот. С семьей происходят разные плохие события, но рядом кот, который отматывает события назад и, таким образом, помогает своим хозяевам.
Рассказ на основании вышеуказанной истории, на мой взгляд, получился примитивным. Автор просто пересказывает саму историю от лица рассказчика. Поехали туда-то, произошло то-то, кот прошел задом наперед, все стало хорошо.
"А как по-другому?" - может спросить автор.
На самом деле есть много способов, когда сама суть истории дополняется новыми красками. Например, показать происшедшее от лица кота. Показать его мысли, объяснить почему он это делает. Из благородства? Такова его природа? Или, может быть, есть какие-то другие основания?
Но цель моего исследования не кому-то что-то объяснить, а самому получить что-то полезное.
Самое ценное в данном рассказе - это идея. Кот движется задом-наперед и заставляет время тоже двигаться вспять. На этом можно придумать много различных историй.
***
Коты и кошки кажутся людям загадочными созданиями. На мой взгляд, это происходит потому, что они сами по себе. Такая отстраненность непонятна человеку. Вот он и придумывает про кошек разные тайны.
Например, я однажды долго искал свою кошку и относительно замкнутом пространстве и не мог найти. А потом она взялась и объявилась. И сразу в голову пришла известная идея, что кошки могут путешествовать в другие миры и благополучно возвращаться.
***
Но вернемся к рассказу В. Цуркана "Кот-задом-наперед". Еще мне в рассказе понравилось его название. Оно отсылает к закрепившемуся, как я думаю, у всех образу из песенки:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
Такая связь делает название рассказа запоминающимся.
Больше, к сожалению, ничего интересного в рассказе я не увидел. "К сожалению" - потому что ничего не могу взять к себе в "копилку" для своей дальнейшей работы.
Итак, идея рассказа - отличная, история - удовлетворительная, а то, как история воплощена в форме рассказа, примитивно.
Взять хотя бы начало этого рассказа. В нем говорится, что ГГ находит брошенного котенка и берет к себе домой. Может быть, я мало, что смыслю в литературе, но мне кажется, что такое начало вряд ли привлечет читателя, который случайно открыл этот рассказ.
Кроме того, рассказ начинается с таких слов: "На далекой планете это случилось, в другой галактике или в двух шагах — не знаю. Сложно сказать — может быть, и вовсе пригрезилось."
Мне лично это напоминает "В тридевятом царстве, в тридевятом государстве".
Так начинать свои рассказы я точно не буду, пусть даже те, кто это делают, и занимают первые места на различных конкурсах.
***
Кстати, как понять привлечет начало рассказа читателя или не привлечет? Есть проверенный способ это понять. Прочтите первый абзац любого рассказа и скажите себе:
"Этот рассказ захватил меня с самой первой строки".
Сказали?
А теперь честно себе ответьте, так это или нет. Ваш ответ и расставит все точки над "и".
***
Из проведенного мной анализа я совершенно не понял, как рассказ В. Цуркана "Кот-задом-наперед" занял первое место? Как такое может быть?
За ответом я "пошел" в комментарии к данному рассказу, которые на конкурсе оставил один из членов жюри Макс Далин, чей роман "Лестница из терновника" мне очень нравится.
Вот что пишет уважаемый Макс Далин: "...удача. Во всех смыслах отличный фантастический рассказ - и он про кота, и у кота есть характер кота".
Я удивлен и ошарашен. Где он все это мог разглядеть в рассказе? Но тут у меня появилась версия...
Для ее проверки я решил посмотреть комментарий к разбираемому рассказу от другого члена жюри: Абдулловы Роман и Екатерина. Произведений этих авторов я не знаю, а выбрал их потому, что они "наградили" мой рассказ "Холодное блюдо" четырьмя баллами (не десять, но и на том спасибо). Я решил проверить, что думает член жюри, который включил мой рассказ в шорт лист, а рассказ "Кот-задом-наперед" - не включил.
Абдулловы Роман и Екатерина придумали для оценки рассказов свою "шкалу". Вот, как они оценили "Кота задом-наперед": буйство фантазии - 3, художественная ценность текста - 2, соответствие объявленной теме - 3.
В их шкале - максимальная оценка 3 балла. Моему рассказу в пункте "художественная ценность" они поставили эти самые 3 балла.
О чем это говорит? Есть члены жюри, которые не увидели особенной художественной ценности в рассказе "Кот-задом-наперед". Это совпадает с моим выводом, что воплощение истории про кота двигающего время, слишком упрощенно.
А второй, основной вывод - любое жюри дает субъективную оценку. Любой член жюри не защищен от "вкусовщины".
Что же делать? "Слушать" своих читателей. Надо донести до них свое произведение. Добиться того, чтобы читателей было много и ориентироваться на их мнение.
Всем приятного чтения и удачи в любом творчестве!
П.С. Будем исследовать другой рассказ, занявший на конкурсе "Буйство фантазии" второе место?