Обычно мы стараемся не выкладывать больших работ и критический статей, посвящённых моим книжкам. Но тут случай особый — пишет удивительно глубокий человек, донская казачка Елизавета Капитоновна Осолодкина, пишет сердечно и точно, и ей… 92 года. При этом такая ясность ума, зрения, совершенно молодое любопытство к мельчайшим деталям истории, литературы, вообще бытия.
Несказанно этим горжусь — таким вниманием.
Если и есть у Советской власти заслуги (а их много, наряду, конечно, и с прегрешениями её) — так это сам факт появления таких читателей, что называется, «из народа». Целая эпоха прошла, а советский читатель всё греет душу, всё спасает, всё помогает.
Поклон, дорогая, родная Елизавета Капитоновна!
Читаем Захара Прилепина
<...>
2023 год. Радость – держать в руках новую работу З.Прилепина. Его масштабные биографии С.Есенина и М.Шолохова – это по сути новый жанр в литературе. Благодаря масштабности, автор способен предложить читателю убедительный в своей полноте фактический материал, получаемый из множества исторических и филологических исследований. При этом фактология сопровождается глубиной и проницательностью авторских суждений, изложенных научно, но с такой личной заинтересованностью, что невольно делает читателя активным собеседником автора, отвечая желанию автора дойти до ума и сердца каждого открывшего книгу.
Думаю, что за создание таких высокохудожественных, научно ценных и востребованных актуальных работ следует присваивать научные степени, ведь было же присвоение диплома почетного доктора философии Лейцигского университета Шолохову М.А. и избрание его действительным членом Академии наук СССР.
Биография М.А.Шолохова названа Прилепиным, на первый взгляд, странно, «Шолохов. Незаконный», а на деле – полемично, броско. Писатель знает, как важно читателю, еще не войдя в книгу, понять, с чем вышел на этот раз автор.
1087 страниц. 17 глав с авторской подсказкой содержания их через заголовки в предисловии. Очень важные для читателя ссылки автора на использованные в работе материалы. Это разделы: «Исторический контекст», 20 исследований жизненного пути и творчества М.А.Шолохова, в том числе переписка Шолохова с И.В.Сталиным и сборник статей «Правда и ложь о М.А.Шолохове» (2004 г.), материалы литературоведения, воспоминания.
З.Н.Прилепин шаг за шагом исследует жизненный и творческий путь М.А,Шолохова, сумев убедительно показать, как достойно жил и как ответственно работал наш современник и как актуально его творчество в XXI веке.
Читающего обстоятельную биографию не посещает усталость, потому что каждая глава звучит по-своему, отличаясь стилистическим рисунком, откликаясь в читателе то сочувствием босоногому казачонку Кузнецову из-за неурядиц в жизни родителей, то восхищаясь его природным даром, мужеством, упорством в достижении целей, выдвигаемых сложным историческим периодом, достоинством в отношениях с властью, огромной любовью к Родине, неизменной человечностью и порядочностью во всех жизненных перипетиях. Переживая вместе с автором трагические обстоятельства, выпавшие в избытке на его долю, поражается читатель его нравственной силе, вере в правду жизни.
Каким же был Шолохов?
Замечательно ответил З.Прилепин: «В созвездии русских гениев… есть нерушимое имя Шолохов… Гений – это нация, воплощенная в одном человеке. Шолохов – гений не только в своей прозе, но и самой судьбе, воплотившей суть русского человека, русского мира, русского бытия». И еще одно важное суждение Захара Николаевича о том, что Шолохов - воплощение русского мифа о справедливости великой славы, приходящей вопреки клевете: он избранник в борьбе с подлостью и низостью мира.
М.А.Шолохов пережил обвинения в оправдании контрреволюции, угрозу ареста, остановку публикации 3-го тома «Тихого Дона». А в 1929 году начали распространяться слухи о плагиате. В ответ он представляет специальной комиссии для ознакомления черновик романа. В «Правде» было опубликовано заявление этой комиссии о бесспорности авторства Шолохова, но обвинения не затихали. Спасает его проницательность Сталина, увидевшего в романе (роман прочитан!) правду и глубину изображения событий в стране и поручившего Ежову разобраться с преследованиями писателя. Сталин с доверием реагирует на письмо в 30 страниц Шолохова с доказательствами злоупотреблений в период коллективизации. Происходит личная встреча Сталина с Щолоховым, а когда в 1940 году «Тихий Дон» был завершен, присуждение Сталинской премии в сто тысяч рублей – огромной в то время суммы, которую Шолохов, добавив сорок тысяч своих накоплений, на второй день Отечественной войны перечислил в фонд обороны.
Отношения Шолохова со Сталиным очень показательны для обеих сторон. Вот уж где Сталин –«русский грузинской национальности», как он о себе говорил, что таким рядовым гражданам, как я, стало известно совсем недавно, но очень обрадовало. Мощный государственно, человечески мудрый, не прощающий лжи и ценящий талант, находящий возможность в тяжелейшее военное время поддержать Шолохова и словом, и делом, и даже посылкой с продуктами для семьи. Сталин в книге З.Прилепина дан, естественно, необъемно, но объективно: в победах и поражениях, в частом недоверии к людям и в огромной вере в советский народ – «братьев и сестер», в его святой борьбе за свою землю.
Очень интересен рассказ дочери Шолохова Светланы – глава 17-я «Над тихой водой», где она объясняет Прилепину причину «беспрецедентного доверия Сталина к Шолохову» - так сформулирован был вопрос: «Сталин ценил отцовскую откровенность. И его бесстрашие. И его талант. И еще Сталин - он же читал все. Отец говорил: «Удивительно, он меня спрашивает о писателе, книга которого только издана – а он ее уже прочитал». Об отношении Шолохова к Сталину можно судить по реакции на смерть Иосифа Виссарионовича, это был тяжелейший удар, видим по содержанию и названию опубликованной в «Правде» в марте 1953 года статьи «Прощай, отец».
С удовольствием вижу, как объективно З.Н.Прилепин участвует в заметной сегодня тенденции возвращения И.В. Сталина в проблемы нашей жизни сегодня. Моя Вам, Захар Николаевич, признательность и уважение – от советского по воспитанию человека.
Так же объективно, доказательно, опираясь на документы и свидетельства разных лиц, пишет в книге ее автор о травле Шолохова, литературными дельцами и завистниками, травле долгой и неотступной, в которой участниками были и такие знаменитости, как К.Симонов, И.Эренбург (главы «Народный», «Месть»). Нужно понимать, что для включения этого материала в полном объеме от Прилепина потребовалось немалое мужество, а он, негодуя и страдая, осознанно пошел на разоблачение участников травли без умолчаний, для восстановления правды, еще и понимая, как много душевных сил было потрачено Шолоховым на то, чтобы сохранить мужество, достоинство и не испачкаться этой грязью.
В 1965 году М.А.Шолохову вручается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон», решение об этом долго и настойчиво продвигалось Советским Союзом. Однако в 1974 году за рубежом возобновляются обвинения Шолохова в плагиате. И кем? Как это ни странно, Солженицыным, высланным в том году из Союза. Ответ страны – награждение писателя в 1980 году орденом Ленина и вторичное присвоение звания Героя Социалистического труда. Родина высоко ценит его творчество, и не только «Тихий Дон», но и «Поднятую целину», «Судьбу человека», «Они сражались за Родину», помнит статьи военного корреспондента Шолохова на Южном и Западном фронтах, в Пруссии и медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», орден Отечественной войны I степени – награды с говорящими о мужестве заголовками. Не теряют своего высочайшего значения статьи: «Обращение к советской молодежи» и «Победа, которой не знала история». Поражает обращение Шолохова к писателям мира в 1983 году, предостерегающе звучащая и сегодня – «Защитим жизнь пока не поздно» (журнал «Иностранная литература»).
На всех этапах жизни М.А.Шолохов отличался мужеством личного участия в исторических событиях, знал правду свершений – через огромные трудности. Всегда видел жизнь такой, какова она есть. И призыв к зарубежным писателям участвовать в защите жизни «пока не поздно» исходит от удивительной наблюдательности, от способности чувствовать «потусторонье», замеченной с детства. Статья 1983 года, но уже тогда очень серьезно великий русский писатель призывал действовать во имя спасения жизни человечества на планете, которая у нас одна.
Потрясение от вхождения в биографию М.А.Шолохова, благодаря художественному таланту З.Н.Прилепина, закрепляется в сознании читателя болью автора, пронзившей заглавие – «Шолохов. Незаконный». Суметь заинтересовать читателя названием произведения дано не каждому автору, но это было и в предыдущих произведениях: в книге о Донбассе, где «черным-черно» и только «некоторые не попадут в ад», и в книге о Есенине с обозначением в заголовке веры в существование вечной жизни через «Обещая «встречу впереди» и одновременно с приглашением читателя к размышлению по проблеме.В названии «Шолохов. Незаконный» есть трагическое сочетание характерного для марксовой диалектики единства противоположностей в их противостоянии, в борьбе. В отличие от долго признаваемой положительности диалектики для развития природы и общественной жизни идеологическое наполнение ее в XXI веке вседозволенностью и мерзостью приводит в ужас. Отвечаем на клевету: Шолохов – наш народный, наш любимый писатель, наш законный гений, наша гордость и слава в веках.
Лучшие писатели мира обычно оставляют одного-двух типичных героев, которые поселяются среди народа, а затем и человечества, становясь нарицательными, например Тарас Бульба Гоголя, Болконский и Наташа Ростова Толстого. А у Шолохова их огромное количество, замечает Прилепин и неожиданно добавляет, что «они грешники», много убивают, зверствуют, что, например, Григорий Мелехов не помнит даже, сколько убил казаков, хохлов, белых и красных. Очень важное затем читаем примечание автора, что этим материалом – пристанищем русофобии, и пользуется антишолоховедение. А мы, читатели, болеем и за него, и за Аксинью, хотя она бывает и чудовищной, готовой убить мужа, с которым венчалась, и за Дарью, взявшую на себя два греха: убийство пленного и самоубийство. Нам их жаль, мы их приняли, благодаря шолоховскому взгляду на них. «Шолохов смотрел на людей – прости, Господи, - взглядом, каким, кажется, смотрит на людей Бог – люди страшные, слабые, беспощадные, но любимые. Оттого, что все еще любящие и жертвующие собой во имя той любви». Это трудное, но интересное суждение З.Н.Прилепина, уходящее в глубокое понимание нравственной силы русского народа.
Только на одном примере покажу, что еще как в народе понимают Шолохова и любят. Моя мама – донская казачка, и в нашей семье Шолохов – это святое, поэтому я чувствую громадную благодарность З.Н.Прилепину за выбор героя масштабной биографии. Я никогда не забуду, как была поражена, когда приехала навестить маму после похорон папы. Она горевала, деля потерю спутника всей жизни с Шолоховым, как с родным человеком: сидела за столом отрешенная от жизни – в холодном доме, со стаканом воды и куском хлеба на столе, а в руках – «Тихий Дон». М.А.Шолохов – народный писатель во всей полноте значения слов: народ – народный.
Перехожу к заключительной попытке анализа художественного мастерства З.Прилепина в разработке оригинальной композиции, продолжу разговор о смысловой знаковости слова, названий произведений, первых и последних их фраз, вызывающих размышления читателя, чувствующего желание автора получить реакцию на авторскую позицию. Кольцевая форма повествования – любимый прием писателя Прилепина, делающий его узнаваемым, да еще и радующим читателя необходимостью своей сопричастности к авторской мысли.
Портреты М.А.Шолохова периода зрелости и детства в начале книги и ухода – обращения героя «в маревный (слово-то какое!) донской воздух и серебро донской воды» в завершении повествования – это творческая композиционная находка автора в ряду других приемов разработки кольцевой формы в повествовании, ярко подтверждающая его правоту в утверждении, что Шолохов – это явление природы, это чудо.
Первый портрет – назовем его определяющим для понимания личности великого русского писателя: «Красивый, спокойный человек с удивительными - внимательными и будто улыбающимися чему-то глазами - слушает». Войти в смысл, хотя и не мгновенно, помогает тире. Эта метафора при всей ее сжатости очень глубока в раскрытии связи человека с целым миром. Улыбается чему-то – улыбается жизни, радуется общению, настроен доброжелательно при абсолютно полном вхождении в этот мир. «Глазами слушает» - потрясающая красотой и глубиной смысла метафора. «Если и скажет, то каждое слово выложит бережно». И далее поразительное сравнение: «И слово покатится по столу, как пасхальное яичко». Сравнение единственное в своем появлении, оно празднично богато и в цвете, и в настроении. «Сознание его было – пчелиные соты». Скрытое сравнение в метафоре переросло из обстоятельства в главный член предложения – сказуемое и вобрало в себя и наблюдения, и неустанный труд осмысления его удивительной памяти. Его предназначение – запоминание жизни, как она есть, при неослабевающем к ней интересе.
Таким он был уже в детстве. Потрясает своей неожиданностью сцена: отец поражен, видя «поразительные, из потусторонья взирающие глаза единственного сына», незаметно слушающего разговор гостей. В авторской находке – неологизме «потусторонье» есть что-то магическое, возникает ощущение неповторимости, редкостности, загадочности мальчика – чуда природы. В двух портретах представлена разновозрастная личность от босоногого мальчика до мужа в расцвете сил. Хочется перечитывать это, по сути, стихотворение в прозе с его самобытным словарем, метафоричностью, художественностью сравнений. А Прилепин завершает кольцевой прием повествования портретом Шолохова в глубокой старости. Последние фразы книги – вторая часть стихотворения в прозе, как мне чувствуется. Был он необычайно щедр и отзывчив, снисходителен, «бережен к миру», любил свою степь всем существом и был – степной человек с крепкими, несуетными руками, только вдруг в поздней старости похудевшими «до серебряной прозрачности». «Словно сам он медленно обращался в маревный донской воздух над степью и в серебро донской воды. И стал ими. Но если хочется услышать тепло шолоховских рук, то вот его земля. Прикоснись – отзовется».
Это последние слова книги. В них особенного внимания требует сказуемое «бережен к миру». В моем восприятии речь идет о нравственных ценностях человечества, которые будут определять жизнь человека планеты только при их сбережении. Я люблю это слово, и хотелось бы видеть его в формулировке национальной идеи России – сбережение народа. Размышления требует и неологизм автора (мне слово не встречалось) – «маревный». Марево – это мираж, призрак. Какой образ возникает в невероятной способности Прилепина увидеть превращение старого человека в природное явление, то есть в вечность? Это возвращение человека – части природы, в ее воздух, в серебро донской воды, дающих природе жизнь. Мне кажется, что есть и продолжение этой мысли автора – в шолоховском рукопожатии, которое можно почувствовать, прикоснувшись к его земле, частью которой он стал. Через рукопожатие передает Прилепин главное в Шолохове – его человеколюбие.
О чем, предположим, хотел сказать З.Н.Прилепин, завершая самую талантливую частью композиции – последнее кольцо, воспринимаемое, например, мною, как стихотворение в прозе, демонстрирующее внутреннюю, органическую связь периодов жизни героя в покоряющей читателя поэтической интонации звучания текста. Наверно, это предложение поразмышлять стало непременным условием общения с читателем, поразмышлять о своих земных корнях, найти, за что поблагодарить родную землю, и позаботиться обо всем живом на ней.
К вопросу о размышлениях читателя: А он уже и сам начинает искать в работах З.Н..Прилепина повод призадуматься, потому что писатель ему интересен своим огромным багажом знания жизни, своей духовностью и профессионализмом.
Читать З.Н.Прилепина очень интересно, от чтения того, что достоверно и написано ярко, ответственно перед истиной и воздействием на читателя, оторваться до того трудно, что нередко среди ночи просыпаешься и читаешь, читаешь. Сложные времена, интенсивность событий, фантастическое число знакомых и незнакомых имен. Интересно бы поинтересоваться их числом.
Творчество Прилепина надо изучать. Изучать – значит понять многое в истории страны, немалое уточнить в своих знаниях и представлениях, обязательно найти сопряжение своей семьи с жизнью страны. Все это выльется в обогащение своего ума, своей души, в совершенствование своей личности – и для себя, и для других.
В добрый путь, друзья Захара Николаевича Прилепина.