Найти тему
ВУЗОПЕДИЯ

Как может измениться ЕГЭ в ближайшем будущем?

На сайте Государственной Думы доступен текст законопроекта «О внесении изменений в закон Об образовании в РФ…». Предложила его группа депутатов, в числе которых лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Законопроект касается порядка проведения итоговой аттестации. На данный момент он не был принят и не вступил в законную силу, а прошел рассмотрение лишь в рамках первого чтения, состоявшегося этой весной. Обсуждения продолжаются. Какая судьба ждет законопроект, пока неизвестно.

Какие изменения предлагают депутаты и как их объясняют?

Авторы законопроекта больше склоняются в сторону традиционной, советской системы итоговой аттестации, когда выпускники сдавали экзамены и в школе, и при поступлении в вузы. Депутаты предлагают следующее:

  • ЕГЭ должен быть добровольным. Выпускники должны иметь право выбора формата итоговой аттестации.
  • Вузы смогут определять перечень предметов, результаты ЕГЭ по которым не будут учитываться при поступлении.
  • Помимо двух обязательных предметов (русского языка и математики) в обязательном порядке сдавать и литературу. Кроме того, Министерство просвещения сможет расширять список обязательных дисциплин.
  • Экзамен по литературе должен проводиться по желанию школьника в устном или письменном виде, по истории или обществознанию ― в устном формате, хотя бы частично.

Депутаты также называют причины, по которым действующая система ЕГЭ нуждается в обязательной корректировке. Например, при практическом применении изменились изначально обозначенные цели экзамена. Да, талантливые ребята действительно могут поступить в лучшие вузы страны, но после получения диплома они не возвращаются домой, что приводит к нехватке кадров в регионах.

Еще одна причина ― финансовая. Депутаты приводят данные социологических исследований, согласно которым большая часть выпускников при подготовке к экзаменам обращается к репетиторам. К сожалению, далеко не у всех родителей имеется такая возможность, поскольку услуги педагогов стоят недешево. Таким образом, создается некое социальное неравенство между школьниками.

Отмечается и тот факт, что старшеклассники начинают усиленно изучать лишь те предметы, которые им предстоит сдавать. При этом практически игнорируют остальные, что приводит к резкому снижению уровня общих знаний.

Эксперты также считают, что ЕГЭ способствует формированию фрагментарного мышления, в особенности это касается гуманитарных дисциплин.

ЕГЭ по желанию ― возможно ли такое?

Если такое произойдет, то это будет настоящая сенсация. Однако зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова заявила, что ЕГЭ может стать добровольным в самое ближайшее время.

Напомним, что в июне прошлого года Россия расторгла Болонское соглашение. Тогда же большинство ректоров отечественных вузов выступили за добровольность ЕГЭ. Подобная практика уже существовала во время самоизоляции, когда школьники сдавали ГВЭ ― облегченный вариант ЕГЭ. По итогам эксперимент объявили успешным.

«Мы выступаем против ЕГЭ. На наш взгляд, это натаскивание ребенка на сдачу того или иного экзамена, ― считает Лантратова, ― Это не про знания, это про то, что последние два года учебы ребенок вместе с родителями начинает готовиться к сдаче ЕГЭ. Все остальные предметы отводятся в сторону». Депутат отмечает, что переход к добровольному ЕГЭ может стать первым шагом на пути к отказу от испытания.

В марте этого года тему ЕГЭ поднял и председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Он сообщил, что вопрос относительно итоговой аттестации наиболее часто задается избирателями. Его заместитель Петр Толстой отметил, что без отмены ЕГЭ невозможно вернуться к традиционной образовательной системе: «Против тестовой системы и педагоги, и родители детей, наши избиратели. Очевидно, что с таким трудом внедренную систему сразу не демонтировать, будем делать это постепенно. Однако перемены в системе образования нужны, и они обязательно будут. Конечно, при этом будут и люди, которые этих перемен не чувствуют и не понимают».

Весной этого года один из порталов, посвященных трудоустройству, провел опрос, в котором приняли участие более полутора тысяч респондентов из разных уголков России. В их числе были выпускники прошлых лет, учителя, родители. За отмену ЕГЭ выступили 66% опрошенных. Лишь небольшая часть российских граждан считает, что ЕГЭ ― достойный формат аттестации, помогающий в борьбе с коррупцией при поступлении в вузы. Что касается педагогов, то ЕГЭ поддерживает каждый третий.

В числе тех, кто одобряет существующий формат выпускного экзамена, больше молодежи, не достигшей возраста 24 лет. Среди родителей ЕГЭ поддержало лишь 19%. Следует отметить, что уровень доверия к Единому государственному экзамену среди взрослых в прошлом году несколько вырос.

Несмотря на то, что в Госдуме активно обсуждается дальнейшая судьба ЕГЭ, выпускникам этого года не стоит радоваться раньше времени. Кардинальные изменения в системе если и произойдут, то лишь в 2024 году. Об этом рассказал глава Минобрнауки Валерий Фальков. В 2023 году экзамен пройдет без значительных корректировок.