Въ день великомученика Георгія Побѣдоносца, особо почитаемаго раннехристіанскаго святого, въ Керчи состоялся крестный ходъ отъ древняго городского собора Іоанна Предтечи въ Катерлезскій Свято-Георгіевскій женскій монастырь. Ежегодно путь, протяжённостью почти 8 километровъ, пѣшимъ ходомъ преодолѣваютъ сотни вѣрующихъ во главѣ съ сонмомъ православнаго духовенства. А съ 2013 года, когда въ Восточномъ Крыму появилась собственная епархія, крестный ходъ уже въ третій разъ возглавляетъ 75-лѣтній митрополитъ Феодосійскій и Керченскій Платонъ, подавая примѣръ своей паствѣ.
Шествіе началось въ 12:30 послѣ пасхальныхъ молитвословій у Предтеченскаго храма. Поднявъ хоругви, флаги съ изображеніемъ Георгія Побѣдоносца, и съ иконами въ рукахъ, крестоходцы отправились въ путь подъ благовѣстъ церковныхъ колоколовъ.
Прослѣдовавъ съ эскортомъ полиціи по центральной улицѣ съ пѣніемъ пасхальнаго тропаря, славословій покровителю города Георгію Побѣдоносцу и привѣтствіемъ «Христосъ воскресе!», крестный ходъ вышелъ къ поклонному кресту-звонницѣ въ честь апостола Андрея Первозваннаго, принесшаго христіанство на русскую землю и проповѣдовавшаго въ античномъ Боспорѣ.
Выйдя затѣмъ въ предмѣстья Керчи, православные сдѣлали остановку у меморіала на братской могилѣ солдатъ Великой Отечественной войны въ деревнѣ Катерлезъ (Войково). Здѣсь митрополитъ со священниками совершили краткую поминальную литію о воинахъ, сложившихъ головы за русское отечество.
Наконецъ въ 14:30 крестный ходъ подошелъ къ Катерлезскому монастырю, гдѣ уже совершилось торжественное богослуженіе въ честь престольнаго праздника. Игуменья Ѳеодосія, нѣсколько священнослужителей и прихожане встрѣтили крестный ходъ и привѣтствовали владыку хлѣбомъ-солью.
Участники шествія поднялись на холмъ, именуемый горой Святого Георгія, гдѣ до установленія совѣтской власти находился процвѣтающій монастырь, а нынѣ — пустырь съ однимъ лишь осколкомъ древняго камня, на которомъ по преданію было явленіе Георгія Побѣдоносца, да высокимъ металлическимъ крестомъ на мѣстѣ утраченнаго храма.
У этой святыни духовенство отслужило водосвятный молебенъ святому, затѣмъ вѣрующіе взяли благословеніе у митрополита Платона, подкрѣпились предложеннымъ угощеніемъ въ видѣ пирожковъ и компота и съ добрыми чувствами отправились въ свои дома на заранѣе подготовленныхъ автобусахъ. Священнослужители и нѣкоторые приглашённые остались въ монастырѣ на праздничную трапезу.
Въ царской Россіи этотъ день отмѣчался въ Керчи особенно торжественно и являлся своеобразнымъ днёмъ города: со всѣхъ окрестныхъ селеній 23 апрѣля по старому стилю православные и множество иновѣрцевъ стекались въ Катерлезъ, гдѣ послѣ завершенія крестнаго хода и церковныхъ торжествъ проходили большія народныя гулянія, ярмарка и сельскохозяйственная выставка, организуемыя городскими властями. Въ этотъ день гора была усѣяна палатками съ различными кушаньями, лакомствами и товарами, татары готовили шашлыкъ и чебуреки, стояли карусели и множество аттракціоновъ — вся доселѣ тихая загородная округа наполнялась весельемъ. А полиція строго слѣдила за соблюденіемъ порядка. Главнымъ же развлеченіемъ были лошадиныя скачки съ цѣнными призами, для чего устраивался временный ипподромъ и устанавливались трибуны для публики. Лучшіе наѣздники Крыма и Тамани собирались въ этотъ день, чтобы показать своё мастерство и испытать волю къ побѣдѣ.
Къ сожалѣнію, сегодня городскія власти не обращаютъ никакого вниманія на этотъ особый для Керчи христіанскій праздникъ, имѣющій болѣе чѣмъ двухсотлѣтнюю исторію. Это самая древняя въ Крыму живая традиція ежегодныхъ крестныхъ ходовъ, прерванная лишь на нѣсколько десятилѣтій въ совѣтское время. При этомъ мусульманамъ въ рамкахъ особыхъ государственныхъ программъ оказывается большая помощь въ проведеніи національно-религіозныхъ праздниковъ.
Исторія праздника и святой обители
Одно изъ наиболѣе раннихъ свидѣтельствъ о монастырѣ въ деревнѣ Катерлезъ принадлежитъ перу священника ѳеодосійскаго собора отца Иліи, который по порученію архіепископа Екатеринославскаго, Херсонскаго и Таврическаго Гавріила составилъ въ 1832 году краткое описаніе древнихъ греческихъ православныхъ церквей Тавриды. Согласно этимъ даннымъ, на невысокомъ холмѣ въ селеніи Катерлезъ прежде существовалъ монастырь во имя великомученика Георгія Побѣдоносца, отъ котораго къ тому времени не сохранилось никакихъ вещественныхъ признаковъ за исключеніемъ текущаго среди солончаковъ источника на удивленіе чистой и сладкой воды. Отецъ Илія также записалъ свидѣтельство старожилъ о бывшемъ на холмѣ явленіи Георгія Побѣдоносца во всёмъ бранномъ одѣяніи.
Этотъ монастырь пересталъ существовать въ ходѣ русско-турецкой войны 1768–1774 годовъ. Когда боевыя дѣйствія развернулись на территоріи Крымскаго ханства, турецкими войсками, ожесточенными противъ христіанъ, были во множествѣ подвержены разрушенію греческія и армянскія церкви, о которыхъ спустя десятилѣтія уже не оставалось почти никакихъ матеріальныхъ свидѣтельствъ. Татары нѣсколько разъ покушались на жизнь самого митрополита Готфо-Кеѳайской епархіи Игнатія, отъ скорбной участи котораго спасло лишь заступничество хана Девлета IV Гирея, хотя и небезвозмездное. Насколько цѣнной была жизнь простыхъ христіанъ въ это время, говорить не приходится. Греческій Катерлезскій монастырь вполнѣ могъ быть разорёнъ мусульманами до занятія въ 1771 году войсками подъ командованіемъ князя Ѳедора Ѳедоровича Щербатова крѣпостей Керчи и Еникале, въ которыхъ съ тѣхъ поръ пребывалъ русскій гарнизонъ.
Подробное описаніе чуда явленія Георгія Побѣдоносца составлено въ 1860 году и записано со словъ старожиловъ Катерлеза изъ числа потомковъ грековъ, не пожелавшихъ переселяться въ 1878 году изъ Крыма въ районъ нынѣшняго Мелитополя: 80-лѣтняго Авксентія Митилино и братьевъ Ѳедора и Димитрія Кациковъ:
«Спустя лѣтъ пять по освобожденіи Крыма изъ-подъ зависимости Турціи, когда оставшіеся на жительствѣ въ Катерлезѣ греки, бывшіе здѣсь и во время турецкаго владѣнія, послѣ угнетенія, нѣсколько оправились и обзавелись хозяйствомъ, одинъ изъ нихъ, имѣя достаточное количество овецъ, для присмотра и пастьбы ихъ договорилъ чебана (пастуха), грека же, человѣка набожнаго. Чебанъ этотъ, пася овецъ утромъ и вечеромъ вблизи горы, слывшей по преданію горою Святого Георгія, часто всходилъ туда молиться Богу. Въ 23-й день апрѣля, утромъ, пригнавъ овецъ къ тому мѣсту, онъ по обыкновенію сталъ всходить на гору для молитвы, какъ вдругъ на камнѣ представился взору его молодой, въ видѣ воина, всадникъ на бѣломъ конѣ. Смутился чебанъ при этомъ видѣніи: онъ задрожалъ и въ ужасномъ страхѣ оставался неподвиженъ на мѣстѣ, пока видѣніе, на которое онъ съ трудомъ могъ смотрѣть, не скрылось. О событіи этомъ онъ въ то время не сказалъ никому.
На другой годъ, въ тотъ же самый день, и на томъ же самомъ мѣстѣ, чебанъ опять видѣлъ такого же всадника на бѣломъ конѣ, и тогда ужъ рѣшился объявить объ этомъ нѣкоторымъ старикамъ Катерлеза, которые посовѣтовали ему дать имъ знать, если бы случилось ему ещё когда-либо замѣтить это видѣніе. На третій годъ не одинъ чебанъ, но и призванные имъ изъ Катерлеза три старца удостоились видѣть явленіе на той же горѣ и въ то же самое время; но на этотъ разъ красивый юноша былъ не на конѣ, а стоялъ на большомъ камнѣ, подлѣ коего виднѣлся и бѣлый конь; видѣніе скрылось тогда только, когда всѣ они подошли на самое близкое къ нему разстояніе. Но велико было удивленіе ихъ, когда они увидѣли стопы, напечатлённые на томъ камнѣ, на которомъ стоялъ юноша и изображеніе конскихъ копытъ на мѣстѣ, гдѣ чебанъ два раза замѣчалъ всадника на бѣломъ конѣ. И какъ обрадовались они, когда немного повыше этого мѣста представилась взорамъ ихъ икона святого великомученика Побѣдоносца Георгія, совершенно новая, какъ будто въ тотъ часъ написанная. Воздавъ благодареніе Господу за ниспосланную милость и съ благоговѣніемъ поклонясь явленной иконѣ, они немедленно обо всёмъ этомъ дали знать въ Керчь греческому священнику. Огласивъ событіе это, священникъ, при значительномъ стеченіи людей, перенесъ икону святого Георгія въ церковь святого Іоанна Предтечи, но она невидимо перенеслась оттуда на мѣсто своего явленія; вторично взятая въ церковь, она возобновила чудесный уходъ свой оттуда на гору. Тогда священникъ собралъ народъ и отслуживъ молебенъ съ колѣнопреклоненіемъ, далъ обѣтъ: воздвигнуть со временемъ на мѣстѣ явленія иконы храмъ, въ который и поставить её навсегда, а до того ежегодно, въ 23-й день апрѣля, приносить икону сію съ крестнымъ ходомъ въ Катерлезъ, что донынѣ и исполняется».
Примѣчательно, что главный свидѣтель чуда ходилъ молиться на гору Святого Георгія, вѣроятно, именуемую такъ по названію ещё недавно находившейся тамъ обители. Согласно разсказу, первое явленіе произошло во второй половинѣ 1770-х годовъ, а черезъ нѣсколько лѣтъ сложилась традиція крестнаго хода, которая съ тѣхъ поръ ежегодно неукоснительно соблюдалась.
Чтимое жителями святое мѣсто долгое время оставалось пустующимъ. Но назначенный въ 1848 году на Херсонскую и Таврическую каѳедру архіепископъ Иннокентій обратилъ вниманіе на запустѣніе многихъ святыхъ мѣстъ въ Крыму и озаботился возрожденіемъ древнихъ храмовъ и обителей. Посѣтивъ въ 1852 году Керчь, онъ узналъ о широкомъ почитаніи здѣсь Георгія Побѣдоносца и благочестивой традиціи крестнаго хода къ катерлезскому взгорью. Въ сопровожденіи градоначальника князя Дмитрія Ивановича Гагарина и многихъ видныхъ горожанъ владыка отправился осмотрѣть эту возвышенность. Мѣстность архіерею понравилась, и онъ предложилъ устроить хотя бы часовню, заложивъ тѣмъ самымъ основаніе для послѣдующаго возрожденія монастыря. Для осуществленія этого богоугоднаго дѣла были избраны почётные граждане Керчи Николай Джанбековъ и Ѳеодоръ Созоновъ, а собранныхъ средствъ оказалось достаточно для строительства небольшой церкви, въ основаніе которой во время очередного крестнаго хода была заложена мраморная доска съ надписью (обнаружена въ 2011 году въ ходѣ раскопокъ):
«† Въ лѣто отъ Рождества Христова 1852, въ царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая I съ благословенія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго, при управляющемъ Новороссійскимъ краемъ намѣстникѣ Кавказскомъ князѣ М. С. въ присутствіи градоначальника князя Д. И. Гагарина и при стеченіи народа, съ крестнымъ ходомъ ежелѣтно изъ города Керчи бываемаго, заложенъ здѣсь 23-го апрѣля храмъ во имя Святого Великомученика и Побѣдоносца Георгія».
Храмъ былъ торжественно освящёнъ въ 1853 году, тогда же при нёмъ съ Высочайшаго соизволенія былъ открытъ скитъ. Во время Крымской войны скромное хозяйство киновіи было разорено, причёмъ церковь использовалась турками въ качествѣ конюшни и была настолько сильно ими повреждена, что сохранились лишь каменныя стѣны: деревянная кровля, полы, иконостасъ, окна и двери — всё было предано огню.
Въ 1856 году купецъ Василій Яковлевичъ Гущинъ принялся за возстановленіе поруганной святыни, и уже 23 апрѣля слѣдующаго года была освящена новая Георгіевская церковь. Въ 1859 году купецъ Иванъ Егоровичъ Салатичъ построилъ одноэтажный корпусъ для братіи, а въ 1862-м были завершены колокольня и небольшой домъ настоятеля. Съ 1889 года обитель быстро благоустраивалась и къ 1893-му было сдѣлано всё необходимое для жизни братіи: устроены трапезная, просфорная, хлѣбная, братская кухня, баня, коровникъ, столярная мастерская съ кузницей, лѣстница къ храму съ площадками и аркой, возведенъ новый корпусъ съ помѣщеніемъ для богомольцевъ и прочія постройки Въ 1895 году монастырь былъ обнесёнъ каменной оградой съ въѣздными воротами. Въ 1898 году завершилось строительство тёплой церкви въ честь святыхъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ, пристроенной къ первому храму.
Въ 1900 году Катерлезская мужская обитель была обращена въ женскую. Въ 1911 году монастырь построилъ подворье въ Керчи съ Введенской церковью на Сѣнной площади, а въ 1913-м Георгіевская киновія украсилась новымъ великолѣпнымъ западнымъ фасадомъ въ русскомъ стилѣ: встроенный въ ограду ансамбль включалъ ворота, часовню со склепомъ и келью-сторожку. Въ монастырѣ хранились частицы мощей апостола Андрея Первозваннаго, священномученика Анѳима, святителя Павла Патріарха, святого Косьмы Безсребреника, великомученика Пантелеимона, мучениковъ Христофора и Хрисанѳа, преподобной Фотиніи и чудесно обрѣтенная чудотворная икона святого Георгія.
Въ 1920 году монашествующіе были выселены и стали проживать въ керченскомъ подворьѣ, въ 1922 году обитель была закрыта и черезъ два года разобрана на строительные матеріалы. Введенская церковь была окончательно закрыта и снесена въ 1962 году подъ предлогомъ расширенія городского рынка.
Новая эпоха въ жизни монастыря началась съ 1997 года, когда Православной Церкви въ качествѣ своеобразной компенсаціи были переданы два заброшенныхъ недостроенныхъ зданія колхознаго ипподрома у подножья горы Святого Георгія. Въ одномъ изъ нихъ нынѣ находятся келіи и храмъ. 7 января 2000 года въ монастырѣ совершилась первая за много лѣтъ литургія.
Архивная статья — первоначально публиковалась на «Зеркалѣ Крыма».
Ходаковскіе К. Н. и В. Н., 23 апрѣля (6 мая) 2016 года