Въ Крыму существуетъ древняя традиція ежегоднаго крестнаго хода, начало которой было положено въ концѣ 1770-хъ годовъ. Онъ совершается 23 апрѣля / 6 мая въ день Георгія Побѣдоносца отъ центральнаго керченскаго храма къ мѣсту явленія святого на горѣ въ посёлкѣ Катерлезъ (Войково). На этой возвышенности издревле существовалъ православный монастырь, который трижды полностью разрушался.
Первый разъ въ сложный періодъ присоединенія Крыма къ Россіи, который растянулся съ 1771 года, когда были заняты Керчь и Еникале, до 1783 года, съ упраздненіемъ Крымскаго ханства. Въ этотъ періодъ христіанское, преимущественно греческое, населеніе подвергалось со стороны мусульманъ сильнымъ гоненіямъ въ качествѣ мести за симпатіи къ усиливающейся Россіи. Итогомъ стало вынужденное переселеніе всѣхъ христіанъ (прежде всего, грековъ и армянъ) въ районъ нынѣшняго Маріуполя (съ греческаго — городъ святой Маріи). Тамъ при поддержкѣ русскаго правительства возникли новые Ялта, Гурзуфъ, Мангушъ, Кизилташъ, Керменчикъ, Янисоль, Старый Крымъ и многіе другіе поселенія, въ которыхъ отчётливо читаются названія родныхъ для изгнанниковъ таврическихъ мѣстъ жительства. Естественно, христіанскія святыни въ Крыму въ этотъ періодъ погибали, порой практически безслѣдно. Такъ и въ Керчи отъ монастыря, а также огромной греческой церкви святого Іоанна въ трёхъ километрахъ къ сѣверо-востоку отъ Еникале, черезъ нѣсколько десятковъ лѣтъ оставались лишь скудные признаки прежняго существованія.
Православные русскіе и греки, заново населявшіе Керчь послѣ присоединенія къ Россіи, стали совершать ежегодно крестный ходъ къ мѣсту утраченной святыни. Согласно сохранившимся свидѣтельствамъ, традиція установилась благодаря явленію святого Георгія Побѣдоносца на мѣстѣ погибшаго монастыря. Благодаря этому и вниманію архіепископа Иннокентія Херсонскаго и Таврическаго, много потрудившагося надъ возрожденіемъ изъ праха христіанскихъ святынь Крыма, въ 1852 году на этой горѣ была заложена и къ слѣдующему году выстроена церковь въ честь святого Георгія съ келіями при ней. Тщетно было это стараніе православныхъ людей, такъ какъ уже во время Крымской войны турецкія войска разорили зарождающуюся обитель, храмъ превратили въ конюшню, а передъ уходомъ — сожгли дотла.
И снова усердіемъ христіанскаго населенія Керчи монастырь послѣ освобожденія города отъ оккупаціи началъ тяжёлый путь къ возрожденію. Годъ за годомъ хозяйство монастыря ширилось, а церкви и часовни благоустраивались. Въ началѣ ХХ вѣка, это уже была устоявшаяся женская обитель съ монахинями, десятками послушницъ, приходскими школами и крупнымъ подворьемъ въ Керчи — церковь на площади (районъ современнаго рынка). Съ гибелью православной имперіи, государство обратилось противъ основъ жизни русскаго народа. Монастыри закрывались первыми, Катерлезскій — сразу послѣ установленія совѣтской власти въ Керчи, въ 1920 году, когда на полуостровѣ развернулся Красный терроръ съ десятками тысячъ жертвъ. Несмотря на просьбы мѣстныхъ жителей оставить имъ хотя бы храмъ, всё имущество монастыря передали дѣтскому дому, но уже въ маѣ 1924 года закрыли и его, а зданія разобрали на камень. До сихъ поръ, смотря на старыя фотографіи, сложно представить, что на мѣстѣ нынѣшняго природнаго холма прежде возвышался этотъ единственный въ Восточномъ Крыму монастырь.
Новое возстановленіе обители началось въ 1997 году и до сихъ поръ она пребываетъ въ крайне стѣсненныхъ условіяхъ, располагаясь въ перестроенномъ зданіи колхозныхъ конюшенъ у подножія горы Георгія.
Какъ и въ прошлые годы, крестный ходъ возглавилъ и прошёлъ тяжёлымъ 8-километровымъ путёмъ подъ палящимъ майскимъ солнцемъ престарѣлый митрополитъ Ѳеодосійскій и Керченскій Платонъ. За нимъ слѣдовала значительная часть православнаго духовенства города и вѣрующіе, отважившіеся преодолѣть тотъ же путь.
Началось шествіе подъ звонъ колоколовъ древневизантійского храма Іоанна Предтечи, который нынѣ, несмотря на свои скромные размѣры, служитъ каѳедральнымъ соборомъ всей Ѳеодосійской епархіи. Прежній просторный соборъ во имя Святой Троицы, свободно вмѣщавшій 3 тысячи человѣкъ, былъ закрытъ, разграбленъ и разрушенъ совѣтской властью (отъ всего храмового комплекса осталось лишь бывшее зданіе причта по улицѣ Курсантовъ 12).
Крестный ходъ прошёлъ по центральнымъ улицамъ города съ пасхальными пѣснопѣніями и возгласами: «Христосъ Воскресе!». Многіе шествующіе надѣли Георгіевскія ленты — сѵмволы мужества русскихъ воиновъ на протяженіи вѣковъ, образцомъ доблести и вѣрности для которыхъ былъ великомученикъ Георгій Побѣдоносецъ. У братской могилы въ деревнѣ Катерлезъ духовенство отслужило краткую заупокойную литію о всѣхъ, кто сложилъ головы за родину на брани во время Великой Отечественной войны.
У монастыря съ хлѣбомъ-солью крестный ходъ встрѣтила игуменья Ѳеодосія и настоятель храма, который утромъ отслужилъ въ домовой церкви монастыря праздничную Литургію.
Вѣрующіе поднялись на гору, гдѣ сохранилась часть камня, на которомъ болѣе двухъ вѣковъ назадъ произошло явленіе святого. И тамъ былъ отслуженъ водосвятный молебенъ. Насельницы монастыря раздали паломникамъ подкрѣпленіе въ видѣ пирожка и компота. Послѣ небольшого отдыха въ окруженіи живописной природы, вѣрующіе отправились автобусами домой.
Сто лѣтъ назадъ крестный ходъ лишь начиналъ широкое народное гуляніе, которое и считалось главнымъ городскимъ праздникомъ — по-современному, днёмъ города. Болѣе того, въ Керчи онъ совмѣщался съ татарскимъ праздникомъ Хыдырлезъ, который у многихъ кочевыхъ и тюркскихъ народовъ подъ вліяніемъ христіанства былъ связанъ съ почитаніемъ святого Георгія. Неудивительно поэтому, что и селеніе у Георгіевскаго монастыря носило названіе Катырлезъ.
Преподаватель исторіи и географіи Керченской Александровской гимназіи Хрисанѳъ Хрисанѳовичъ Зенкевичъ оставилъ для насъ весьма красочное описаніе этого праздника въ свой книгѣ «Керчь въ прошедшемъ и настоящемъ», изданной въ 1894 году:
«Православное населеніе Керчи и ея окрестностей и вообще сосѣднихъ мѣстъ, празднуя память святого Георгія, ещё наканунѣ праздника стекается въ описываемую пустынь цѣлыми толпами для присутствованія на торжественномъ всенощномъ бдѣніи, а утромъ 23 апрѣля отправляется туда крестнымъ ходомъ во главѣ съ духовенствомъ всѣхъ мѣстныхъ (городскихъ) церквей при пѣніи соединённыхъ церковныхъ хоровъ. Послѣ Божественной литургіи бываетъ водоосвященіе и молебенъ святому Георгію на скалистой горѣ. Гора эта не очень крута, а на сѣверо-востокъ даже отлога, съ вершины ея открывается и городъ съ нѣкоторыми предмѣстьями, и карантинъ, и рейдъ съ судами, живописно приближающимися къ Керченскому порту и удаляющимися отъ него…
Многолюденъ и разнообразенъ бываетъ въ день Св. Георгія Катерлезъ, принимая у себя посѣтителей разныхъ званій, состояній и національностей, стекающихся сюда со всѣхъ сторонъ въ несмѣтномъ количествѣ. Простолюдины, по окончаніи богослуженія, проводятъ время въ различныхъ увеселеніяхъ и остаются здѣсь цѣлый день, а иные и слѣдующіе два дня, если благопріятствуетъ погода. Къ этому дню здѣсь устраиваются временныя рестораціи, отпускающія несчётное количество порцій шашлыковъ — любимаго мѣстнаго весенняго блюда, и палатки съ разными народными лакомствами и напитками. Между палатками въ прежніе годы выдавалась палатка городской думы, въ которой находила пріютъ и гостепріимство такъ называемая чистая публика.
Мѣстные татары, чтущіе святого Георгія, также празднуютъ 23 апрѣля и являются въ Катерлезъ въ своихъ оригинальныхъ національныхъ костюмахъ и предаются здѣсь разнымъ развлеченіямъ: скачкѣ на лошадяхъ, джигитовкѣ, пляскѣ подъ національную музыку и прочему. Скачки устраиваются на городскія средства, причёмъ городская управа ежегодно назначаетъ три приза для лошадей, отличившихся наибольшею быстротой бѣга; призы эти состоятъ обыкновенно изъ золотыхъ часовъ, серебряныхъ кубковъ, персидскихъ ковровъ, самоваровъ фраже и тому подобнаго. Устраиваются также призовыя состязанія и для учениковъ мѣстныхъ народныхъ школъ, состоящія въ бѣганіи взапуски въ мѣшкахъ, въ лазаніи на шесты и прочемъ».
Сегодня, когда государство весьма озабочено возрожденіемъ культуры и вѣры народовъ Крыма, власти практически не удѣляютъ вниманія православію и не предоставляютъ русскому населенію помощи въ возрожденіи его святынь, разрушенныхъ въ періодъ жестокихъ и кровавыхъ антирелигіозныхъ гоненій XX вѣка. Хотѣлось бы надѣяться, что одинъ изъ древнѣйшихъ дѣйствующихъ монастырей Крыма, Катерлезскій Свято-Георгіевскій, будетъ вновь поднятъ изъ руинъ, а праздникъ святого Георгія снова будетъ объединять всѣхъ жителей Керчи внѣ зависимости отъ вѣры и національности.
К. Н. и В. Н. Ходаковскіе, опубликовано изначально въ 2017 году на сайтѣ КерчьИНФО