На платформах доступен новый фильм французского абсурдиста Дюпье (его премьера состоялась год назад в Каннах). Рассказываем, как самая запутанная из всех история режиссера связана с культурой французских мемов, противостоянием Парижа и регионов и «Могучими рейнджерами».
Лет через десять все уже забудут названия комедий Дюпье и будут именовать их просто «фильм с курткой», «фильм с шиной», «фильм с мухой», утверждал киновед Фернандо Ганцо в статье для номера Cahiers du Cinema с мухой из «Жвал» на обложке.
Следующая после «Жвал» картина Дюпье («Невероятно, но факт» ) подтвердила изящную теорию: ее вполне можно назвать «фильмом с подвалом». А вот с новой комедий все сложнее. Фильм с разумной крысой-мутантом? Фильм с говорящей барракудой? С женщиной в холодильнике? С роботом-самоубийцей? А может, просто с табачным дымом? Или с пятью супергероями?
Команда «Табачная сила» — истинно французские герои, хотя и явная пародия на американских «Могучих рейнджеров». В их арсенале все пять стихий, содержащихся в пачке сигарет: никотин, бензол, метанол, аммиак и ртуть. Вот они, соединившись в одном ударе, разрывают на части мини-Годзиллу на каком-то захолустном пустыре у шоссе. А в это время на бой с восторгом и изумлением смотрит обычная французская семья, случайно остановившаяся во время загородной поездки. Папу, маму и сына обдает кровавой волной, куски мяса прилипают к футболкам. Все в полном восторге.
Улыбается и поклонник Дюпье: эта сцена-пролог — привычное приглашение в фильм, полный двойных кавычек. Наличие персонажа-наблюдателя — важное условие существования абсурдистских миров режиссера: куртка из оленьей кожи оживает только перед объективом видеокамеры, которую в нагрузку к ней получает герой Дюжардена; шина-убийца начинает свой путь серийного маньяка под наблюдением зрителей в пустыне; гигантскую муху, закручивающую штопором сюжет «Жвал», видят только ее хозяева, бестолковые раздолбаи Маню и Жан-Габ.
Попрощавшись с поклонниками, Никотин, Бензол, Метанол, Аммиак и Ртуть загружаются в супергеройский фургон (нечто среднее между вэном команды Скуби-Ду и Citroen DS Фантомаса из серии о комиссаре Жюве) и едут отдохнуть. Нужно набраться сил перед грядущей битвой с межгалактическим злодеем Лезарденом (то есть Ящерилой), который готовит план уничтожения Земли. На живописном берегу озера «Табачную силу» ждет комфортабельный дизайнерский бункер, в котором есть все — от морской воды в душевой кабинке до супермаркета в холодильнике.
Сняты шлемы, брошен на другом берегу озера фургон с телекомом, на экране которого то и дело возникает командующий бригадой — шеф Дидье, гигантская плюшевая крыса, перемазанная ядовито-зеленой слюной. Пятерка супергероев становится просто компанией приятелей, выбравшихся на природу. Характерный акцент, ироничность и постоянная готовность капризно сложить губы намекают нам: это парижане. Прописку в приятном аррондисмане выдает и первый вечер в лагере.
Собравшись у костра перед отбоем, супергерои рассказывают абсурдные и страшные истории. Персонажи этих вставных новелл, составляющих большую часть фильма, — простые люди (и животные), попадающие в дикие, но абсолютно реалистичные ситуации. Скромный рабочий лесопилки, которого буквально перемололи жернова капитализма. Рыбка, которой вдруг стало тяжело плыть, потому что в родную реку сливают токсичные отходы. Девушка, перебившая своих ничтожных приятелей во время уик-энда за городом.
Герои анекдотов, просто одетые и говорящие с заметным региональным акцентом, будто вышли из сообщества Memes decentralises («Децентрализованные мемы»), посвященного «всем провинциалам и забытым франкофонам». Сообщество, имеющее сегодня десятки тысяч подписчиков во всех популярных социальных сетях, было создано двумя молодыми энтузиастами из Гренобля и Бургони в 2018 году. Они регулярно публикуют новые лоу-фай-комиксы, посвященные «настоящей Франции» — всей, за исключением Парижа.
Здесь шутят о дяде-алкоголике (часто его роль в комиксах играет фотография Жерара Депардье), о некрасивой девочке из булочной, о бабушке, которая закармливает до смерти и дает с собой добавки. Больше всего достается парижанам: если они и упоминаются в шутках Memes decentralises, то только как пример высокомерия, глупости и неприспособленности к жизни.
По степени абсурдности юмора Memes decentalises приближается к фильмам Дюпье. Неудивительно, они о той самой Франции, которая в 1997 году гоняла в стареньких авто под резиновый бит «M-Seq», прорывного хита электронного музыкального проекта Дюпье Mr. Oizo. Герой одноименного клипа, игрушечная желтая собака Flat Eric, кстати, до сих пор остается маскотом музыканта. Flat Eric — загадочное существо, которое не выдает своих мыслей и любит качать головой под техно — оставил след во многих полнометражных фильмах режиссера; его черты можно опознать и в гигантской мухе из «Жвал», и в заглавном герое «Шины», и, конечно, в крысе-мутанте, шефе Дидье.
Собственно, столкновение двух Франций — столичной, озабоченной здоровым образом жизни, пытающейся бросить курить, и провинции, где не унывают, даже попав в измельчитель древесины, — и есть главная и простая коллизия этого многосоставного, перегруженного брошенными на полпути сюжетными ответвлениями фильма. И так же проста его центральная идея, зашифрованная во вроде бы странном названии. Будешь курить — начнешь кашлять. Залезешь в шредер — отрежет ноги. Задумаешься о бессмысленности своей жизни — начнешь убивать людей. Все имеет свои последствия, и только попытке перезагрузить печальную историю Земли суждено остаться бесплодной. Даже если за дело берутся супергерои в костюмах из спандекса.
Автор: Маргарита Кирпикова