Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Парадные женские портреты художника К.Е.Маковского

Сергей Маковский, сын Константина Егоровича Маковского от брака с Юлией Павловной Летковой в своих воспоминаниях писал:

"Всё же самым значительным его (авт. К.Е.Маковского) наследством являются портреты. Их много. Я насчитал около полутораста, но пожалуй и половины не вспомнил. Целая галерея современников, почти вся Россия последних царей, Россия артистическая, чиновная, деловая, литературная, научная, аристократическая в этих портретах...".

Портрет княгини В. А. Волконской (1848-1924),1884 Холст, масло, 177 х137 см Художественный музей Грузии К.Е.Маковский (1839–1915)
Портрет княгини В. А. Волконской (1848-1924),1884 Холст, масло, 177 х137 см Художественный музей Грузии К.Е.Маковский (1839–1915)
"Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме", 1895 К.Е.Маковский (1839-1915)
"Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме", 1895 К.Е.Маковский (1839-1915)

Маковский всегда оставался на высоте как колорист, поражая безошибочным чувством цветовой гармонии. Это был художник европейского уровня мастерства. Живая восприимчивость была важной особенностью натуры живописца. Его многочисленные поездки в Европу не прошли бесследно. Он открывал для себя многое на выставках парижского Салона, жадно впитывал там модные тенденции. Виртуозностью кисти Маковский не уступал мастерам парижского Салона, пользуясь почётным правом выставлять там свои произведения "вне жюри".

Портрет Екатерины Долгоруковой (1847-1922), 1880 г. К.Е.Маковский
Портрет Екатерины Долгоруковой (1847-1922), 1880 г. К.Е.Маковский
Портрет графини Е.П.Шереметевой. 1877 Холст, масло. 105 x 83 см Московский музей-усадьба Останкино, Маковский Константин Егорович
Портрет графини Е.П.Шереметевой. 1877 Холст, масло. 105 x 83 см Московский музей-усадьба Останкино, Маковский Константин Егорович

В произведениях Маковского характерные черты модели соединялись с отвлеченно-идеальными. Искусствовед Нестерова Е.В. пишет:

"Психологизм не был сильной стороной этих портретов, зато нарядная декоративность была всем им присуща в достаточной степени. В светских парадных портретах действительно нет глубины проникновения в самую сущность человека, но необходимо ли это в подобных произведениях? Идеальное сходство с долей светской лести да роскошный антураж, вот что хотели видеть в своём парадном портрете заказчики. Безусловно и качество исполнения должно было быть соответствующим, без высокого мастерства и профессионализма парадный портрет превращался в пошлость, в банальность. У него были свои задачи и свои законы, их исполнение и соблюдение было гарантией результата".
Портрет графини С.Л.Строгановой. 1864 Холст, масло. 195 x 138 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Маковский Константин Егорович
Портрет графини С.Л.Строгановой. 1864 Холст, масло. 195 x 138 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Маковский Константин Егорович
Портрет императрицы Марии Федоровны - супруги императора Александра III, Холст, масло. 80 x 63 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева, Маковский Константин Егорович
Портрет императрицы Марии Федоровны - супруги императора Александра III, Холст, масло. 80 x 63 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева, Маковский Константин Егорович

Портрет элегантной дамы с веером, 1883 г. К.Е.Маковский
Портрет элегантной дамы с веером, 1883 г. К.Е.Маковский

Портрет юной девушки с веером - прекрасный образец мастерства художника, отразивший мотивы величественной красоты Востока, характерной для творчества Маковского в период 1880-1890 годов. Образ сидящей кавказской красавицы с проницательным взглядом и с напряженной осанкой органично вписан в вертикальный формат полотна. Искусная техника рисования, свободные мазки и гармонично подобранные цвета передают общее настроение портрета. Прозрачная струящаяся ткань, покрывающая глубокий, отделанный нежными розовыми цветками вырез, множество оттенков светлого платья, мерцающий жемчуг, - всё это выполнено с тщательным вниманием к деталям и разнообразию фактур, и придает романтическую тональность всей композиции. Используя стилистические элементы старых мастеров и тёмные академические тона фона, Маковский наполняет поэтичный образ восточной женщины традицией классической школы живописи. Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к деталям и красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.

Источники: Нестерова Е.В "Поздний академизм и салон в русской живописи XIX века"

Портрет графини Ржевусской с дочерью, Холст, масло. 263 x 174 см
Портрет графини Ржевусской с дочерью, Холст, масло. 263 x 174 см
Портрет жены художника, Марии Алексеевны Маковской (урожденной Матавтиной) (1869-1919), К.Е.Маковский
Портрет жены художника, Марии Алексеевны Маковской (урожденной Матавтиной) (1869-1919), К.Е.Маковский

🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.