Стригин М. Б.: Топология социального, или Диаграммы метафизики мышления. От когнитивности атома до мирового разума / Под ред. А. В. Маркова и Е. С. Степченко. — СПб.: Издательство РХГА, 2022. — 410 c. ISBN 978-5-907613-02-7
Книга «Топология социального, или Диаграммы метафизики мышления» известного эволюциониста, кандидата физико-математических наук Михаила Стригина, автора множества научных работ в области философии, лингвистики и физики, вскрывает связь между структурами символического и структурами социального. Подобно тому, как электромагнитное поле управляет материей, а материя, в свою очередь, порождает электромагнитное поле, речь как поле символического модулирует социальное, заставляя его эволюционировать, а новые социальные формы порождают новое в языке. Совместная эволюция социального и символического должна привести, по мнению автора, к появлению нового глобального актора — мирового разума. В книге предложено несколько новых концептов в области теории мышления. Например, обосновано существование третьего (помимо выделенных ещё Кантом аналитических и синтетических) вида суждений — топологических. Некоторые из обнаруженных закономерностей сформулированы в виде лемм, список которых приведён дополнительно в конце книги. В книге имеется два приложения: в первом сделана попытка обосновать волновую онтологию и раскрыть фундаментальную для её построения роль комплексных чисел, во втором предложен синтез физики, философии и поэзии через образ ничто.
Рецензенты: Борисов С. В., д-р филоc. н., проф.; Маврикиди Ф. И., к. т. н.
P.S. Михаил Стригин: я выражаю искреннюю признательность и благодарность Илье Филатову, челябинскому поэту и философу за многочисленные обсуждения книги. Благодарю редакторов: Александра Маркова, д-ра филол. н., профессора РГГУ и Екатерину Степченко за профессионализм и вдумчивое отношение к книге, рецензентов: Сергея Борисова, д-ра филоc. н., профессора ЮУрГГПУ и Фёдора Маврикиди, c. н. c. , к. т. н. за чтение рукописи книги и глубокие отзывы, Владимира Заляпина, к. м. н., профессора ЮУрГУ и Александра Суркова за плодотворное обсуждение многих сложностей, которые преодолевала книга. Также выражаю благодарность семье за то, что терпела мою отрешённость во время работы над книгой.