"Мастера и Маргариту" впервые я прочитала еще лет в 15. Не скажу, что тогда мне всё-всё-всё было понятно, но я до сих пор помню это щемящее, безнадежное и одновременно восхитительно успокаивающее чувство, когда я закрыла книгу, а в душе всё еще отзвуком стучало вот это:
Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
И да - я рыдала над судьбой Понтия Пилата, не понимая - почему, не осознавая - за то, но чувствуя, что так правильно.
Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Я не могу сказать, что это мое любимое произведение. Но это та самая литературная вещь, которая в свое время меня захватила и держит на эмоциональных крючках до сих пор.
С недавних пор эта книга дарит мне весьма разнообразный спектр разнообразных чувственных удовольствий. Спасибо моему начальнику, который однажды вызвал меня к себе в кабинет и вручил в качестве подарка тяжеленный экземпляр булгаковского романа издательства "Пан пресс".
"Мастер и Маргарита" в кожаном переплете. В настоящем кожаном переплете. Потому и тяжелая. Я периодически снимаю эту книгу с полки, чтобы просто провести рукой по обложке, и в это время превращаюсь в Голлума с его бессмертным "моя прелессссть!"
Еще одно безусловное достоинство издания - иллюстрации Павла Оринянского. Всего в коллекции этого художника 40 иллюстраций к роману Булгакова. Их могут видеть не только обладатели подарочного варианта романа, но и посетители булгаковского дома в Москве.
Все вкупе создает по-настоящему вечный роман - в любом варианте "Мастера и Маргариту" можно бесконечно перечитывать. А в этом издании - еще и бесконечно пересматривать.