Фонематический слух-это умение слышать и различать звуки. У ребенка фонематический слух формируется, когда он слышит речь окружающих и когда сам проговаривает слова. Наиболее благоприятный для этого период – возраст до двух лет. В этом возрасте нужно как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, которые соответствуют его возрасту.
Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.
У детей трех лет есть способность различать на слух все звуки речи. А 4-летние дети могут уже на слух дифференцировать (различать) звуки. Дети пяти лет могут придумать на заданный звук слово и услышать этот звук в потоке речи. Дети 6 лет могут выделить слог или слово, в котором есть заданный звук.
В каком возрасте лучше всего начинать заниматься с ребенком развитием фонематического слуха
В возрасте 4-5 лет у ребенка уже сформировано фонематическое восприятие, поэтому самое время начать играть с ним в игры, которые помогут развить фонематический слух. В эти игры можно играть по 5-10 минут в день на прогулке, по дороге из детского сада домой, либо перед сном.
1. «Шумящие коробочки». Возьмите 4-5 коробочек (яиц от киндера, спичечных коробков или любые емкости, куда можно положить мелкие предметы). В одну коробочку положите горох, во вторую скрепки, в третью пуговицы, а в четвертую песок (варианты наполнения могут быть разные). Дайте ребенку послушать, как шумит каждая коробочка. Откройте, дайте посмотреть, что лежит в каждой из них. Затем попросите ребенка отвернуться, пошуметь какой-нибудь коробочкой и угадать, что в коробочке.
2. «Ритмы». Прохлопайте ребенку определенный ритм. Вначале он должен быть очень простым. Например, такой: хлоп/хлоп. Попросите ребенка повторить. В дальнейшем ритм нужно усложнять, например, хлоп/ хлоп хлоп хлоп, то есть, один хлопок длинный и три коротких. Вариантов может быть много, усложняйте их самостоятельно по мере того, как ребенок выполнил более легкие задания.
3. «Громко/тихо». Сначала вы произносите ребенку какое-то слово громко. Например: «Кошка». А затем произносите это слово, но уже тихо: «Кошка». В этой игре вы называете слова с разной степенью звучания, а ребенок должен вам сказать, какие слова вы назвали громко, а какие тихо. Затем вы просите ребенка самостоятельно произносить слова громко или тихо, теперь угадывать будете вы.
4. «Верно/неверно». Вы показываете ребенку картинку, например, с изображением кошки. Произносите слово, изменив любой звук (сказать «Тошка»), либо совсем пропустить какой-то звук (сказать «Кока»). Ребенок хлопает в ладоши, если вы сказали слово неправильно. Вы просите ребенка назвать слово правильно и сказать, какой звук вы пропустили или сказали неверно. Ошибаться надо не всегда, иногда говорите слова правильно, для того, чтобы у ребенка поддерживался интерес.
5. «Прохлопаем слово». Берете любое слово, делите его на слоги и каждый слог обозначаете хлопком ( например, со-ба-ка). Сначала вы делаете это вместе с ребенком, затем ребенок выполняет задание самостоятельно. Пусть малыш сам выбирает слова, которые ему нравятся. Со временем усложняйте задание, предлагайте ребенку свои слова, в которых бы вы хотели посчитать слоги.
6. «Лишний». Игра заключается в следующем: вы говорите ребенку какие-то одинаковые слоги (ма ма ма ма), но в какой-то момент говорите совершенно другой слог (па). Каждый раз, когда вы вместо «Ма» будете говорить «Па», ребенок должен хлопнуть в ладоши и таким образом показать, что он услышал другой слог.
7. «Поймай звук». Это более сложная игра заключается в том, чтобы ребенок услышал заданный слог в потоке речи. Сначала мы начинаем со слов, где это звук стоит первым. Вы называете ребенку различные слова, и как только он услышит слово, где первый звук, загаданный вами, ему нужно хлопнуть в ладоши. Например, звук «С». Слова кошка, Собака, корова, утюг, Сок, Свет. Ребенок должен хлопнуть, если услышал слово, где есть звук «С». Затем можно называть слова, где этот звук находится в середине или в конце слова, таким образом, усложняя задание.
8. Для этой игры понадобятся картинки. Покажите ребенку картинки и предложите ему найти ту, на которой слово начинается на заданный звук. Например, показываем ребенку картинки с изображением кошки, собаки и енота. Просим ребенка найти картинку, на которой изображено животное, которое начинается на звук «С» (собака).
Занимаясь с ребенком развитием фонематического слуха, вы поможете ему правильно произносить звуки и слышать их, а также в освоении чтения, а в последствие и письма.
Если у вас появились вопросы, приходите на бесплатную консультацию.
Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного.