Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Проездной на поезд. Как работает европейская система Interrail

Оглавление

Один из самых крутых железнодорожных билетов мира – европейский проездной Interrail. Несмотря на текущую ситуацию, он по-прежнему доступен жителям России, Украины, Беларуси и Молдовы (как и любой другой европейской страны). Interrail позволяет безлимитно ездить по всему континенту или по одной выбранной стране в течение определенного периода – от нескольких дней до трех месяцев.

RegioExpress немецких железных дорог на станции Friedrichstrasse в центре Берлина
RegioExpress немецких железных дорог на станции Friedrichstrasse в центре Берлина

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520today.ru.

Как работает Interrail

Во многих странах Interrail позволяет просто прыгнуть в любой подошедший поезд, не заморачиваясь бронированием мест. По нему можно объехать несколько городов в один день, не думая о том, сколько стоят разовые билеты между ними. Можно выйти, где заблагорассудится, если увидел что-то интересное из окна, а потом продолжить поездку на следующем поезде. Можно менять планы хоть каждый день и не зависеть, как в обычной поездке, от купленных заранее билетов.

Стандартный Interrail действует в сидячих вагонах второго класса, которых львиная доля в любой европейской стране.

Вагон второго класса нидерландских железных дорог
Вагон второго класса нидерландских железных дорог

Базово есть два типа проездных. Первый – на определенное число дней использования в течение месяца. Подойдет тем, кто хочет делать паузы в пути и подробно осматривать какие-то города. Второй – на срок от полумесяца подряд. Он подойдет тем, кто любит ездить каждый день, или тем, кто хочет провести в поездках больше месяца. Работает Interrail практически по всей Европе (кроме Албании, Косово и стран без железных дорог вроде Мальты или Исландии), а также по всей Турции.

Из стран бывшего СССР в проездной сейчас включены только три балтийских государства. Около десяти лет назад были планы по включению в Interrail и России, однако они застопорились сначала по техническим, а затем и по политическим причинам.

Цены на Interrail

Цены 2023 года на всю Европу для взрослых (расценки для молодежи младше 28 лет на 25% ниже, для пассажиров старше 60 лет – на 10% ниже; для пассажиров первого класса – на 27% выше):

  • 4 дня в течение месяца – 258 евро;
  • 5 дней в течение месяца – 296 евро;
  • 7 дней в течение месяца – 352 евро;
  • 10 дней в течение месяца — 421 евро;
  • 15 дней подряд — 465 евро;
  • 15 дней в течение месяца – 518 евро;
  • 22 дня подряд – 544 евро;
  • 1 месяц подряд – 704 евро;
  • 2 месяца подряд – 768 евро;
  • 3 месяца подряд – 947 евро.
Поезда InterCity и Sprinter на вокзале Amsterdam Centraal
Поезда InterCity и Sprinter на вокзале Amsterdam Centraal

Осенью, зимой и весной часто бывают распродажи со скидками около 15%, при этом использовать купленный по такой акции проездной можно и летом (начать ездить надо в течение 11 месяцев после покупки), но вот сдать скидочный проездной нельзя. Обычный Interrail можно сдавать или менять, если его еще не начали использовать. Дети до 12 лет ездят бесплатно, но на них должен быть оформлен свой проездной.

Проездные на отдельные страны

Отдельно есть еще проездные по каждой стране (и единый проездной для Нидерландов, Бельгии и Люксембурга, а также отдельный паромный проездной по островам Греции). Их стоит рассматривать, если вы собираетесь интенсивно ездить по одной-двум странам Западной или Северной Европы. В Восточной Европе они обычно не особо выгодны – часто местные билеты могут оказаться дешевле.

В большинстве стран доступны только проездные на 3-8 дней в течение месяца, в некоторых — и проездные на 7-15 дней подряд. Цены сильно отличаются в зависимости от страны. Дешевле всего – в Литве, Турции, Словении, Словакии или Северной Македонии – от 62 евро за три дня поездок в течение месяца до 139 евро за восемь дней (как и в случае общеевропейского билета, доступны скидки для молодежи и пожилых пассажиров).

Дороже всего Великобритания – от 202 евро за 3 дня до 312 евро за 8 дней. Похожие цены в Германии, где есть даже довольно странное предложение: 502 евро за 15 дней в течение месяца. За те же деньги можно купить аналогичный проездной по всей Европе. Франция, Италия и Испания формально несколько дешевле, однако там практически неизбежны существенные дополнительные траты на резервирование скорых и скоростных поездов. Некоторые страны с небольшой железнодорожной сетью (например, Босния или Черногория) не имеют собственного проездного, но доступны по всеевропейскому.

Поезд InterCity на главном вокзале Берлина
Поезд InterCity на главном вокзале Берлина

Где ездить легко и где сложно

В Европе немало стран, где Interrail дает полную свободу – можно сесть практически в любой поезд во внутреннем сообщении без всяких дополнительных резервирований и доплат (исключения могут составлять ночные спальные и специальные туристические поезда, а также составы отдельных частных перевозчиков). Это Великобритания, Германия, Швейцария, Австрия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Ирландия, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония. С небольшими оговорками близки к ним Норвегия, Чехия, Польша, Греция, Словения.

На противоположном полюсе – Франция, Испания, Италия, Португалия, Венгрия, Словакия, Румыния, Босния, где почти любой дальний поезд требует бронирования мест, часто с доплатой. На высокоскоростные поезда во Франции, Испании и Италии она нередко составляет 10-20 евро, на международные высокоскоростные поезда во Франции и Бельгии – часто доходит до 30 евро. Цены в Восточной Европе более щадящие – обычно от 0,5 до 4 евро.

Ночные спальные поезда обычно требуют заметных доплат – от нескольких евро за сидячее место и 20-40 евро за кушетку или купе и до 40-140 евро за место в спальном вагоне. Иногда в ночных поездах нужно оформлять бесплатное резервирование сидячих мест – например, в Великобритании.

Помимо основных железнодорожных сетей, Interrail дает скидки на многие частные железные дороги, прочие фуникулеры (их особенно много в Альпах) и паромы. Обычно скидка составляет 30-50%, иногда вместо скидки применяется фиксированная доплата.

Региональный поезд чешских железных дорог
Региональный поезд чешских железных дорог

Как выглядит билет

Interrail доступен, как в бумажном, так и в электронном виде (некоторые проездные по отдельным странам – только в бумажном). Электронный проще купить (на www.interrail.eu) и сложнее потерять (только вместе с телефоном, причем проездной можно восстановить на другой телефон). Бумажный – хороший сувенир, доступен в кассах крупных вокзалов практически в любой стране Европы, но его нельзя восстановить, если он будет утерян.

Дополнительные резервирования и доплаты частично доступны на том же сайте, иногда – на сайте перевозчика. В некоторых странах или на определенных маршрутах их можно сделать только в кассах, при этом в местных кассах нередко дешевле, чем в зарубежных. В пиковые времена имеет смысл делать некоторые бронирования заранее, чтобы не остаться без мест.

Юрий Плохотниченко