Сергей Маковский, сын Константина Егоровича Маковского от брака с Юлией Павловной Летковой в своих воспоминаниях писал:
"Всё же самым значительным его (авт. К.Е.Маковского) наследством являются портреты. Их много. Я насчитал около полутораста, но пожалуй и половины не вспомнил. Целая галерея современников, почти вся Россия последних царей, Россия артистическая, чиновная, деловая, литературная, научная, аристократическая в этих портретах...".
Маковский всегда оставался на высоте как колорист, поражая безошибочным чувством цветовой гармонии. Это был художник европейского уровня мастерства. Живая восприимчивость была важной особенностью натуры живописца. Его многочисленные поездки в Европу не прошли бесследно. Он открывал для себя многое на выставках парижского Салона, жадно впитывал там модные тенденции. Виртуозностью кисти Маковский не уступал мастерам парижского Салона, пользуясь почётным правом выставлять там свои произведения "вне жюри".
В произведениях Маковского характерные черты модели соединялись с отвлеченно-идеальными. Искусствовед Нестерова Е.В. пишет:
"Психологизм не был сильной стороной этих портретов, зато нарядная декоративность была всем им присуща в достаточной степени. В светских парадных портретах действительно нет глубины проникновения в самую сущность человека, но необходимо ли это в подобных произведениях? Идеальное сходство с долей светской лести да роскошный антураж, вот что хотели видеть в своём парадном портрете заказчики. Безусловно и качество исполнения должно было быть соответствующим, без высокого мастерства и профессионализма парадный портрет превращался в пошлость, в банальность. У него были свои задачи и свои законы, их исполнение и соблюдение было гарантией результата".
Портрет юной девушки с веером - прекрасный образец мастерства художника, отразивший мотивы величественной красоты Востока, характерной для творчества Маковского в период 1880-1890 годов. Образ сидящей кавказской красавицы с проницательным взглядом и с напряженной осанкой органично вписан в вертикальный формат полотна. Искусная техника рисования, свободные мазки и гармонично подобранные цвета передают общее настроение портрета. Прозрачная струящаяся ткань, покрывающая глубокий, отделанный нежными розовыми цветками вырез, множество оттенков светлого платья, мерцающий жемчуг, - всё это выполнено с тщательным вниманием к деталям и разнообразию фактур, и придает романтическую тональность всей композиции. Используя стилистические элементы старых мастеров и тёмные академические тона фона, Маковский наполняет поэтичный образ восточной женщины традицией классической школы живописи. Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к деталям и красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.
Источники: Нестерова Е.В "Поздний академизм и салон в русской живописи XIX века"
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.