Найти тему
МузАртМедиа | MusicArtMedia

Сергей Дягилев в Риме. Часть 2

Продолжая разговор о римском дягилевском сезоне 1917 года, заметим, что сценическая версия «Фейерверка» Стравинского – не единственная интрига того апрельского вечера.

Леон Бакст - Эскиз декораций к балету
Леон Бакст - Эскиз декораций к балету

Еще одним невероятным сплетением творческих нитей был балет «Женщины в хорошем настроении», объединивший имена драматурга Гольдони, композитора Скарлатти, хореографа Мясина и художника Бакста. И, конечно, маэстро Дягилева. Дягилева, который отверг эскиз Бакста, как слишком (внимание!) новаторский, и потребовал другой!

Позвольте, скажете вы, Дягилев, стремившийся ко всему нестандартному, отказывается от новаторской пряности в оформлении?! В контексте футуристических опытов такой поворот выглядит более чем странно. Каприз своенравного руководителя? Но нет! Это – не что иное, как ярчайшее проявление вечной дягилевской игры с публикой, игры, которую можно определить словами самого Дягилева, адресованными Жану Кокто:

«Удиви меня!»

И конечно, вызов. И конечно, эпатаж.

Дягилев на неоконченном портрете В. Серова (1904)
Дягилев на неоконченном портрете В. Серова (1904)

Внешняя выдержанность атмосферы галантного века – костюмы, оформление, музыка. И только странная гипертрофированность некоторых обычных деталей намекает на какой-то скрытый подвох. Смутное ощущение того, что что-то сейчас пойдет не совсем так, как ожидается, полностью оправдано.

Хореографическое решение может поспорить с самыми современными постановками нашего времени. Девиз этого балета – симультанность. Одновременное действие в разных частях сцены, существование самого тела танцора одновременно в разных эстетических системах…

Тамара Карсавина и Леонид Мясин в постановке балета "Женщины в хорошем настроении"
Тамара Карсавина и Леонид Мясин в постановке балета "Женщины в хорошем настроении"

Не забываем, что над всем этим стоит Дягилев. И он не был бы собой, если бы все происходящее в тот вечер не складывалось в единый спектакль. Зритель, попадающий в дягилевский театр, становится соучастником единого действа, начинающегося не в минуту поднятия занавеса, а с момента, когда нога переступает порог. Причем практически никто из присутствующих не воспринимает это единое полотно, созданное кистью дягилевской энергии; они видят цвета и формы, точки и линии, череду ярких замыслов, идей…. Вся прелесть и ирония состоит в том, что увидеть целое можно только на расстоянии, – расстоянии, имя которому – время.

Насладитесь этой прекрасной музыкой, впервые прозвучавшей в дягилевской антрепризе в 1917 году!

Продолжение следует...