Найти тему

Ростислав Мстиславович Добужинский, к 120-летию со дня рождения

Выставка в Музее истории школы Карла Мая

Напоминаем, что в Музее истории школы Карла Мая продолжает работу выставка «Ростислав Мстиславович Добужинский, к 120-летию со дня рождения». Экспозиция продолжает общий цикл выставок «Служители Мельпомены школы Карла Мая». На этот раз можно будет познакомиться с биографией и творчеством выпускника школы К. Мая Ростислава Добужинского (21.03.1903—23.06.2000), художника театра и кино.

Ростислав Добужинский обучался в гимназии К. Мая с 1913 по 1918 годы. После её окончания он занимался в мастерской художника – графика и педагога – Д. Н. Кардовского. Вместе с Н. А. Бенуа и О. О. Аллегри (младшим) работал ассистентом, затем художником-декоратором в Большом драматическом и Студийном театрах. В 1924 г. с отцом, М. В. Добужинским, работал над декорациями к «Пиковой даме» П. И. Чайковского для Литовского государственного театра в Каунасе. Копии эскизов декораций к этой опере можно увидеть на выставке.

В 1925–1927 гг. Ростислав Мстиславович учился в Национальной школе декоративных искусств в Париже. Писал декорации для труппы Ж. Питоева, театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, Шведского балета и Ballet Russe de Monte-Carlo.

Ещё будучи мальчишкой, в 1916 г. вступил в отряд скаутов и всю жизнь оставался активным членом организации. Впоследствии, живя в Париже, он и его жена активно участвовали в скаутском движении, но уже как воспитатели-руководители. В 1935 г. Р. Добужинский был заместителем начальника НОРС – Национальной организации русских скаутов. В 1937 г. выполнял декорации для спектаклей студенческой драматической студии НОРС. В экспозиции представлена фотография парада скаутов у собора Александра Невского в Париже в 1935 г. На снимке Ростислав Добужинский зачитывает приветственное слово митрополиту Евлогию на ступенях собора.

В годы Второй мировой войны Р. Добужинский оставался в Париже, был художником-декоратором Театра русской драмы, сотрудничал с Кристианом Бераром, Леонорой Фини, Лили де Нобиле. После войны он открыл собственную мастерскую театральных декораций. Работал для театров Гранд-Опера, Опера-Комик, Комеди Франсез, Ковент-Гарден, Русского балета Монте-Карло и др. Выполнял заказы для телевидения и кинематографа, участвовал в создании фильмов «Удовольствие» М. Оффюльса (1951), «Ведьмы из Салема» Р. Руло (1957), «Марко Поло» Р. Леви (1961), «Торикола» Ж. Павио (1963), «Укрощение строптивой» Ф. Дзеффирелли (1967), «Сказки Беатрисы Поттер» Р. Миллса (1971).

Вместе с братом Всеволодом Ростислав Добужинский учредил Международное общество друзей искусства М. В. Добужинского, в которое вошли Н. А. Бенуа, Д. Д. Бушен, С. М. Лифарь, В. Н. Немчинова, В. А. Стравинская, С. Р. Эрнст и др., занимался устройством выставок отца. Также братья подготовили к изданию монографию об отце: Mstislav V. Dobujinsky. Documentary booklet. New York–Paris, 1971.

Среди экспонатов, представленных на выставке: фотография первого класса реального училища, в который Ростислав Добужинский поступил в 1913 г.; редкое фото 1915 г. Ростислава с отцом, запечатлевшая их в своей петербургской квартире; копия портрета А. Н. Бенуа работы Добужинского 1921 г.; фотографии Национальной школы декоративных искусств в Париже, которую посещал Добужинский; копия афиши фильма «Марко Поло» 1962 г.; фотографии актёров в костюмах из спектаклей Лондонского королевского балета, выполненных по эскизам Р. Добужинского; архивные документы. Экспозиция дополнена мультимедийной презентацией с подробным рассказом о жизни и творчестве художника.