Найти тему
Шпионские страсти

Дело «Шакалы». Создание группы.

1981-1983 годы

СССР

На одной из очередных встреч агент сообщил, что Касьянов занялся изучением матроса плавкрана Буркова и собирается сделать его своим активным сообщником (начало смотри в публикации «Дело «Шакалы». Инициатор»).

Чем же привлёк к себе внимание Касьянова Евгений Бурков?

Уроженец и житель города Хабаровска, Евгений вырос в рабочей семье, глава которой систематически пьянствовал. В связи с этим между отцом и матерью часто возникали ссоры, свидетелем которых был сын. Естественно, что воспитанию Евгения уделялось мало внимания. Он рос молчаливым и озлобленным, легко поддававшимся влиянию других лиц. Касьянов считал, что такой человек будет предан ему и выполнит все его поручения.

Прельщало его в Буркове и то, что тот во время учёбы в школе критически воспринимал общественные науки и старался, по его собственному выражению, «не поддаваться коммунистической обработке», всячески уклонялся от выполнения общественных поручений. Тогда же он увлёкся конструированием и заметно в этом преуспел. Работая на оборонном предприятии в Хабаровске, Бурков занимался также радиоделом, изготовлением самодельных взрывных устройств. Как и Касьянов, он слушал антисоветские передачи зарубежных радиостанций, проявлял интерес к идеям экстремизма, восхищался способностью итальянской мафии держать в своих руках ключевые позиции в стране, восхвалял фашизм как жёсткую и сильную власть.

Касьянов не ошибся в своих расчётах и сумел за короткое время полностью подчинить себе Буркова и убедить последнего необходимости борьбы (с «рыжымом») путём организации и проведения террора.

Бурков даже первый предложил в день выборов в местные Советы 20 июня 1982 года совершить взрыв самодельной бомбы у помещения избирательного участка.

-2

Военные контрразведчики поставили перед собой задачу не только выяснить их конкретные преступные замыслы, но и установить, не стоит ли за их спиной кто-либо из опытных антисоветчиков. Особый отдел флотилии принял все меры к тому, чтобы своевременно предупредить и пресечь возможные преступные действия проверяемых.

В конце июля 1982 года нам стало известно, что Касьянов и Бурков договорились между собой о совершении террористического акта в отношении руководителей Приморского края. Касьянов предложил использовать для этого винтовку, оборудованную глушителем и оптическим прицелом, а стрельбу открыть с крыши владивостокского кинотеатра «Приморье». Бурков, согласившись с планом Касьянова, в свою очередь заявил, что уже договорился с матросом плавкрана Пннаевым о приобретении у того карабина СКС, и пообещал, что в ближайшее время изготовит к нему оптику.

-3

На Касьянова и Буркова было заведено дело оперативной разработки под кличкой «Шакалы» с окраской «террористический акт».

О характере преступных намерений разрабатываемых и их приметах было информировано Девятое управление КГБ СССР. Третье главное управление КГБ взяло дело на особый контроль.

В дальнейшей работе Особому отделу КГБ по КТОФ постоянно оказывало помощь Третье главное управление и Следственный отдел Комитета госбезопасности СССР, сотрудники которых неоднократно выезжали на место и непосредственно участвовали в подготовке и осуществлении наиболее сложных мероприятий.

Учитывая особую опасность вынашиваемых объектами замыслов и необходимость быстрейшего разоблачения и пресечения их деятельности, для организации и осуществления мероприятий по делу оперативной разработки была создана оперативная группа во главе с начальником Особого отдела КГБ по КТОФ.

Продолжение следует

(Источник: Н. Егоркин, В. Кулаков)