Найти тему
Курган и курганцы

Подвиг разведчика

Как зауралец Иван Леончук во главе закрытого разведывательно-диверсионного подразделения «Сибиряк» громил фашистов в Ленинградской области

Многие страницы Великой Отечественной войны до сих пор остаются для нас закрытыми, а судьбы ее участников — неизвестными. Но настойчивые потомки бойцов Красной армии и участники поисковых отрядов помогают сделать тайное явным. Так, за несколько лет курганец Анатолий Иванович Леончук вместе с сыном Иваном восстановили историю жизни, подвигов и смерти своего предка — Ивана Демидовича Леончука, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Иван Демидович родился в 1898 году на территории Белоруссии, а в Курганский уезд Тобольской губернии переехал с родными в 1911-м во время переселения безземельных крестьян. Их семья поселилась недалеко от села Черемухово Курганского уезда, и скоро Иван Леончук стал помощником старосты как один из самых грамотных крестьян.

-2

Семья успешно обосновалась в Зауралье, организовала крестьянское подворье. Но после революции 1917 года белочехи под предводительством Колчака подняли мятеж. В 1919 году армия Тухачевского отбросила Колчака за Урал, где с ними боролись в том числе и партизанские отряды. В этот период Иван Леончук тайно вступил в разведотдел Красной армии и помогал составлять списки партизан. В мае того же года его арестовали белогвардейцы по обвинению в уклонении от призыва в армию Колчака, неделю допрашивали с пристрастием и избивали, после чего он подписал рапорт о добровольном вступлении в ее ряды.

Меньше чем через год белогвардейцы были окончательно разбиты Красной армией. Иркутский военный суд военно-революционного комитета постановил рядовому Ивану Демидовичу Леончуку пройти следственную реабилитацию, после чего его оправдали и восстановили в рядах Красной армии, а вскоре он отправился на родину в Белоруссию. Там он поступил на работу в Могилевский уголовный розыск НКВД БССР. После трехлетнего обучения в школе специального назначения НКВД в Минске Иван Леончук с 1927 по 1938 год был районным спецуполномоченным НКВД в трех районных центрах Могилевской области.

К тому времени Иван Демидович женился, причем на дочери священнослужителя. Дарья Марковна (в девичестве Сидорова) пошла замуж за офицера против воли своего отца.

В 1938 году Леончука с женой и тремя сыновьями перевели в Курган (в то время Челябинская область) в качестве спецуполномоченного НКВД. А 3 июля 1941 года, через две недели после начала Великой Отечественной войны, он был мобилизован в ряды Красной армии в звании подполковника. С 30 июля его направили в Ленинградский военный округ заместителем командира специального подразделения по организации подпольных формирований и диверсионных групп в тылу оккупированной территории. Под псевдонимом «Белорус» Иван Демидович стал командиром закрытого разведывательно-диверсионного подразделения «Сибиряк». Этот закрытый отряд формировался из призывников Урала и Сибири, откуда и получил свое название. Отбирали туда лучших — по физической подготовке, психологической устойчивости, уровню образования.

Однако все это стало известно потомкам Ивана Демидовича лишь недавно. До 1960-х годов они практически ничего не знали о его участии в войне, потому что сведения были засекречены, а скудная информация в открытом доступе хранилась в архивах Челябинской области, потому что Курганская была создана только в 1943 году.

В 2017–2018 годах с помощью поисковой группы «Санкт-Петербург» под руководством военного журналиста майора Леонида Селютина удалось найти сведения о работе Ивана Демидовича в отряде «Сибиряк». В музее боевой славы города Крестцы Ленинградской области поисковики обнаружили описание разведоперации по разгрому крупной артгруппировки тяжелой артиллерии «Север» подразделением «Сибиряк» под руководством подполковника Белоруса. В деталях этот подвиг был описан в местной газете «Советский Валдай» в 1947 году журналистом Н. Серегиным. Так в своем очерке он описывал обстановку в Ленинграде и области в то время: «Чтобы нещадно расстреливать не столько оборонные, сколько жилые кварталы, генералитет армии «Север» подтянул с разных участков фронта тяжелые дальнобойные орудия, из которых варварски, методично уничтожает все живое в городе. Их месторасположение было тщательно замаскировано и усиленно охранялось. Артгруппировка безнаказанно и методично уничтожала Эрмитаж, Смолино, больницы, ГЭС, центр города. Над Ленинградом повисла угроза катастрофы.

Борьба с артиллерией и авиацией противника требовала срочных реальных действий. Были созданы контрбатарейные группы. При поиске какого-то нового, более качественного источника получения разведданных командир разведподразделения «Сибиряк» Белорус предложил идею, которая после обсуждения узким кругом разведчиков была утверждена к разработке. Ввиду серьезности операции руководство разработкой оргвопросов по ее осуществлению командир взял на себя.

Из-за срочности ситуации командир сам решил оценить обстановку, совершив вылазку к месту проведения операции с группой разведчиков. Такое решение командира самовольно покинуть часть могло обернуться для него трибуналом. Но обстоятельства требовали этого».

Белорус с разведчиками выбрали в качестве наблюдательного пункта разграбленную заводскую котельную с трубой высотой не менее 50 метров. Когда они пробрались внутрь, несмотря на пронизывающий сквозняк и плотную сажу внутри трубы, выяснилось, что сверху открывается замечательный обзор окружающей местности. После этой вылазки был разработан план конкретных действий.

Однако в ходе его утверждения представитель особого отдела НКВД доложил руководству о факте грубого нарушения воинской дисциплины командиром Белорусом, на сутки самостоятельно покинувшим подразделение, и потребовал расценить этот поступок как дезертирство. Но действия Белоруса поддержал командир истребительного полка «Грозный» полковник Николай Серый, и наказание ограничили партийным взысканием.

В результате претворения в жизнь разработанного Белорусом плана разведгруппа за три дня произвела точную рекогносцировку мест расположения тяжелых вражеских дальнобойных орудий. Еще через 15 дней группа штурмовиков уничтожила всю артгруппировку. Потери немцев, по данным ТАСС, составили около 1 500 человек, свыше 80 орудий, 24 спецавтомашины, два паровоза, 50 вагонов и платформ.

Это не единственный подвиг отряда «Сибиряк» под руководством Ивана Леончука. В журнале регистрации боевых действий партизанских отрядов в Ленинградской области поисковики нашли краткие описания того, как разведчики вместе с полком «Грозный» спасали пленных, взрывали склады боеприпасов, громили немецкие гарнизоны, пускали под откос железнодорожные составы, чтобы не допустить поступления топлива к фашистским войскам. Группа «Сибиряк» прошла во фронтовой пехотной разведке около года, хотя обычно выдерживали по три-четыре месяца.

В это время жена Ивана Демидовича Дарья Марковна тоже помогала приближать Победу. Еще в юности она окончила православное училище сестер милосердия, поэтому после начала войны стала медсестрой хирургического отделения эвакогоспитала в Кургане, была допущена к лечению тяжелораненых офицеров. Начальник курганской медсанчасти 1729 С. И. Тульчинский в декабре 1941 года писал в ее характеристике: «Медицинские специалисты такого профиля — большая редкость. Их порядочность, честность, высокий уровень знаний — достойная рекомендация для работы с тяжелоранеными офицерского состава по восстановлению их в ряды Красной армии».

Иван Демидович Леончук погиб при выполнении боевого задания 6 ноября 1942 года на станции Лычково Ленинградской области. Он врукопашную спасал бойцов из своего отряда, оказавшихся в окружении немцев. Наши солдаты должны были к годовщине Октябрьской революции освободить Лычково — важный железнодорожный узел снабжения, но из-за плохой подготовки операции отряд был разгромлен, погибло почти все подразделение опытных разведчиков.

Спустя десятилетия история жизни и подвигов зауральского героя Великой Отечественной войны Ивана Леончука стала известна его родным благодаря работе неравнодушных людей — участников поисковой группы «Санкт-Петербург», заведующего Санкт-Петербургским облпартархивом Е. Семина, главного археографа Челябинского облпартархива Э. Хейфица и многих других.

Фото: Автоматчики в засаде. А. Устинов. Декабрь 1941 года. Главархив Москвы www.mos.ru и из личного архива Анатолия Леончука.