Ключевым пунктом политической программы Алаш-орды был возврат казахских земель, принятия законов о признании земли собственностью казахов, выступали за ограничение процесса переселения крестьян в Степной край, предоставление прав свободы и равенства беднякам .Но при этом частная собственность должна была остаться неприкосновенной , как и неприкосновенность личности и жилья согласно их программы. В этом заключался философский взаимоисключающий парадокс: пчелы выступают против мёда. Алашординцы планировали отбирать землю у русских переселенцев, казаков и отдавать казахам? Возвращать каким казахам, из какого рода и жуза? Только бедным казахам шаруа? Или же все же крупным землевладельцам? Уверен, что при раздаче этих реквизированых земель основным получателем стали бы крупные землевладельцы, баи и главы крупных родов, имеющих родственные связи с алашординцами. А как же без них, без родственников, это же Казахстан. Ведь во время временного правительства в местных областных исполнительных комитетах сидели купцы и буржуазия. Вот интересы буржуазии и крупных землевладельев и защищала Алаш-орда во время временного правительства, когда никто не планировал возвращать землю казахским шаруа.
А как же неприкосновенность частной собственности? Вот это было самым важным пунктом, который по факту перевешивал все их другие демагогические лозунги. Вся суть алаш-орды в вопросах земельного вопроса проявилась в трагический 1916 год, когда они не поддержали восстание Амангельды Иманова, который как раз и поднимал народ против репрессивной царской мобилизационной политики , политики продразверстки и дальнейшей передачи земли переселенцам из России и Украины. Мало того, Алаш-орда официально поддержала приказ о насильственной мобилизации местного населения и просила народ не сопротивляться царизму.
А ещё алаш-ординцы сорвали восстание 1916 годом хитрым образом , имея сильные связи среди рода аргын, добились того, чтобы аргыны и кипчаки нападали разрозненно на крупный город Тургай без координации между собой. А виноватым сделали род кипчак, род Амангельды Иманова. Даже Мустафа Шокай писал, что межродовые распри имели место быть . На лицо межродовая борьба за власть между : аргыны, кипчаки, торе. Знаете, почему Алаш-орда не поддержала восстание 1916 года?
Во-первых, потому что в охваченных восстанием территориях к власти пришли люди из черни, не чингизиды из роде Торе как Алихан Букейханов. Какими-то ханами себя позволили называть люди не из аристократических родов, не той голубой крови.. А терять власть и отдавать ее в руки какой-то черни алашовцы не захотели.
Во-вторых, была ещё и другая важная причина - во время восстания 1916 в край обнищавшие из-за высоких военных налогов и продразверстки казахская беднота, шаруа, начала вдруг почему-то вырезать аульскую буржуазию - баев и крупных землевладельев, которые наживались в тяжелейший период для народа на несправедливой аренде земли и пастбищ. Алашординцы не могли позволить трогать частных землевладельцев. Это же не демократично как -то.
А потом алашординцы, сторонники либеральных взглядов и демократии, вообще заманили и убили Амангельды Иманова, истинного казахского батыра и защитника простого казахского бедного народа. Алашординцы, защищая на словах землю казахов и бедноту, а по факту, как только советы под руководством большевиков в 1918 году начали по-настоящему конфисковывать в пользу местной бедноты казахские земли царских чиновников , казаков и наиболее крупных баев, промышленных и сельхоз землевладельцев алаш-ординцы присоединились к крупному военному мятежу казаков в июне 1918 года Семипалатинске, которые свергли советскую власть на местах , спровоцировав начало гражданской войны на территории Казахстана. Ну раз ты , алашординец, хочешь отдать землю народу, почему ты тогда поддерживаешь тех, кто эту землю отдавать не хочет? Где тут логика?? Логика в том, что алашординцы и были как раз представителем класса буржуазии, как писал про них Сакен Сейфуллин. "Большинство образованных казахов стали членами алаш-орды и активно поддерживает политику байской верхушки. если казахам сейчас дать автономию, не обособив алаш-орду, то власть захватят буржуазные националисты" - казахский писатель, наш земляк, Сакен Сейфуллин об Алаш-орде.
Хочу спросить у читателей: и много обещанной земли получили обычные бедные казахи, шаруа, в районах , где была Алашская автономия , сидевшая на белогвардейских штыках? Почитайте воспоминания очевидцев колчаковского террора, как целые крестьянские селы стирались с лица земли за косой брошенный взгляд или за подозрения в симпатях к большевикам. Никакой аграрной реформой для бедных слоев населения там и не пахло.
Но это не помешало упертым и смелым большевикам уже к 1920-1921 годам отжать 1 млн. гектар плодородных казачьих земель в Казахстане в пользу местной казахской бедноты. И это , повторяю, вернули земли обычному народу большевики, а не чингизид из рода торе Алихан Букейханов, потомок хана Букеевской Орды. А уже при "геноциднике" Голощекине из КазАССР выгнали 700 тысяч русских и украинцев , чтобы конфискованные у них земли вернуть в руки законных пользователей- местных бедных казахов. Офигенно не правда ли? Стали бы так делать алашовские выходцы из высшего и среднего класса? Сильно сомневаюсь.
Задайте себе главный вопрос: в случае победы белых, стали бы алашординцы отбирать лучшие сочные земли у казаков Уральской Области, Семипалатинска и Семиречья? Отросли бы у них яйца для таких дерзких и смелых поступков? Вопрос , конечно, риторический и не требует ответа. А вот у большевиков яйца были стальные размером с арбуз в принципиальных вопросах земли и национализации .Не рассматривали Алаш-Ординцы и национализацию существующей добывающей промышленности, которая была в руках иностранных инвесторов. Национализацию банков и иностранных заводов в Казахстане сделали Советы под руководством большевиков уже в 1918 году без СМС и регистрации.
Предлагая отдать землю Алаш-орде, частная собственность при этом должна была оставаться неприкосновенной. Это означает, что со временем баи в частных кооперативах, крупные землевладельцы и британские нефтедобытчики стали бы те самыми современными олигархами , которые стали бы проводить свою эксплуатационную политику. А мы с вами знаем, как иностранные и местные олигархи бережно заботятся о простом казахском народе. Социального расслоения при Алаш-орде было бы не избежать.
В "абсолютно независимой" Алашской Автономии счастливые казахские крестьяне жили бы при заботливых казахских баях , патриотически настроенных крупных русских, казахских , иностранных землевладельцах и интеллигентных помещиках , где иногда в полях давили бы крутые Букейхановские родственники на джипах какую-то чернь как в какой-нибудь стране победившего олигархата. Политическая программа Алаш-орды в вопросах возврата земли в собственность казахов , как показала фактическая деятельность Алаш-орды - это такая же красивая и бесполезная вещь как конституция Республики Казахстана, где по основному закону земля и недра принадлежат народу Казахстана. А по факту , все уже давно находится в частной собственности отечественных олигархов из семьи чемолганских ханов и иностранных компаний.