Учителя не любят, когда к ним без приглашения приходит на уроки администрация школы. Здесь в первую очередь играет роль психологический фактор. Мало кому понравиться, когда их работу начинают контролировать и оценивать.
Но одно дело, когда приходят на уроки ко всем учителям и по утвержденному графику в рамках внутришкольного контроля. Другое дело, когда посещение уроков используется как средство психологического давления и запугивания неугодных учителей, которые добросовестно выполняют свои обязанности. Именно эту ситуацию мы рассмотрим в данной статье.
Как подготовиться к посещению уроков? Давайте разбираться!
Во-первых, учителя должны знать, что на законодательном уровне посещение уроков никак не регламентировано! А это значит, что нужно обращаться к локальным актам конкретно вашей школы. Поэтому, прежде чем вступать в спор с завучем, который предупредил вас за час, что придет к вам на следующий урок, ознакомьтесь с локальным актом. В одной школе может быть прописано требование предупредить вас за 15 минут, в другой школе за день, а где-то могут прийти фактически без предупреждения.
Во-вторых, «вечный» вопрос об обязательности планов-конспектов урока (технологическая карта урока) на законодательном уровне тоже не решен. Ответ на этот вопрос у каждой школы свой. Где-то он обязателен на каждом уроке и администрация имеет право его затребовать, а где-то он даже не упоминается в локальных актах. Рекомендуем также проверить обязанность наличия плана-конспекта урока в вашей должностной инструкции.
Основанием для внепланового посещения урока обычно являются возникшие чрезвычайные обстоятельства (в том числе жалобы учащихся, родителей).
Если таковых нет, то посещение уроков администрация может оправдать различными видами контроля. К вам могут прийти по следующим основаниям:
- контроль соблюдения законодательства в сфере общего образования;
- обеспечение качества образования;
- контроль освоения учащимися основных общеобразовательных программ, выполнение требований ФГОС к уровню подготовки;
- контроль выполнения учебных программ по предмету;
- контроль подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
В основе проверок лежит письмо Министерство образования Российской Федерации от 7 февраля 2001 года N 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений». Учителям рекомендуем с ним ознакомиться.
Как чаще всего происходит запугивание учителей после посещения уроков?
В большинстве случаев всё происходит по одному сценарию. Администрация школы после анализа урока делает вывод – учитель не владеет методикой преподавания предмета.
На чём основан такой вывод? Чаще всего на необоснованных придирках (напомню, что мы разбираем случаи добросовестных учителей). Завучу кажется, что в такой-то момент урока учитель должен был сделать не так, а по-другому. Почему? Потому что ему (завучу) так показалось, и он решил прицепиться к этому.
Что может ответить учитель?
Во-первых, в вопросе методики преподавания учителей отлично защищает статья 47 Федерального закона «Об образовании в РФ». В данной статье указано, что учитель имеет право на «свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания», а также на «свободу от вмешательства в профессиональную деятельность».
Если ваша методика преподавания педагогически обоснована, то никто не имеет права запрещать вам ее использовать.
Во-вторых, «право на творческую инициативу» даёт возможность учителям менять старую, закостенелую методику, вносить новшества, соответствующие духу времени.
И самое главное, привлечь учителя к дисциплинарной ответственности за «неправильную» методику преподавания практически невозможно, если урок соответствует рабочей программе учителя и требованиям ФГОС. Почему? Привлечение работника к дисциплинарной ответственности возможно только за совершение проступка (т.е. должен быть нарушен конкретный закон или локальный акт школы). Методика преподавания в законах не прописывается.
И здесь мы подошли к самому важному моменту. А что может нарушить даже добросовестный учитель, проводя урок?
Автор данной статьи работал в школе не только учителем. Несколько лет был методистом с обязанностью посещать 180 уроков учителей в год. Плюс высшее юридическое образование давало возможность более детально анализировать правовые вопросы, связанные с педагогической деятельностью.
И как ни странно это звучит, но чаще всего учителя, которые прекрасно владеют методикой и проводят интереснейшие уроки, не соблюдают СанПиН.
Приводим самый часто встречающийся пример: весь урок (45 минут) работает интерактивная доска. Хотя продолжительность использования данного электронного средства обучения на уроке в 4 – 11 классах равна 30 минут (Таблица 6.8. в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»).
Другой пример: учитель технологии провел интересный урок. Дети были в восторге. Но почти половина учащихся работала не в спецодежде. А это нарушение п.3.4.17. Санитарных правил СП 2.4.3648-20.
При повторных случаях учителя могут привлечь уже к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, при проведении уроков учитель должен не только знать свой предмет, не только владеть методикой преподавания и применять знания по возрастной психологии, но и следить за соблюдением законодательства в сфере образования.
Рекомендации учителям:
1. Изучите локальный акт школы, регламентирующий посещение уроков.
2. Урок должен соответствовать требованиям ФГОС.
3. Урок должен соответствовать вашей рабочей программе.
4. Проводя урок, соблюдайте нормы СанПиН 1.2.3685-21 и Санитарных правил СП 2.4.3648-20.
5. Запишите свой урок на диктофон или видеокамеру, если уверены в предвзятом анализе урока со стороны администрации школы.
Если статья оказалась полезной для вас - поставьте лайк! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Внимание!!! Если Вы не знаете:
1. Как разрешить конфликтную ситуацию с администрацией школы или родителями учащегося?
2. Как защитить свои трудовые права?
3. Как сделать перерасчет зарплаты в соответствии с Постановлением Конституционного суда от 23.09.2024 года?
У нас есть возможность платной юридической онлайн-консультации. Консультацию проводит юрист с опытом работы в школе! Стоимость - 1000 рублей. Оплата производится после консультации. Вы можете выбрать время с 12:00 до 23:00 по московскому времени. Для этого направьте заявку с описанием ситуации в свободной форме на нашу почту jurist-help-school@yandex.ru
Всегда готовы Вам помочь!