Начните водить ребёнка в библиотеку, если вы закатили глаза, то этот пост именно для вас!
Кстати, как давно вы были в библиотеке? Они изменились, особенно в Москве. Теперь они больше напоминают точки встреч для развития, высказывания мнений, трансляции знаний. Тут есть курсы, платные и бесплатные мероприятия, авторские проекты, приглашённые специалисты и не только. Самое главное, что будет в библиотеке для вашего ребёнка – круг живого общения. Не будем забегать вперёд и разберём все причины, почему библиотека должна стать вашим с ребёнком постоянным местом посещения.
1. Раз мы заговорили про круг общения, с него и начнём. Живое общение практически невозможно ничем заменить. Это правда относится ко всем возрастам. Так что поход в библиотеку расширит круг общения не только у вашего ребёнка, но и у вас. Так как вы сможете встретить родителей со схожими целями и возможностями, что и у вас. А это окажет опосредованный положительный эффект и на ребёнка. Мама с большим кругом общения и мама, зацикленная только на ребёнке – разные мамы.
2. Надо заставлять ребёнка делать что-то новое и самостоятельно. Этот совет по-разному истолковывают, но изначально речь шла о системе педагогики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Особенно он важен, если ребёнок попадает в различные коммуникативные и ситуативные моменты в условиях доброжелательной опосредованной поддержки со стороны. Иными словами, встречаясь с чем-то новым и пугающим, он понимает, что за ним стоит педагог или родитель и он ему может помочь. Не сделать за него, но придать уверенности.
А теперь представьте, что вашему трёхлетнему карапузу надо будет отойти от вас, подойти к группе других детей, выбрать подушко-место и занять его. А потом провести занятие с человеком, которого он видит впервые. Пугает или наоборот? Давайте скажем честно, не все взрослые чувствуют себя комфортно в новых условиях. Однако для детей это хороший тренажёр, они более адаптивные и гибкие. И чем раньше подхватить эту гибкость и заставить работать её на ребёнка, тем более мобильным и адаптивным он станет во взрослой жизни.
3. Вы в детстве любили овощи? Не обманывайте, вряд ли. Но стоило горошку убежать с тарелки, как начиналась охота, вы входили в азарт и, победив, ловко вонзив в него вилку, вы радостно съедали беглеца. Многие психологи советуют разрешать детям играть с едой, это помогает им знакомиться не только с внешним видом и вкусом, но и с текстурой. Так и с чтением, если вы хотите, чтобы ребёнок читал, он должен знакомиться с книгами с детства. Трогать их, видеть их, листать, слушать о них и делать первые шаги в чтении.
4. Тут мы перейдём к следующему пункту. Не путайте раннее развитие и тему нашей заметки. Мы сейчас про другое. Как про другое и когда вы едете с ребёнком в общественном транспорте и заставляете громко считать или проговаривать слова. Это называется неуважение к окружающим, а не раннее развитие. Методики раннего развития – особый пласт и довольно опасный. Мы вообще считаем, что без консультации со специалистом никогда нельзя начинать работать по любой такой методике. Существует столько особенностей и нюансов, которые надо принимать во внимание, что ни одна статья не сможет их описать. Так что мы говорим сейчас про общее развитие эмоциональной сферы жизни ребёнка и не входим в плоскость предметного обучения.
5. Ребёнок учится вкладывать труд в процесс получения удовольствия и знаний. Мы все с вами немного жадные. Если мы потратили деньги, то ждём результата и лучше, чтобы результат стоил в нашем представлении больше, чем мы за него заплатили. Это приносит нам удовлетворение. Такой же принцип срабатывает в процессе получения знаний. Если они даются легко, в пассивной форме- мозг не воспринимает их настолько важными, как если бы он потрудился над их получением. То есть когда родители жалуются, что учитель много задаёт, они по сути признаются, что объём того, что предполагается по программе (не будем брать редкие случаи самоуправства педагога) является для ребёнка непосильным.
Но почему? Ведь программу делали специалисты и учитывали возрастные и психологические особенности. -А он не умеет терпеть и делать усилие.
Когда он требовал развлечений, вы давали ему планшет или телефон, удовольствие получалось быстро и легко. Заорал – заткнули. Эта формула стала привычкой. Вот и выходит, что жить он хочет в лёгком удовольствии и не готов к труду. А если с раннего возраста показывать ребёнку, что надо рано встать, повторить может быть что-то перед или после похода на мероприятие в библиотеку, сделать так, чтобы он сам собирал свой рюкзачок и выбирал одежду, то постепенно установится чёткая связь между необходимостью затрачивать свои силы и время для получения качественного удовольствия.
6. Общаться на языке надо начинать как можно раньше. Как и с овощами, язык нужно трогать, пробовать, играть с ним, знакомиться со всех сторон и чем ярче будут впечатления от общения с ним, тем легче будет в будущем. Это касается как родного, так и иностранного языков. Поэтому мы советуем всем, у кого есть такая возможность, начать водить детей в детский зал Иностранки. Это не реклама, а точка зрения автора, основанная на личном опыте. Там собрана команда профессионалов разных возрастов, которые имеют опыт, задор и желание работать с детьми. Их события методически обоснованы, но при этом яркие, душевные и совсем не скучные. Найти всю информацию легко, они есть на всех площадках, так что никаких тайн нет.
7. Наконец, давайте вернёмся к первому пункту. Помните с чего мы начали – взрослым тоже нужно общение. Заканчиваем мы тем же тезисов, но по отношению к детям. Детям надо как можно раньше показывать различные круги общения, чтобы они могли видеть разных людей, сопоставлять и выбирать для себя те круги общения, которые принесут им больше качественного и положительного отклика. Опять-таки, в библиотеку не каждый и не каждого поведут и тут заключается важный момент, раз вы привели своего, значит вы понимаете, что время, потраченное сейчас с лихвой окупится в будущем. Следовательно, схожая позиция у мамы соседки вашего ребёнка по столу и так далее, значит и дети растут в схожих установках. Мы запрещаем вам говорить фразу «Посмотри на Сашу», это табу. Вместо этого надо предоставить ребёнку возможность видеть как можно больше Саш, Маш, Петь, Эриков, Софий и Верунчиков, чтобы он сам научился разбираться что, кто и как.
Если вам будет интересно, то мы сделаем более подробный обзор именно детских библиотек и тех проектов и мероприятий, которые в них проходят. Сообщите о необходимости в комментарии.