Шах и мат Блока. Как Люба Менделеева из Офелии превратилась в Прекрасную Даму. Любовный треугольник, где третий — не лишний
Александр Блок, в стандартном представлении, исключительно рафинированный житель Санкт-Петербурга, рыцарь Серебряного века, певец Прекрасной Дамы. «Нестерпимо поэтичный поэт», — отозвался о Блоке знавший его Бунин. Вот только, как любой великий поэт, Блок намного шире привычного образа, навязанного школьным учебником литературы. Вы только послушайте:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
По Невскому проспекту передвигаются иначе, а это долгая и тряская дорога в родное для поэта имение Шахматово (ныне — городской округ Солнечногорск, Подмосковье).
Первый раз мать, Александра Бекетова, привезла маленького Александра, Сашуру, как звали его домашние, в деревню в 1881-м, когда ему было полгода. Последний раз Блок посетил Шахматово в 1916-м. Больше 30 лет каждое лето Блок проводил в своей подмосковной вотчине, напитывался здешним воздухом и простором, отдыхал и работал.
Имение Шахматово, в котором вырос Александр Блок, принадлежало его деду Александру Николаевичу Бекетову, ученому-ботанику, ректору Петербургского университета. Бекетов купил Шахматово по совету своего друга Дмитрия Ивановича Менделеева, который жил рядом, в поместье Боблово. «За грош купил кусочек рая Неподалеку от Москвы», — напишет потом Блок. Нам трудно представить себе, что еще можно было купить за пять тысяч серебром в 1874 году, но ощущение места силы захватывает каждого, кто здесь побывал.
Умом понимаешь, что усадебный дом Блока — это новодел, но пейзажи вокруг подлинные, природа не изменилась. Поэтому душой ощущаешь волшебство окружающего тебя пространства, и становится не важно, на каком конкретно стуле кто сидел и что делал. В Шахматове возникает внутреннее ощущение достоверности, которое подтверждается блоковскими строчками:
И серый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Свет стекол — красный, желтый, синий,
Как будто так и быть должно.
Заходишь в комнату, блеснет луч света, и на полу и вправду отражаются блики красный, желтый, синий.
Литературное путешествие строится вокруг трех усадеб: Шахматово, Тараканово и Боблово, которые объединены общей научно-поэтической дружбой семей Бекетовых и Менделеевых. А ныне являются и частями Государственного мемориального музея-заповедника Дмитрия Менделеева и Александра Блока.
Первая точка маршрута — Шахматово, место, где прошло детство Александра Блока. Вторая — имение Боблово: здесь выросла Любовь Дмитриевна Менделеева, муза поэта и его будущая жена. В усадьбе Тараканово находится церковь Михаила Архангела, «белая церковь над рекой», в которой венчались Поэт и его Прекрасная Дама, это третья точка маршрута. Три усадьбы отлично соединяются между собой в литературно-научное путешествие на один день.
Адреса:
— Усадьба Шахматово, деревня Гудино, городской округ Солнечногорск, Московская область (координаты: 56.314575, 37.052317)
— Усадьба Боблово, деревня Боблово, городской округ Клин, Московская область (координаты: 56.382200, 37.013744)
— Усадьба Тараканово, деревня Тараканово, городской округ Солнечногорск, Московская область (координаты: 56.333721, 37.045315)
Длина маршрута:
Расстояние между усадьбами Шахматово—Боблово—Тараканово — 30 км, если поменять «точки» местами — 15 км. Удаленность от Москвы — 82 км.
Кому подходит:
Маршрут особенно подходит для романтических поездок вдвоем.
Шахматово — дом, где пишутся стихи
Точка на карте: усадьба Шахматово, деревня Гудино, городской округ Солнечногорск, Московская область (координаты: 56.314575, 37.052317)
С Шахматовом связаны лучшие воспоминания детства Александра Блока, здесь он намечтал встречу с любовью всей свой жизни, здесь начал писать стихи. Молодой Блок на вопрос, где бы он хотел жить, ответил: «В Шахматове». В записной книжке он позже написал, что «опять снилось Шахматово». Снилось до слез.
Реставрация усадьбы Шахматово началась в 1981 году, но еще раньше, осенью 1969 года, здесь по совету Семена Степановича Гейченко, хранителя Пушкинского заповедника в Михайловском, был установлен камень-валун. Блоковские места многих не могли оставить равнодушными. Ими «болели» художник Илья Глазунов, писатель Владимир Солоухин, поэт Евгений Евтушенко. Позже, в разные годы, Глазунов создал серию картин на стихи Блока, а Евтушенко написал цикл стихотворений.
Одно из них так и называется «Блоковский валун».
С той поры в первое воскресенье августа у Блоковского валуна на поляне проходят поэтические праздники, на которых за честь считал присутствовать весь цвет российской поэзии.
Говорят, что писатель дарит своим произведениям то, что он видит в реальной жизни. Природа вокруг Шахматова удивительно узнаваема в блоковских строчках.
Огромный тополь серебристый
Склонял над домом свой шатер,
Стеной шиповника душистой
Встречал въезжающего двор,
— пишет поэт.
До сих пор в усадьбе буйно растет сирень, а вдоль дороги заросли шиповника. Шахматово славилось своим парком (вспомним, что дед Бекетов был ученым-ботаником). В парке сохранилась липовая аллея с вековыми деревьями, а рядом с домом тополь, серая кора которого в проблесках солнца приобретает серебристый оттенок.
Когда по аллее подходишь к дому, то видишь крыльцо, на котором фотографировались семьи Бекетовых и Менделеевых. В годы революции усадьба была сожжена и разграблена, интерьеры воссоздавали по описаниям родных Блока. Благо его тетушка и первый биограф Мария Андреевна Бекетова хорошо владела словом и оставила в своих воспоминаниях записи даже о расстановке мебели и цвете обоев в комнатах.
В усадебных домах конца XIX века почему-то ярче всего обычно воспринимаются огромные, в пол, окна, открывающиеся в сад. В доме Блока такое окно было в столовой.
И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и в сирень,
И в синий купол небосклона,
И в лень окрестных деревень…
В музее тщательно воссоздан интерьер «Голубой гостиной».
И лишь по голубой стене
Бросает солнце листьев тени,
Да ветер клонит за окном
Столетние кусты сирени.
У Бекетова в гостях собирались ученые, начиная с одного из самых знаменитых в те годы — Дмитрия Менделеева, а когда хозяином дома стал Блок — поэты, писатели, художники: Андрей Белый, Сергей Соловьев, Евгений Иванов, Лев Эллис, актриса Любовь Дельмас.
Описания кабинета Блока не сохранилось, но, кажется, здесь решили воссоздать знаменитое стихотворение поэта.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Перед раскрытым окном небольшой столик, на нем портрет Любови Менделеевой. Буйство зелени за окном, а на ее фоне будто парит фотография. Величайшая поэтическая загадка, как из, казалось бы, самых обычных слов поэт создает вечные образы.
Боблово — дом, где выросла Любовь
Точка на карте: усадьба Боблово, деревня Боблово, городской округ Клин, Московская область (координаты: 56.382200, 37.013744)
Жизнь в этом «дворянском гнезде» представляла собой интенсивный интеллектуальный труд. Дмитрий Иванович Менделеев даже грядки копал с пользой для науки, он проводил в усадьбе агротехнические опыты, при этом занимался и «основной» научной деятельностью. У его жены была художественная мастерская, в доме с привлечением соседей ставили любительские спектакли. Так усадьба становилась в окрестностях центром культурной жизни.
Усадьба Менделеевых стоит на вершине холма Бобловая гора, и с нее открывается прекрасный вид на окрестности. «В бобловской местности есть что-то цельное, законченное, как в произведении талантливого художника», — писала вторая жена ученого Анна Менделеева.
Дмитрий Иванович приобрел Боблово в 31 год, когда сам еще был молодым человеком. Купил в складчину с профессором Технологического института Ильиным, так как своих денег на покупку не хватило. Менделееву по жребию достался усадебный дом и сад, а Ильину — флигели и парк. Так что усадьба на долгие годы стала не только творческой лабораторией великого ученого, который был химиком-теоретиком, агрохимиком, изучал экономику и воздухоплавание, но и «научным центром», где собирались друзья, ученые, студенты. Поэтому вполне логично, что, когда изобретателю Александру Попову понадобился спарринг-партнер для эксперимента по передаче радиосигналов, он обратился к Менделееву. В 1899 году из соседних Байбаков в Боблово был осуществлён первый сеанс радиосвязи.
В 1887 году в момент полного солнечного затмения Дмитрий Иванович поднялся в небо на шаре, наполненном водородом. Посмотреть на это событие приезжал Илья Репин.
Семейная жизнь Менделеева складывалась сложно. Чего стоит только информация, что второй дом в поместье он стал строить, потому что приехал жить сюда со второй семьей. Первая жена, оказывается, тоже жила в Боблове.
Два дома, которые построил в усадьбе Боблово Менделеев, не сохранились. Об их местоположении говорят только остатки фундаментов. Музей, посвященный научным достижениям великого ученого России, располагается в доме Ильина, сотоварища Менделеева по покупке усадьбы.
В Боблове и произошла встреча дочери ученого Любови Менделеевой с молодым Александром Блоком. Эта встреча была решающей в жизни молодого поэта, он встретил свою Прекрасную Даму, Вечную Женственность.
Увлечение любительским спектаклями — примета времени в XIX веке. Крылов, Толстой, Тургенев, Чехов не просто ставили домашние спектакли, а относились к этому с полной самоотдачей и страстью. В Боблове тоже был свой театр, который активно заработал, когда им занялся юный Блок. Замахивались не меньше чем «на Вильяма (нашего) Шекспира».
В 1896 году в постановке «Гамлет» Блок играл Гамлета, Люба Менделеева — Офелию. После представления главные герои пошли прогуляться в парк.
Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялись следы,
Шли, освещенные полной луною,
В час, порождающий страсти мечты.
Стана ее не коснулся рукою,
Губок ее поцелуем не сжег...
Всё в ней сияло такой чистотою,
Взор же был темен и дивно глубок.
В 1903 году молодые люди поженятся. Сам Дмитрий Иванович Менделеев поэзией не увлекался, стихи своего будущего зятя не понимал, но как большой ученый уважал то, что ему недоступно. «Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать».
Третий не лишний
Точка на карте: усадьба Тараканово, деревня Тараканово, городской округ Солнечногорск, Московская область (координаты: 56.333721, 37.045315)
Александр Блок и Люба Менделеева познакомились, когда ей было 16 лет, а ему 17, сблизились после любительского спектакля, где играли главные роли. Венчание молодых состоялось в церкви Михаила Архангела в усадьбе Тараканово.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
Хрестоматийные строки, которые навеяны Блоку именно церковью в Тараканове.
Красивая история любви, которая завершилась свадьбой. Муза и Прекрасная Дама стала женой. Вот тут-то Любовь Дмитриевна и узнала, что стала не просто женой, а Женой, даже так — ЖЕНОЙ! Высшим существом, которого не может коснуться физическая любовь. При этом сам Блок воздержания не придерживался, любовницы у него были, и молодая жена о них быстро узнавала: добрые люди рассказывали.
Любить идеал и не замечать чувств реальной живой женщины рядом – изощренный газлайтинг даже в наши времена. Психологии как науки тогда еще не существовало. Три эссе Фрейда по теории сексуальности будут опубликованы только в 1905 году. Так что здоровая и практичная девушка, выросшая с естественно-научным подходом к миру, столкнулась с махровым символизмом мужа.
Анна Ахматова подметила про Любовь Блока, что «она будто чем-то сломлена». А еще Ахматовой не понравилось, что все мужчины были без ума от жены Блока. Наверное, от нее шло электричество чувств, не имеющих реализации. Вскоре сложился любовный треугольник: друг Блока Андрей Белый стал любовником его жены. Все трое долго и мучительно выясняли отношения, в результате Любовь Дмитриевна осталась с мужем, а Блок решил, что есть Люба и «все остальные».
В церковь Михаила Архангела, где венчался Блок, сейчас внутрь не пускают, но рядом находится современный памятник Александру Блоку и Любови Менделеевой.
К слову, Любовь Дмитриевна оставила честные мемуары «И быль и небылицы о Блоке и о себе», где пишет о своих ошибках в отношениях, о своих разногласиях с матерью Блока, о темной стороне самого поэта.
«Не могу сказать, чтобы я была наделена бурным темпераментом южанки. Я северянка, а темперамент северянки — шампанское замороженное. Только не верьте спокойному холоду прозрачного бокала, весь искрящийся огонь его укрыт лишь до времени».
Во многом поучительное чтение. Кстати, психика у Любы Блок была крепкая. Она смогла после всех личных неурядиц заниматься своей жизнью. Во время Первой мировой войны была сестрой милосердия, потом заботилась о больном Александре Блоке. После его смерти изучала балетное искусство. Ее книга «Классический танец. История и современность» — начало советского балетоведения.
От блоковских времен в Тараканове остались здания земской школы и дом учителя. Рядом со школой стоит бюст Александра Блока работы советского скульптора Бориса Алексеевича Мачкова. Ноздреватый темный гранит намного лучше передает ощущение неординарности Блока-поэта, чем современный памятник у церкви «в духе времени».
Рядом с церковью Михаила Архангела находится пруд правильной прямоугольной формы. Он сохранился с блоковских времен. Хорошее напоминание о том, что природа одновременно изменчива и вечна.
Блок ушел из жизни в 40 лет, в 1921 году. Конечно, на его уход повлияли голод, холод, болезни. Но, возможно, когда сожгли и разорили Шахматово, Боблово, Тараканово, порвались те ниточки, которые связывали поэта с жизнью. Пепелища не дают стимула бороться.
У русских поэтов есть традиция писать стихотворения «на смерть поэта». Эпитафию Блоку, пусть и не сразу, создал Евгений Евтушенко в своем стихотворении «Блоковский валун»:
В стране такой большой
жить с крошечной душой
несоразмерно слишком.
Быть русским — не медаль,
а внутренняя даль,
где голос предков слышен.
Кто предал связь времён,
пусть будет заклеймён
на блоковском граните,
и если прервалась
хоть в чём-то эта связь,
мы — узелок из нити.
Что почитать:
Александр Блок (1880—1921)
«Стихи о Прекрасной Даме»
Стихи «Возмездие», «Балаганчик»
Любовь Блок (1881—1939)
«И быль и небылицы о Блоке и о себе»
Евгений Евтушенко (1932—2017)
Стихи «Блоковский валун», «Александр Блок»
Аудиогид по маршруту
С аудиогидами удобно путешествовать: их можно слушать во время прогулки. Ловите вдохновение и путешествуйте с русскими поэтами!
Где живет Любовь. Самый главный элемент таблицы Менделеева.
Шахматово — дом, где пишутся стихи.