Найти в Дзене

Кто и как подписывал Акт о безоговорочной капитуляции Германии

Советский Союз настоял на том, чтобы Акт, подписанный в Реймсе признали предварительным. А окончательное подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии решено было провести в столице разгромленной фашистской Германии — Берлине. Это и было сделано 8 мая 1945 года, в 22:43 по центрально-европейскому времени (9 мая 1945 года, в 0:43 по московскому времени), в берлинском предместье Карлсхорсте. Капитуляцию Германии принимали: со стороны СССР — Маршал Советского Союза Жуков Георгий Константинович; со стороны союзников — Маршал Королевских ВВС Великобритании барон Артур Уильям Теддер. Германскую сторону представлял — генерал-фельдмаршал Вильгельм Бодевин Йоханн Густав Кейтель. Подписанный советской, британской и германской сторонами Акт безоговорочной капитуляции Германии был засвидетельствован: полковником ВВС США Карлом Эндрю Спаатсом, заместителем генерала Эйзенхауэра; генералом армии Франции Жаном Жозефом Мари Габриэль де Латр де Тассиньи. Генерал Эйзенхауэр собирался лететь в Бер
Оглавление
Советская делегация во главе с Жуковым Г. К. на подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии в Карлсхорсте
Советская делегация во главе с Жуковым Г. К. на подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии в Карлсхорсте

Советский Союз настоял на том, чтобы Акт, подписанный в Реймсе признали предварительным. А окончательное подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии решено было провести в столице разгромленной фашистской Германии — Берлине. Это и было сделано 8 мая 1945 года, в 22:43 по центрально-европейскому времени (9 мая 1945 года, в 0:43 по московскому времени), в берлинском предместье Карлсхорсте.

Капитуляцию Германии принимали: со стороны СССР — Маршал Советского Союза Жуков Георгий Константинович; со стороны союзников — Маршал Королевских ВВС Великобритании барон Артур Уильям Теддер. Германскую сторону представлял — генерал-фельдмаршал Вильгельм Бодевин Йоханн Густав Кейтель. Подписанный советской, британской и германской сторонами Акт безоговорочной капитуляции Германии был засвидетельствован: полковником ВВС США Карлом Эндрю Спаатсом, заместителем генерала Эйзенхауэра; генералом армии Франции Жаном Жозефом Мари Габриэль де Латр де Тассиньи.

Генерал Эйзенхауэр собирался лететь в Берлин, для подписания окончательного Акта. Но его отговорили, посоветовав не совершать этого поступка. В результате чего представитель США в подписи Акта о безоговорочной капитуляции Германии не участвовал. Ему доверили лишь засвидетельствовать этот Акт, впрочем, как и французам.

Что примечательно, генерала Эйзенхауэра от поездки отговорил не президент США Гарри Эс Трумэн, которому должен был подчиняться американский генерал. Не британский король Георг IV, к мнению которого прислушивались США, как бывшая британская колония. А это сделал председатель английского правительства Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр

С военной точки зрения, Дуайт Эйзенхауэр ничего особенного из себя не представлял. За свою карьеру военного, он не провёл ни одной крупной операции, за исключением высадки десанта в Нормандии. В результате хорошей подготовки и умелой маскировке, англо-американские войска в июне 1944 года смогли высадится на побережье континентальной Европы и захватить плацдарм.

Надо отдать должное англичанам, американцам и канадцам в том, что они смогли это сделать. Далеко не каждая проведённая десантная операция, за всю историю войн, привела к желаемому результату. Многие из них закончились провалом и большими потерями личного состава. Такова специфика этого вида боевых действий.

Высадка морского десанта в Нормандии прошла успешно, хотя сам командующий этой операцией, генерал Эйзенхауэр, до последнего не верил, что всё получится. Он даже заготовил речь, на случай неудачной высадки и больших потерь своих войск. Его адъютант нашёл записку с текстом в кармане генеральского мундира.

Несмотря на успешную высадку десанта и начавшуюся переброску войск на захваченный плацдарм, у англо-американцев в последующем дела не особо ладились. Спустя полгода после высадки, в декабре 1944 года войска союзников столкнулись с серьёзными проблемами. Им с трудом удалось остановить немецкое наступление в Бельгии. Положение союзников в Арденнах приняло угрожающий характер. От разгрома союзных войск спасло неудовлетворительное обеспечение немецкой армии горючим. Топливные баки немецких танков, после успешного наступления, оказались пустыми, и заправить их было нечем.

Авиация союзников, несмотря на плохую погоду, нещадно бомбила немецкие коммуникации, не давая наладить подвоз необходимых материальных средств, и в первую очередь топлива и боеприпасов.

Германское командование понимало, в каком состоянии находились силы союзников. Ведь у англичан и американцев были экспедиционные войска. Так называют группировку войск, переброшенную морем и по воздуху со всеми необходимыми запасами. Обеспечение таких войск производится по принципу — «всё своё ношу с собой».

Одним словом, союзным войскам пополнять свои потери и запасы было трудно и долго. Поэтому немцы особо не спешили и проводили планомерную подготовку своей армии для окончательного разгрома экспедиционных войск в Бельгии.

Ситуация в Арденнах

Положение англо-американских войск в Арденнах стало настолько серьёзным, что вынудило английского премьер-министра Уинстона Черчилля дважды обратиться к Сталину, 5 и 6 января 1945 года с просьбой о помощи союзным войскам.

И эта помощь была оказана.

Планируемое наступление советских войск было перенесено с 20 на 12 января 1945 года. Стратегическая наступательная Висло-Одерская операция тщательно готовилась. Однако времени на подготовку авиации фронтов всё равно не хватало. Сроки подготовки авиации затягивала стоявшая тогда нелётная погода.

Перенос времени начала наступления усложнил положение 1-го Белорусского фронта (командующий войсками Георгий Константинович Жуков) и 1-го Украинского фронта (командующий войсками Иван Степанович Конев) перед наступлением. И всё же, наступление советских войск началось на 8 дней раньше намеченного срока. Причём без активной поддержки авиации.

Однако, благодаря полководческому таланту советских маршалов, а также высокой обученности войск, наступление пошло стремительно. Висло-Одерская операция признана самой успешной наступательной операцией Второй Мировой войны. За 20 дней советские войска продвинулись более чем на 600 км.

Начало советского наступления на Восточном фронте изменило планы гитлеровской Германии. Готовящаяся для разгрома союзников танковая армия изменила направление своих действий. Не получившие резервов немецкие войска в Арденнах, отступили под натиском англо-американских войск.

Ход сражения в Арденнах изменился в пользу союзников. Однако потери войск были существенными. И если англичане потеряли в ходе этого сражения около полутора тысяч своих солдат, то потери американцев были не сопоставимы. В общей сложности, в Арденнах, американские войска потеряли более 100 тысяч своих военнослужащих.

Подобных потерь Соединённые Штаты Америки ещё не видели. Ни в одной войне, включая войну за Независимость от Англии, американцы не несли таких жестоких потерь. Сражение в Арденнах признано самым кровопролитным за всю историю США, включая и наше время.

Подшучивание фельдмаршала Монтгомери над американцами

На фоне десятков тысяч погибших, пропавших без вести и попавших в плен американских солдат и офицеров, произошла неприятная история. Британский фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери 7 января 1945 года высказался не лестно в отношении американских генералов и их умении воевать. А также приписал победу в Арденнской операции на свой счёт.

Он сделал примерно тоже самое, что и американский генерал Эйзенхауэр 7 мая 1945 года, попытавшегося присвоить себе победу над Германией. С этими англо-американцами нужно держать ухо востро. Они умудряются воровать друг у друга под носом и не стесняются этого. Что уж говорить про отношение к другим народам.

Высказывания Монтгомери привели к скандалу в стане союзников. Ряд американских генералов нагрубили в лицо англичанину и заявили о своей отставке. Многих усилий потребовались Дуайту Эйзенхауэру, чтобы замять этот конфликт. А ведь упрёк Монтгомери, в неумении управлять войсками, был адресован именно ему, американскому главнокомандующему, а не его генералам.

Потому что, о предстоящем наступлении немцев Эйзенхауэр получил сведения от своей разведки. Однако существенную перегруппировку подчинённых войск не произвёл. Он усилил свои части потрёпанным в боях 18-м воздушно-десантным корпусом, имевшем в своём составе две дивизии.

Если сравнивать боевой потенциал американской воздушно-десантной дивизии и немецкой танковой дивизии, то соотношение будет не в пользу американцев. По огневой мощи и численности личного состава тяжёлая танковая дивизия в несколько раз сильнее легкой и мобильной воздушно-десантной. Тут даже сравнивать нельзя. Однако у Эйзенхауэра против немецких танков дрались лишь легковооружённые десантники. И они делали это отчаянно и храбро. Ценой больших потерь американцы смогли удержать некоторые свои позиции, однако большая часть отступила. И разгрома было бы не миновать, если бы у немецких танков было в достатке горючего.

Как мы видим, главнокомандующий союзническими войсками американский генерал Дуайт Эйзенхауэр все вопросы решал не со своим президентом Трумэном, а с британским премьер-министром Черчиллем. Оно и понятно, война в Европе для американцев была второстепенной. Для США главные боевые действия Второй Мировой войны велись в акватории Тихого океана.

Как мы помним, умный и многоопытный политик Уинстон Черчилль был против того, чтобы Дуайт Эйзенхауэр летел в Берлин 8 мая 1945 года на подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии от лица союзников. Против этого также выступали и его ближайшие сотрудники, считая такой поступок генерала нецелесообразным. Эйзенхауэр прислушался к возражениям и послал в Берлин своего заместителя, британского маршала Теддера.

Посредственный как военный, генерал Эйзенхауэр оказался хорошим политиком. Это качество позволило ему стать 34-м Президентом США, сменив на этом посту в 1953 году Гарри Трумэна.

Причины, остановившие поездку Эйзенхауэра в Берлин

Не сложно понять, каковы были возражения Уинстона Черчилля и американских генералов из окружения Эйзенхауэра, противящихся его участию в подписании Акта.

Первое. Эйзенхауэру напомнили события четырёхмесячной давности в Арденнах, когда положение американских войск приблизилось к катастрофе. Ведь именно Черчилль упрашивал Иосифа Виссарионовича Сталина, то есть Верховное Главнокомандование Красной армии, начать как можно скорее крупное наступление на Восточном фронте. И это наступление началось, в ущерб советским бойцам и командирам, наступавшим без поддержки авиации. И благодарить за это американский генерал должен был советских маршалов Жукова и Конева, командовавших фронтами в Висло-Одерской операции.

Второе. Своим, ни с кем не согласованным, подписанием Акта о капитуляции Германии (7 мая 1945 года), Эйзенхауэр поступил подло в отношении таких же как и он сам командующих. В первую очередь эта подлость касалась маршала Жукова, войска которого взяли Берлин, и маршала Конева, войска которого вели ожесточенные бои по освобождению Праги. Это что? Такая американская благодарность за спасение в Арденнах?

Третье. Сами американцы устроили крупный скандал, когда английский фельдмаршал Монтгомери присвоил себе победу в Арденнах. Дело дошло до прямых оскорблений. И это за попытку присвоить себе победу в одном сражении. Чего же тогда стоило ожидать генералу Эйзенхауэру, за попытку украсть победу в целой войне. В той войне, где роль американских войск была совсем незначительной. Поэтому Черчилль и американские генералы отговорили Эйзенхауэра лететь в Берлин и встречаться с русскими. Мало ли что, могут и «морду набить».

Четвертое. США не являлись пострадавшей стороной в этой войне. Население американских городов не погибало от бомбёжек немецкой авиации и не знало ужасов оккупации. Поэтому справедливее будет, если капитуляцию Германии будут принимать представители Советского Союза и Великобритании, а представители США и Франции лишь засвидетельствуют подписанный документ.

Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр согласился с представленными доводами и остался в Реймсе, в тысяче километров от войны. А в Берлин полетел один из его заместителей.

Как вспоминали очевидцы тех событий, прибывший на подписание Акта немецкий генерал-фельдмаршал Кейтель позволил себе усмешку в адрес американских и французских военных. Этот генерал смеялся в последний раз. После капитуляции Германии он был арестован и осуждён за преступления против человечества. В октябре 1946 года его повесили в Нюрнберге. Так обычно казнили воров и убийц.

8 мая в Европе отмечается как день памяти и примирения, посвящённый всем жертвам Второй Мировой войны. У них нет Дня Победы, потому что эта война унесла десятки миллионов человеческих жизней, оставив в Европе только пострадавшие и побеждённые народы.

В этот день на всей территории Европы, за исключением Чехословакии, перестали гибнуть мирные люди, прекратился ужас самой кровопролитной в истории человечества войны. Однако, в Европе стало не принято вспоминать тех, кто этот ужас остановил. А остановлен он был неимоверными усилиями всего советского народа, Красной армией и советскими солдатами — освободителями.

Потому наша страна ежегодно празднует Великий день — 9 мая — День Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Продолжение в статье:
9 мая - День Победы

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников