Данный пост вышел раннее на других платформах до существования аккаунта на Дзене. Информация, написанная здесь актуальна на момент выхода поста в Телеграме, ссылка на который есть в конце статьи.
Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.
Калмыки при обладании достаточно большой республикой, являются довольно небольшим народом, по сравнению со своими соседями. Всего в России проживает 183372 калмыка, из них 162740 проживает в Калмыкии и 6624 — в Астраханской области (общая доля 92%, прямо как у Ингушей). Вот как это выглядит:
Сразу обозначу, дабы никто не вглядывался, если вдруг захочет — южнее Калмыкии калмыков нет. Ни одного сельского поселения с мизерной долей в 1%, чего я не ожидал, подумывая хотя бы о парочке таких в Ставропольском крае. В Ростовской области такое сельское поселение одно, от исторического наследия донских калмыков советская власть избавилась очень давно. Зато в Волгоградской области на пограничной территории присутствие калмыков достаточно велико.
Что же касается Астраханской области, тут всё менее однозначно. При образовании Калмыкии, её территория была больше — Лиманский район был одним из её улусов под названием Долбанский. Также в состав Калмыкии входила часть Наримановского района под названием Приволжский улус. В этой ситуации калмыки также породнились с ингушами, ибо после реабилитации народов, территориальную реабилитацию калмыки получили также не до конца. И также многие из калмыков вернулись и туда, однако сегодня их доля остаётся несущественной, доля калмыков в Лиманском районе составляет чуть менее 10% и не составляют большинство ни в одном из населённых пунктов. Больше всего калмыков проглядывается в Камышловском сельском поселении — 30%.
При этом, калмыки так рьяно возвращение территорий не отстаивают. Есть ситуативные заявления, касающиеся возвращения территорий, на которых расположены культурные сооружения вроде буддийского храма в Харабалинском районе Астраханской области. Но подобные вопросы всегда обречены на провал, особенно в таком контексте — чтобы присоединить ту территорию, нужно либо создавать анклав, либо прокладывать такой же аппендикс, как Цаган-Аман на северо-востоке Калмыкии. Можно конечно номинально присоединить эту территорию без прямого транспортного сообщения и создать его в дальнейшем. Или ничего не делать, вариантов может быть много.
Вот в чём уже отличаются калмыки от вышеупомянутых ингушей, так это в культурной составляющей. Калмыцский язык знает менее половины калмыков, что означает, что в столице и крупных населённых пунктах он скорее всего почти не используется, поскольку одно дело знать язык, а другое дело — реально говорить на нём хоть где-нибудь. Думаю, такое положение вещей связано с общей национальной пассивностью. Но основной толчок по исследованиям ЮНЕСКО произошёл именно после серии сталинских депортаций и геноцидов, одна из которых пришлась на калмыков. В Калмыкии действуют 4 национальных детских сада, 10 национальных школ и гимназий, где до 8 класса часы калмыцкого языка — 4, после — 3 часа в неделю, что конечно же на такую большую республику полный кошмар.
Что касается культурного вопроса, то это вопрос контекста. Как и язык, культурные традиции у самих калмыков начинают уходить на десятый план. Чего не скажешь об общем росте интереса к Калмыкии (в первую очередь — Элисты), как европейского центра буддизма. После распада СССР религиозные оковы спали, и Элиста из типичного советского городка превратилась местами в уникальный для европейской России город. Хоть и большинство объектов построены только в 90-00-х и исторического наследия в них пока нет — на это всё равно приятно полюбоваться.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.
Спасибо