Легенда? Ну... пожалуй да!
Несколько лет назад я познакомился с американцем российского происхождения Джеймсом Бочаровым.
Первым вопросом, который он мне задал при знакомстве, причем самым утвердительным тоном, не допускающим отрицательного ответа:" Вы меня конечно узнали? Я Джеймс Бочаров!"
Прикольная ковбойская шляпа с множеством значков, футболка, по количеству эмблем рыболовных фирм мало уступающая моей "клубной" жилетке, традиционная американская улыбка на 48 зубов, при очень своеобразной внешности, конечно делают его ярким и незабываемым, и если бы я хоть раз видел его до этого, я б конечно запомнил. Но моё честное и откровенное "Нет!" тоже не поколебало его оптимизма и уверенности в своей мировой славе. И , действительно, общаясь позже с друзьями, посещающими рыболовные выставки, я с удивлением узнал, что Джеймс - фигура очень известная в околорыболовных кругах, причем не только деятельностью, заключающейся в продаже своих "гениальных изобретений" (рыбочисток, дозаторов для опарышей и тому подобной мелочевке, которая вроде как и не влияет непосредственно на процесс рыбалки, но делает его комфортнее), но и продвиженческим энтузиазмом, с которым он это делает.
Тогда я немного посмеялся про себя, глядя на уверенного в своей мировой славе пожилого чудака, с сильным акцентом говорящего по русски, дал "добро" на его публикации на сайте Питерского клуба рыбаков (ПКР), и... получил на сайте новую головную боль. Объект шуток, причем не всегда позитивных и добрых, и в то же время автора, печатающего свои полуграмотные в (прямом смысле, из-за утраты языковых навыков) тексты, при этом остающегося крайне позитивным и к читателям, и к критикам, и к самому себе.
Прошло время, и сейчас Джеймс стал одним из заметных участников форумного общения, хоть по прежнему часто вызывает улыбку своим неукротимым продвижением гениальных но простых изобретений. У него появились свои почитатели, а слова "подрыбок", "соудочники" , "бесчешуйник", "всеразрезатаель", "полавливать" и многие другие прочно вошли в сленг постоянных читателей.
Не смотря на заочное знакомство (единственную давнюю живую встречу полноценным очным знакомством я не назову) , по рыбалке мы практически не пересекались. Тем более, что процентов 80 доковидного времени он проводил в Америке и поездках по миру. Потом был год ковидной изоляции (который он клянет, поскольку это не только мешало его рыбацким планам, но и нанесло серьезный удра по бизнесу, сломав налаженные производственно-сбытовые отношения). И вот наконец, ковид отступил, и Джеймс снова в России, в турне по выставкам со своими приблудами (ну не поднимется у меня рука всерьез считать рыбочистки и ножницы изобретениями), да и сам Джеймс похоже к ним относится с большим юмором, что отражается например и в названиях. "Рыбочистка Джеймса Бочарова Тру-ля-ля", согласитесь звучит далеко не академически-кухонно.
Впрочем, читатель может подумать, что я рекламирую его товары. Нет! Я рассказываю о человеке, который меня очень сильно впечатлил. Он действительно тяжело болен рыбалкой. Можно сказать - на всю голову. И этот диагноз нас с ним сближает, и делает общение интересным. А сам Джеймс, по крайней мере для меня, выглядит вполне себе легендарной личностью.
Вот такая преамбула к истории вчерашней рыбалки на Сестрорецкой Шипучке, короткое видео с которой я выложил перед этим блогом.
Рыбалка
Если бы ФСБ у нас работала нормально, то эта рыбалка скорей всего не состоялась. Не по причинам устранения "вражеского шпиёна Джеймса", а гораздо прозаичней. Я собирался этой весной поездить на рыбалку в погранзону под Выборгом, там и народу поменьше, и рыба не так выбита, следовательно крупнее и интереснее. Но, увы, заказанный в погрануправлении еще 3 апреля пропуск по состоянию на сегодня так и не дошел до меня. А в доступности "безлошадной" рыбалки не так много мест, куда сейчас интересно поехать. На Черную я уже накатался, да и стоять в толпе мне не хотелось, на той небольшой речке, где ловил ельца - он уже прошел, и пока ловить нечего, Морья, Гороховка, Коваши - далеко и требуют машину. А тут в Блогах на ПКР Джеймс выкладывает вполне достойных окуней, пойманных в Сестрорецке.
Ну что ж, собрался, взял на всякий случай аж 2 спиннинга, ультралайт и лайт, и отправился в путь на перекладных. Утро встретило совсем не майской погодой.
Свежевыпавший снег , ветерок под 10 м/с, все говорило о том, что может быть стоит еще денек посидеть дома? Но четыре дня без рыбалки это уже перебор. Тем более, что на березе активно полез лист, а это верное время нерестовых ажиотажей окуня и плотвы.
К тому же на сайте ПКР списался с Джеймсом, и он обещал быть на Шипучке примерно с 12. А мне было интересно посмотреть на его ловлю не меньше, чем половить самому.
Приезд на реку сразу показал, что хорошей азартной рыбалки не будет. Если рыба "идет", то здесь, как и на Черной, не протолкнуться, а тут берег встретил меня просто показательной пустотой.
Единственный замеченный рыбак (точнее рыбачка) никак не ассоциировался с Джеймсом , поскольку из-под шапки торчал хвост длинных рыжих волос. А на смену гендера Джеймс врядли подпишется. Он хоть и "американец", но наш, советской закалки.
Впрочем по мере приближения к верхнему мосту, народ все же появился. На мосту привычно и меланхолично цедили впустую воду паучатники, на берегу секли спиннингами реку парочка моих коллег по увлечению, и в самом конце, за парой спиннингистов приютилась пока еще не очень известная широкому кругу рыбаков Легенда.
Я не был уверен, что это искомый Джеймс, поэтому для выявления истинной сущности пожилого рыбака, лицо которого было скрыто высоко поднятым капюшоном теплой куртки, а поприветствовал коллегу на ломаном американском: "Хай! Ха ва ю?" На что получил вполне адекватный "Итс Окей! " И дальше беседа продолжалась уже на родном языке российских рыбаков. Джеймс, хоть и американец, но в душе все тот же Женя Бочаров, что как и я вырос на Петропавловке, Ушаковском мосту и других известных каждому старому рыбаку-Ленинградцу местах.
Для окончательной идентификации Джеймс извлек, как огромную визитную карточку, свою фирменную американскую улыбку, и к ней присовокупил еще и рыбочистку своего имени.
Да, теперь точно - Джеймс!!!
Честно говоря, я ожидал увидеть какой-нибудь триумф навороченных снастей. Но все скромно, по нашему, по-пенсионерски. И в то же время, как показала практика и анализ - все очень продумано.
Если кто то не видел ролик, то не сразу поймет, в чем прикол. Вроде сидит дядька с обычной удочкой. Но! Дело в том, что он сочетает в одной снасти несколько видов ловли, оптимизируя их под конкретное место. На самом то деле в этом и есть высокий класс рыбака. Сделать так, что б ловилось то, что ты хочешь поймать и именно в этом месте.
Для тех, кто не в теме рассказываю подробно.
Место не простое. На Шипучке довольно сильное течение, которое позволяет почти везде ловить в активную проводку или проводку с придержкой. Но в условиях большого количества рыбаков это чревато короткими проводками или частыми запутываниями. Плюс - на течении рыба проходная, штучная. Джеймс же застолбил место, на котором, благодаря окружающему рельефу есть кусок достаточно сильной и протяженной обратки, где рыба, даже проходная, имеет тенденцию отдыхать и отстаиваться, группируясь в стаи. То есть это в принципе перспективное место само по себе.
Активная рыба чаще всего выходит питаться на границу струи и обратки, именно там скапливается большинство продуктов питания, которые и на прямом и на обратном течении уносятся довольно быстро, а на границе - задерживаются. Причем граница эта не носит постоянный характер, а в зависимости от силы течения, гуляет чуть ближе-чуть дальше от берега. Поэтому важно удержать приманку в очень тонкой зоне. При этом манипулировать легкой снастью проще с удилищем максимальной длины.
А снасть, понятное дело, чем легче, тем эффективнее.Поэтому снасть - одна мормышка и легчайший поплавок, выступающий скорее в роли индикатора глубины, чем поклевки. поклевка оценивается по кончику удилища. Из-за достаточно низких веток, использовать длинное удилище в качестве простого махового нельзя. Вот Джеймс и рыбачит как на штекерную удочку, то есть вынимая рыбу при поклевке через откат удилища назад, без подъема. А еще, поскольку снасть состоит из одной мормышки, то он ей постоянно играет, как на кивковой удочке.
Кто-то спросит, а зачем все же поплавок? А дело в том, что положение мормышки в толще воды не отследить по кончику достаточно длинного удилища. Это зимой у лунки, нащупав через чувствительный кивок дно, мы можем достаточно точно регулировать подъем мормышки и ее положение в горизонте лова вручную. А здесь это не отследить. Можно конечно опустить мормышку на дно, и ждать, что ее найдет какая-то рыба, которой в выбранном месте достаточно. Но, дело в том, что на дне изобилие мелкого окуня, который не нужен, и не представляет интереса. Крупный, как часто бывает, держится выше.Точно выставленная глубина позволяет по поплавку определять нахождение мормышки относительно дна, и играть ею, поднимая и поплавок, естественно, и именно поэтому он должен быть как можно легче, что б не затруднять игру.
Если не принимать во внимание все написанное выше, то лов снастью на которую ловит Джеймс может на первый, и даже второй и все последующие взгляды, показаться совершенно несуразной. Длинная, семиметровая удочка с дешевой проводочной катушкой , которую я по традиции СССР называю "за 90 копеек", поплавок, который не поплавок, короткий отпуск лески, с которым кажется очень неудобным вываживать рыбу. Но, то то и оно, что для данного места это оптимальный комплект. А то, что под разные приманки Джеймс меняет разные мормышки, и использует далеко не дешевый вольфрам, это уже постороннему наблюдателю просто будет не заметно.
Вот пожалуй весь "сеанс разоблачения".
Еще один важный момент, говорящий о настоящей увлеченности и вдумчивости Джеймса, как рыбака. Клев был мягко говоря никакой. То есть можно было бы более-менее успешно ловить нано окуней, но он от них кк раз отстроился к моему приходу подбором глубины и наживки. Крупные окуни не клевали. Но вот он заметил, что стоящий неподалеку рыбак вытащил (вроде бы) окуня существенно покрупнее. Он тут же пошел спрашивать, что и как. Вот эта черта отличает настоящего рыбака, всегда готового подметить и узнать что-то новое, от абсолютного большинства "людей с удочкой", действующих по принципу "чего думать, трясти надо".
Оказалось, что сосед поймал такого же мелкого окуня, который почему то просто показался крупнее. Но все равно, сходил - поговорил-получил информацию.
А погода конечно над нами издевалась по полной. То начинался град, то снег, то дождь. Перемежалось это более-менее светлыми окнами. Благо экипировка позволяла выдерживать эти капризы природы, без ущерба для здоровья. Хотя иногда Джеймс смотрелся очень "превозмогательно"
Но никакие катаклизмы не сбивали Джеймса с позитивного настроя. Он травил байки из советской жизни, из американской рыбалки, из своего международного бизнеса.
Уезжал из СССР он в 87 году, до этого был по простому говоря "цеховиком", занимался по сути тем же что и сейчас, ловил рыбу, и продавал мелкие рыболовные девайсы. Только в СССР это не приветствовалось. На момент отъезда из страны пришлось бросать уже налаженный бизнес по ... производству мормышек. "На меня паяли мормышки 200 человек..." мечтательно вспоминает Джеймс.
Рассказал и о том, как в восьмидесятых готовил себе нелегальный переход через границу, и только новость о том, что Горбачев начал выпускать за рубеж, остановила его от этого рискованного шага.
Лились истории о рыбалке на американского карпа, которого там сами американцы не едят, о способах привлечения крупных самок басса на соревнованиях в Америке , о ловле лосося, и о том, как в Америке поставлено его воспроизводство. И при этом он в промежутки хорошей погоды еще и умудрялся ловить окушков. И даже продемонстрировал мне чудесное действие "всеразрезателя" (кстати тоже "Джеймс тру-ля-ля")
За разговорами, как-то и я умудрился поймать рыбеху.
Но, честно говоря, рыба в этот день была далеко не главной. Мы вспоминали любимые места рыбалки в Питере и окрестностях. И если на Петропавловке мы разбежались во времени сильно, то не удивлюсь, если стояли в одной толпе лещатников в белые ночи на Ушаковском мосту. И в разговорах я видел то молодого неугомонного Женьку Бочарова, то седого, но такого же неуемного , фонтанирующего позитивом "американца" Джеймса.
В ностальгии, шутках, и редких поклевках мы пересидели очередной заряд града, припорошивший прилично все вокруг.
К шести вечера уже практически все и без того редкие рыбаки, ушли с речки. И потихоньку стали собираться по домам и мы.
В автобусе, чуть отогревшись, Джеймс продолжил жечь сердца пассажиров песнями про бесчешуйник и ковид. И это все на трезвую голову. Сколько кипучей жизненной энергии, сколько сил и любви к жизни!
Может конечно Джеймс еще не легенда. Легенды редко бывают живыми рядом с нами. Но пусть этот маленький рассказ послужит еще одним кирпичиком в его "легендарность", ей богу, он этого заслуживает.
И в дар ему , человеку разделившему со мной этот не по майски холодный снежный день, и поднявшему настроение наверное еще минимум на день, я посвящу это маленькое рекламное фото. Увидите такой "Бесчешуйник тру-ля-ля"- улыбнитесь!!!